Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О чем поговорить с детьми, каких ошибок избегать, как отделить главное от второстепенного?

Четыре ошибки родителей

Для большинства родителей пребывание всех детей дома оказалось проблемой. Психологи советуют проверить — не совершаем ли мы некоторые из распространенных родительских ошибок?

Ждем окончания испытания

Мы ждем, что период вынужденного сидения дома скоро закончится. Психологи советуют не ждать окончания карантина, а представить себе, что так будет выглядеть наша жизнь ближайшие несколько лет. Тогда мы сможем вздохнуть посвободнее и проживать с радостью каждую минуту, проведенную дома с детьми. «Большая заповедь — быть в радости» — это один из важнейших еврейских девизов, при помощи которых мы выходили и выводили своих детей и из более страшных мест, чем нынешний корона-кризис.

Не даем детям скучать

Мы уверены, что обязаны занимать и развлекать своих детей. Но если мы хотим, чтобы наши дети выросли находчивыми и творческими людьми, необходимо давать им иногда поскучать. Будем держаться привычных утренних и вечерних ритуалов и перестанем переживать, что дети предоставлены сами себе, пока мы работаем. Тогда дети начнут самостоятельно искать себе подходящие занятия и смогут проявить себя.

Погружаемся в негативные чувства

Мы все время находим поводы чувствовать стыд и вину по поводу своих родительских ошибок и недочетов. Но ведь на самом деле — мы самые лучшие родители для своих детей: преданные и заботливые. Из чувства вины ничего позитивного вырастить невозможно, а сейчас самое время начать взращивать позитив — на базе уверенности в своих родительских силах и возможностях.

Теплая любящая атмосфера в доме, спокойствие, сосредоточение на положительном, добром и хорошем — не только ценны сами по себе, но и способствуют укреплению иммунной системы.

Пытаемся угнаться за другими

Мы всюду читаем идеи «чем занять ребенка на карантине», начинаем сравнивать себя с другими родителями, ставить себе «двойки» за то, что прошел еще один день — а математика не сдвинулась с места, на кухне все вверх дном, дети поздно ложатся и поздно встают…

Описанные другими способы провести время с семьей не должны становиться для нас источником вины. Во всех ситуациях у нас есть только два верных и бесспорных столпа: изучение Торы и молитва. На них и будем полагаться, им и будем выделять ежедневно время, вокруг них строить распорядок дня.

По поводу всего остального спросим себя: что нам интересно, что нам нравится, чего бы мы хотели в своем доме? Кому-то помогают таблицы и графики, списки, делегирование. Кто-то, наоборот, будет рад возможности немного расслабиться и дать детям побыть детьми.

В чем проявляется наша взрослость?

Основная задача взрослого состоит не в том, чтобы обучать, развлекать и занимать детей, а, оставив в стороне свои собственные страхи и тревоги, дать детям опору, транслировать спокойствие и уверенность.

В сложившейся ситуации вести себя по-взрослому мы можем на трех уровнях. Первый — практические аспекты: покупка продуктов, готовка, обеспечение продолжения образования детей, игры и поделки, организация совместных семейных вечеров.

Второй: напомним самим себе и своим детям, что Вс-вышний управляет миром, и что все происходящее — часть Б-жественного грандиозного плана, который нам пока неведом.

И третья наша взрослая функция — успокаивать и утешать. Но сначала надо успокоить самих себя: ведь дети очень чувствительны к беспокойству родителей, и чем выше уровень страха у взрослых, тем больше волнуются дети.

Наши дети всех возрастов нуждаются в том, чтобы услышать от нас, что все будет хорошо. Даже если родители пока еще сами не верят в то, что говорят. Даже если дети догадываются, что их папа и мама — не пророки и не предсказатели будущего. Наши уверения успокоят их и дадут им инструменты, необходимые для того, чтобы справиться с новой и трудной для них ситуацией.

