Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ушла из жизни учительница р. Бенциона Зильбера, помогавшая семье Зильбер соблюдать Шабат в Советском Союзе

В субботу 2 Ава (вечером 2 августа) ушла из жизни Мария Яковлевна Розой, учительница, которая в Казани помогала нашей семье соблюдать Шабат. Я учился у нее в третьем и четвертом классах — 57-59 годы. Согласившись принять в школу ребенка, который будет пропускать каждую субботу, она серьезно рисковала: если бы это стало известно, она, как минимум, лишилась бы работы.

Вот что о ней пишет мой отец рав Ицхак Зильбер («Чтобы ты остался евреем», с. 227-228):

«Когда сыну исполнилось восемь, я стал искать школу, где бы “не замечали” его пропусков в субботу. Нашел. И мы всей семьей молились, чтобы его туда приняли. С учительницей всё было договорено… Но директор? Но Гороно? Детям полагалось учиться в школах по месту жительства, а мы мало того, что просились не в свой район, так еще хотели попасть сразу в третий класс, где преподавала “наша” учительница Мария Яковлевна Розой. Читать и считать по-русски Бенцион умел, а вот писать — нет. Но Марию Яковлевну это не пугало…

Мы обратились к директору школы с просьбой принять “развитого любознательного мальчика” сразу в третий класс. Директор проверил Бенциона. Как сейчас помню, Бенциона попросили умножить одиннадцать на одиннадцать, и он с этим справился. А согласие учительницы принять мальчика к себе в класс довершило дело. Мы пошли в Гороно, и там решение утвердили».

Когда был напечатан фельетон «Кто же они?» о нашей семье, были упомянуты — с осуждением — обе учительницы: учительница моей сестры Сары Берта Моисеевна и моя учительница Мария Яковлевна. Но интересно, что они обе, слава Б-гу, не пострадали. Берта Моисеевна часто болела и пропускала, и она сказала: «Я пропускала часто и не обратила внимания, когда девочка отсутствует, а во внутренний мир девочки я не входила». А с Марьей Яковлевной получилось по-другому. Как раз в ту зиму она упала, сломала ногу и долгое время не была в школе. Когда она вернулась на работу, уже все забыли о фельетоне. Так получилось, что они обе не пострадали.

После перестройки отец был в Казани, он получил там адрес Марии Яковлевны, мы переписывались и прислали ей вызов. Она приехала в Израиль, мы поддерживали связь, я навещал ее время от времени.

Пусть будет благословенна ее память…


Цадик — по-еврейски это означает праведник, человек, ведущий праведную жизнь. Но есть ли какие-то более точные критерии, по которым человека можно назвать праведником? Читать дальше

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».

Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Из книги «Врата воздаяния»

Врата воздаяния. О Рае (Ган Эдене)

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Где находится Ган-Эден? И сколько их?

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Рав Арье Левин

Рав Пинхас Шнайдер

Люди помнят о нем. А те, кто не знал о его существовании, прочтут надпись на табличке, прикрепленной к стене дома, где он жил, и спросят: «Кто это, рав Арье Левин?»…

Гер-Цедек — польский граф Потоцкий, ставший евреем

С. Бернфельд

Среди людей, которые перешли в иудаизм, было немало ярких личностей. Для многих такой шаг означал подписание себе смертного приговора. Граф Валентин Потоцкий, молодой человек, который разочаровался в католичестве, являет собой пример праведного прозелита.

Ликутей Амарим — Тания. Глава 1

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Противопоставление самоощущения грешника и радости, с которой следует служить Всевышнему. Что собой представляют праведник, грешник и средний. Две души.

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».