Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие
А) Люди отличаются друг от друга, и у каждого имеются свои слабые места, на которые в процессе caмoсовершенствования следует обратить внимание (Vilna Gaon to Mishle 14:2).
Б) Месилат Йешaрим (ch.2) сравнивает человека, не уделяющего пристального внимания тому — правильно он поступает или нет, со слепцом, идущим вдоль высокого берега реки. Такой человек рискует упасть в воду, и вероятность того, что он пострадает, гораздо выше, чем возможность избежать несчастья.
В) Человек может пытаться найти кого-то по имени Реувен, но никогда не сумеет найти его. Почему? Потому что не знает его в лицо. Точно также, любой, кто решит начать работу по самосовершенствованию и избавиться от собственных недостатков, должен, в первую очередь, признать в себе конкретные поступки и мысли, характерные для данных недостатков (Chochmah Umussar, vol. 1, p.231).
Г) Для того, чтобы изменить в себе какую-то черту характера, очень важно знать конкретные детали того, чтó вы планируете делать и от каких дел собираетесь отказаться.
Если человек заявляет: «Я не хочу больше быть ленивым» или «Я хотел бы перестать быть высокомерным» — такого рода заявления носят слишком общий характер. Нужно бы сказать более конкретно, чтó вам нужно сделать, чтобы перестать быть ленивым или высокомерным. Например, лентяй мог бы сказать: «Я собираюсь просыпáться в такое-то время каждоe утро; я ежедневно будут уделять учёбе столько-то времени; я сделаю столько-то добрых дел за день». Высокомерный человек может сказать: «Я не буду хвастать такими-то пятью своими достижениями; я буду разговаривать с бóльшим уважением к этим пятерым знакомым; я не стану обращать внимания на недостаки вот этих людей» и т.д. Чем более конкретными будут ваши планы, тем больше будет шансов изменить то или иное своё негативное качество.
Д) Хaфец Хаим говорил: «Мы должны вести учёт своим поступкам точно так же, как ведём учёт нашей хозяйственой деятельности» (Michtevai Chafetz Chayim).
E) Каждая особенность характера — это отдельная тема сама по себе. Когда работаешь над самосовершенствованием, желательно заниматься каждым своим недостатком в отдельности. Чтобы разобраться во всех деталях каждого свойства характера, следует сосредоточиться на каждом из них как на самостоятельной категории. Но если вам удалось избавиться от какого-то конкретного недостатка, это окажет положительное влияние и на другие ваши качества (Torat Avraham, p.48).
Ж) Если вы стремитесь к изменению некоторых аспектов своего поведения, уделите время на ежедневные размышления o следующих трёх моментax:
(1) Разберитесь в деталях своего поведения; составьте конкретный список совершаемых вами ошибок.
(2) Постарайтесь понять причины — почему вы совершаете эти ошибки.
(3) Составьте план — как избавиться от причин, порождающих данные ошибки (Erech Apayim, p. 67).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»