Известная израильская писательница, автор многочисленных книг для детей Менуха Фукс предлагает подумать: «Нужно ли детям знать все детали о коронавирусе: карты распространения, истории болезней, количество заболевших?» Насколько нам, взрослым, удастся нейтрализовать поток негативной информации и сосредоточить внимание (свое и детей) на позитивном, на том, что радует, — настолько спокойнее будут дети и тем безболезненнее для них пройдет период вынужденной изоляции.

Не будем позволять детям получать информацию о коронавирусе из СМИ и от друзей. Не будем при них открывать новостные сайты с пугающими картинками. Станем сами для своих детей тем средством массовой информации, которое будет передавать им только такие сведения, которые будут для них безвредны.

Что и как говорить детям о коронавирусе

Для начала — важно выслушать детей и узнать, что их волнует, попытаться понять, какие чувства они испытывают. Дети боятся происходящего больше, чем взрослые, — потому что многого не понимают и склонны додумывать. Поэтому постараемся услышать и незаданные вопросы: если ребенок о чем-то не спрашивает, это может означать как отсутствие интереса, так и страх узнать что-то слишком ужасное.

Наши дети дома — какое счастье быть вместе, рядом! Так давайте скажем им об этом — и воспользуемся возможностью чаще обнимать своих детей, целовать их, встречаться глазами, говорить ласковые добрые слова.

Объясним каждому ребенку самым простым языком на его уровне: что это за «корона», откуда она взялась, в чем проявляется. Расскажем, что это обычная болезнь, которая у большинства людей проявляется так же, как и знакомый всем вирус, и главное, чем эта болезнь отличается от других вирусов — в скорости ее распространения и опасности осложнений для тех, у кого плохой иммунитет. Поэтому отменяют мероприятия, занятия и кружки — не потому, что уже случилось что-то ужасное, а для того, чтобы это ужасное не случилось.

Песни, смех, юмор, шутки снижают тревожность. Можно вместе сочинять истории и стишки про коронавирус, придумывать вирусу новые названия, разыгрывать сценки.

Как и во всех ситуациях, связанных со стрессом, травмой, чем-то выходящим за рамки нормы, основной совет для родителей: говорить, обсуждать, повторять на разные лады травмирующую тему — до тех пор, пока ее упоминание не перестанет вызывать сильные эмоции. В нашем случае — пока в сознании детей коронавирус перестанет быть чем-то неизвестным и страшным и станет тем, чем он на самом деле является: испытанием, которое мы должны преодолеть, с Б-жьей помощью.

Отрицать существование проблемы — тоже не выход. Если мы повторяем: «Мы верим, что, благодаря Вс-вышнему, с нами будет все в порядке, поэтому все эти меры предосторожности нам не нужны», то дети считывают информацию следующим образом: «Есть темы, о которых у нас в семье не принято говорить» или: «Волноваться — это значит не доверять Вс-вышнему».

Дни карантина — это замечательное время для того, чтобы:

  • Рассказать о том, что Вс-вышний не только сотворил мир, но и управляет им.
  • Объяснить детям концепцию взаимной ответственности евреев друг за друга (коль Исраэль аревим зэ ла-зэ), предложить подумать вместе, как мы можем помочь другим людям и как другие помогают нам.
  • Наглядно показать, как нам, родителям, важно молиться — всегда, и, в частности, в трудные моменты жизни.
  • Обсудить, в чем состоит иштадлут (усилия, которые мы предпринимаем), а где мы «передаем контроль» Вс-вышнему.
  • Увидеть, что мы остаемся общиной даже в том случае, если нам нельзя ходить в школу и синагогу. Позвоним сами друзьям и родственникам — и будем приветствовать звонки детей их друзьям.
  • Поделиться с детьми своими методами и способами справляться с нервозностью и волнениями.

Давайте сделаем нашу жизнь дома с детьми не просто «терпимой» или «сносной», а приятной, продуктивной, объединяющей и приносящей массу положительных эмоций!