Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О чем поговорить с детьми, каких ошибок избегать, как отделить главное от второстепенного?

Четыре ошибки родителей

Для большинства родителей пребывание всех детей дома оказалось проблемой. Психологи советуют проверить — не совершаем ли мы некоторые из распространенных родительских ошибок?

Ждем окончания испытания

Мы ждем, что период вынужденного сидения дома скоро закончится. Психологи советуют не ждать окончания карантина, а представить себе, что так будет выглядеть наша жизнь ближайшие несколько лет. Тогда мы сможем вздохнуть посвободнее и проживать с радостью каждую минуту, проведенную дома с детьми. «Большая заповедь — быть в радости» — это один из важнейших еврейских девизов, при помощи которых мы выходили и выводили своих детей и из более страшных мест, чем нынешний корона-кризис.

Не даем детям скучать

Мы уверены, что обязаны занимать и развлекать своих детей. Но если мы хотим, чтобы наши дети выросли находчивыми и творческими людьми, необходимо давать им иногда поскучать. Будем держаться привычных утренних и вечерних ритуалов и перестанем переживать, что дети предоставлены сами себе, пока мы работаем. Тогда дети начнут самостоятельно искать себе подходящие занятия и смогут проявить себя.

Погружаемся в негативные чувства

Мы все время находим поводы чувствовать стыд и вину по поводу своих родительских ошибок и недочетов. Но ведь на самом деле — мы самые лучшие родители для своих детей: преданные и заботливые. Из чувства вины ничего позитивного вырастить невозможно, а сейчас самое время начать взращивать позитив — на базе уверенности в своих родительских силах и возможностях.

Теплая любящая атмосфера в доме, спокойствие, сосредоточение на положительном, добром и хорошем — не только ценны сами по себе, но и способствуют укреплению иммунной системы.

Пытаемся угнаться за другими

Мы всюду читаем идеи «чем занять ребенка на карантине», начинаем сравнивать себя с другими родителями, ставить себе «двойки» за то, что прошел еще один день — а математика не сдвинулась с места, на кухне все вверх дном, дети поздно ложатся и поздно встают…

Описанные другими способы провести время с семьей не должны становиться для нас источником вины. Во всех ситуациях у нас есть только два верных и бесспорных столпа: изучение Торы и молитва. На них и будем полагаться, им и будем выделять ежедневно время, вокруг них строить распорядок дня.

По поводу всего остального спросим себя: что нам интересно, что нам нравится, чего бы мы хотели в своем доме? Кому-то помогают таблицы и графики, списки, делегирование. Кто-то, наоборот, будет рад возможности немного расслабиться и дать детям побыть детьми.

В чем проявляется наша взрослость?

Основная задача взрослого состоит не в том, чтобы обучать, развлекать и занимать детей, а, оставив в стороне свои собственные страхи и тревоги, дать детям опору, транслировать спокойствие и уверенность.

В сложившейся ситуации вести себя по-взрослому мы можем на трех уровнях. Первый — практические аспекты: покупка продуктов, готовка, обеспечение продолжения образования детей, игры и поделки, организация совместных семейных вечеров.

Второй: напомним самим себе и своим детям, что Вс-вышний управляет миром, и что все происходящее — часть Б-жественного грандиозного плана, который нам пока неведом.

И третья наша взрослая функция — успокаивать и утешать. Но сначала надо успокоить самих себя: ведь дети очень чувствительны к беспокойству родителей, и чем выше уровень страха у взрослых, тем больше волнуются дети.

Наши дети всех возрастов нуждаются в том, чтобы услышать от нас, что все будет хорошо. Даже если родители пока еще сами не верят в то, что говорят. Даже если дети догадываются, что их папа и мама — не пророки и не предсказатели будущего. Наши уверения успокоят их и дадут им инструменты, необходимые для того, чтобы справиться с новой и трудной для них ситуацией.

