Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У зеркала два лица 10. Часть I. Заглянуть себе в душу 11-14. Помощь внешних факторов. Свое отношение к окружающим. Отчет себе о своих знаниях. Понимание своей позиции

Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие

С помощью каких внешних обстоятельств можно глубже изучить себя? Как это сделать?

11. Внешние факторы могут помочь лучше познать себя

А) Желая узнать человека, выясни — кто его друзья (Sefer Chasidim, no.50).

Б) Все мы находимся под влиянием общества, в котором воспитаны. Рабби Иерухем Лейбович отмечал, что евреи, выросшие в разных странах, обнаруживали склонности к разным особенностям в характере. В одних странах у них отмечается тенденция к гневливости, в других — к высокомерию, и т.д (Daat Chochmah Umussar, vol.1, p.84).

В) Многие неверно полагают, что окружающая среда оставляет важный отпечаток только на детях и на безвольных людях. На самом деле это не так. Окружение влияет на человека, даже если это поистине очень замечательная личность (Michtav Mi Eliyahu, vol.1, p.153).

Чтобы понять себя, необходимо знать все условия cвoего окружения, в которых вы можете оказаться. Постарайтесь заметить — какое влияние оказывают окружающие условия на вашу индивидуальность и на ваше поведение.

12. Прочувствуйте своё отношение к окружающим

А) В какой степени вам нравится быть в обществе других людей, и насколько предпочительнее для вас оставаться наедине с собой? (Torat Avraham, p.381).

Б) Ваше истинное отношение к человеку или к обязанностям может зависеть от того, делаете ли вы больше, чем тот минимум, которого от вас требуют. Если вам нравится человек или какие-то обязанности, вы сделаете больше, чем от вас ожидается. Тот факт, что вы делаете меньше, чем от вас требуют, свидетельствует об отрицательном отношении к кому-либо или чему-либо. Это практическое правило поможет вам осознать своё отношение ко многим вещам (Daat Chochmah Umussar, vol.1, pp.86-87).

В) Тот, кто любит скорее получать, нежели давать, будет думать, что y каждого человека такой же взгляд, как и у него. У него нет ни малейшего представления о доброте ради самой доброты. Увидев, что кто-то совершает доброе дело, он предположит, что у того человека есть какие-то скрытые мотивы. Он скажет себе: «Интересно, а какая ему выгода от этого дела?» (Michtav Mi Eliyahu, vol. 1, p. 194).

А какая первая мысль приходит в голову вам, когда вы видите, что кто-то совершает добрый поступок?

Г) Как вы стараетесь судить людей — благосклонно или негативно? И что ваше суждение выявляет в вас самих? (Bayit Neaman, p.77).

Д) Что вам доставляет больше удовольствия — хвалить других людей или же высказываться против кого-то? (Bayit Neaman, p.77-78).

13. Отдавайте себе отчёт о своих знаниях

А) Человек всегда должен осознавать, сколь многого он ещё не знает, и не должен считать себя умнее, чем он есть (Sefer Hamidot LehaMeiri, p. 253).

Б) Рабби Иерухем Лейбович рассказывал, что Хaфец Хаим время от времени подходил к своим книжным полкам и спрашивал себя: — А эту книгу ты знаешь? А эту? А ту? (Daat Chochmah Umussar, vol.1, p.96).

В) Наши мудрецы (Pirke Avot 4:1) утверждали, что мудр тот, кто учится у каждого. Что это значит? Объяснение состоит в том, что человек обращает внимание на всё, что относится к сфере его интересов. Портной, встретив человека, сразу же обращает внимание на его одежду. Сапожник — на обувь, а шляпный мастер — на головной убор. Точно так же любой бизнесмен обратит внимание на слова или действия, которые могут принести пользу его бизнесу. И во всех этих областях те, у когo изначально не было никакого интереса, могут вообще ничего не заметить. Аналогично и в духовных вопросах — чем более возвышен человек духовно, тем скорее он заметит достоинства в других людях. И только те, кто сами чутки к помощи другим людям, обратят внимание на множество уроков, которые они получат, благодаря окружающим, — как быть ещё более чувствительными к нуждам других людей. Благодаря этому принципу мы можем сделать вывод, что если кто-то учится на примере другого человека, это показывает искренний интерес к любым формам мудрости, и такой человек заслуживает называться мудрым человеком (Rabbi Simcha Zissel of Kelm; Chochmah Umussar, vol.2, p.92).

14. Знайте и понимайте свою позицию, сталкиваясь с новыми идеями

Важным методом для самопознания и духовного роста является вопрос: «Какова моя позиция по данной проблеме?». Изучая любую область в Торе — письменные или в устные законы, всегда старайтесь уяснить для себя — где и как вы применяете принципы Торы в своей жизни (Maarchai Laiv, p.70).

Изучая труды по этике, сосредоточьтесь на тех областях, в которых нуждаетесь в исправлении (Rabbi Noson Wachtfogel; Sichot Mussar, p.65).

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»