Известная израильская писательница, автор многочисленных книг для детей Менуха Фукс предлагает подумать: «Нужно ли детям знать все детали о коронавирусе: карты распространения, истории болезней, количество заболевших?» Насколько нам, взрослым, удастся нейтрализовать поток негативной информации и сосредоточить внимание (свое и детей) на позитивном, на том, что радует, — настолько спокойнее будут дети и тем безболезненнее для них пройдет период вынужденной изоляции.

Не будем позволять детям получать информацию о коронавирусе из СМИ и от друзей. Не будем при них открывать новостные сайты с пугающими картинками. Станем сами для своих детей тем средством массовой информации, которое будет передавать им только такие сведения, которые будут для них безвредны.

Что и как говорить детям о коронавирусе

Для начала — важно выслушать детей и узнать, что их волнует, попытаться понять, какие чувства они испытывают. Дети боятся происходящего больше, чем взрослые, — потому что многого не понимают и склонны додумывать. Поэтому постараемся услышать и незаданные вопросы: если ребенок о чем-то не спрашивает, это может означать как отсутствие интереса, так и страх узнать что-то слишком ужасное.

Наши дети дома — какое счастье быть вместе, рядом! Так давайте скажем им об этом — и воспользуемся возможностью чаще обнимать своих детей, целовать их, встречаться глазами, говорить ласковые добрые слова.

Объясним каждому ребенку самым простым языком на его уровне: что это за «корона», откуда она взялась, в чем проявляется. Расскажем, что это обычная болезнь, которая у большинства людей проявляется так же, как и знакомый всем вирус, и главное, чем эта болезнь отличается от других вирусов — в скорости ее распространения и опасности осложнений для тех, у кого плохой иммунитет. Поэтому отменяют мероприятия, занятия и кружки — не потому, что уже случилось что-то ужасное, а для того, чтобы это ужасное не случилось.

Песни, смех, юмор, шутки снижают тревожность. Можно вместе сочинять истории и стишки про коронавирус, придумывать вирусу новые названия, разыгрывать сценки.

Как и во всех ситуациях, связанных со стрессом, травмой, чем-то выходящим за рамки нормы, основной совет для родителей: говорить, обсуждать, повторять на разные лады травмирующую тему — до тех пор, пока ее упоминание не перестанет вызывать сильные эмоции. В нашем случае — пока в сознании детей коронавирус перестанет быть чем-то неизвестным и страшным и станет тем, чем он на самом деле является: испытанием, которое мы должны преодолеть, с Б-жьей помощью.

Отрицать существование проблемы — тоже не выход. Если мы повторяем: «Мы верим, что, благодаря Вс-вышнему, с нами будет все в порядке, поэтому все эти меры предосторожности нам не нужны», то дети считывают информацию следующим образом: «Есть темы, о которых у нас в семье не принято говорить» или: «Волноваться — это значит не доверять Вс-вышнему».

Дни карантина — это замечательное время для того, чтобы:

  • Рассказать о том, что Вс-вышний не только сотворил мир, но и управляет им.
  • Объяснить детям концепцию взаимной ответственности евреев друг за друга (коль Исраэль аревим зэ ла-зэ), предложить подумать вместе, как мы можем помочь другим людям и как другие помогают нам.
  • Наглядно показать, как нам, родителям, важно молиться — всегда, и, в частности, в трудные моменты жизни.
  • Обсудить, в чем состоит иштадлут (усилия, которые мы предпринимаем), а где мы «передаем контроль» Вс-вышнему.
  • Увидеть, что мы остаемся общиной даже в том случае, если нам нельзя ходить в школу и синагогу. Позвоним сами друзьям и родственникам — и будем приветствовать звонки детей их друзьям.
  • Поделиться с детьми своими методами и способами справляться с нервозностью и волнениями.

Давайте сделаем нашу жизнь дома с детьми не просто «терпимой» или «сносной», а приятной, продуктивной, объединяющей и приносящей массу положительных эмоций!


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»