Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава «Цав» («Прикажи») детализирует описание жертвоприношений, поэтому перечисленные в ней заповеди обращены преимущественно к коhаним. В этой главе мы впервые при чтении Торы встречаемся с законами о посуде, в которой готовится еда. Говорится об этом в связи с варкой мяса жертвы. Завершается глава описанием церемонии и жертвоприношений, которыми Моше подготовил Аhарона и его сыновей к предстоящему им служению в Храме.

В чем заключался смысл действий Всевышнего, которые мы называем египетскими казнями? Если считать, что цель Всевышнего очевидна и прямо заявлена — освободить еврейский народ из рабства, то исхода можно было добиться более простыми методами, скажем, против воли фараона. Если же Всевышний желал сделать это только с согласия правителя Египта, зачем было «ожесточать сердце» фараона, т.е. вкладывать в него силы стоять на своем?

Основной смысл тех средств, которые Всевышний избрал для освобождения евреев, — продемонстрировать человечеству всесилие и могущество Б-га. Этой цели служат как сами чудеса, так и обстоятельства, в которых они происходили, т.е. то, что дело было в Египте.

Когда, явившись к фараону, Моше и Аарон продемонстрировали ему чудо с посохом, превратившимся в змею, фараон, рассказывает мидраш, просто покатился со смеху. Не только лучшие египетские чародеи, но его жена и дети без труда могли проделать такую вещь. Ты привозишь солому туда, где ее и так горы, — сказали Моше египетские маги, другими словами — у нас и без тебя чародеев больше чем достаточно. Овощи имеет смысл привозить туда, где выращивают овощи, — отвечал Моше. Другими словами — показывать что-то стоит как раз там, где в этом знают толк, где это сумеют оценить. Именно туда, где знают колдовство, сказал Моше, Б-г послал меня творить чудеса.

Действительно, маги — знатоки, специалисты, не могли не увидеть разницу в своих действиях и в том, что произошло с посохом Аарона. Он не только превратился в змею, но и, вновь став посохом, поглотил посохи магов. Но только после третьей казни маги признали в чудесах, совершаемых Моше и Аароном, перст Всевышнего. А фараону потребовались для этого все десять казней.

Всевышний хотел продемонстрировать Свои знамения в Египте, потому что Египет, как мы уже говорили когда-то, был не просто мировым культурным центром, но и крупнейшим центром чародейства. Может быть, это одна из причин, почему Всевышний поместил евреев именно в Египет. Произойди подобные чудеса в какой-то другой, менее развитой стране, люди сказали бы: вас, невежд, любым пустяком можно поразить. А признание египтян, способных понять, где колдовство, а где чудо, было убедительно для всех. Противостояние фараона воле Всевышнего должно было только ярче проявить всесилие Б-га.

Фараон, обладавший в глазах своих подданных неограниченным могуществом, упрямится до последней возможности, однако в конце концов не только сдается и уступает, но так торопит евреев уйти, что тесто, которое они замесили в дорогу, не успело взойти. В память об этом событии мы едим в Песах пресный хлеб — мацу. И не только едим. Рассказ о маце — обязательная часть пасхальной Агады. Почему? Чем так важна маца? Она напоминает нам о стремительном изгнании евреев из Египта, в сущности же — о всесилии Б-га.

Б-г играет упрямством и желаниями фараона. Фараон, говорит мидраш, в этой ситуации подобен приговоренному к наказанию, которому предложили на выбор либо съесть испорченную рыбу, либо получить определенное количество ударов, либо уплатить большую сумму денег. Он предпочел съесть рыбу, но, не доев ее до конца, решил, что пусть уж лучше его накажут палками. Не выдержав положенного числа ударов, он попросил пощады. Кончилось, как вы понимаете, тем, что он уплатил еще и требуемую сумму. Человек испытывает желания и обладает свободой выбора. О фараоне сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» его сердце, т.е. укрепил его упрямство, сделал, так сказать, нечувствительным к ударам. Есть мнение, что таким образом Б-г лишил фараона свободы выбора, чего Он обычно не делает. Для чего? Для того, чтобы достичь Своей цели. Целью Всевышнего была не победа над фараоном. В «поединке» между Б-гом и фараоном фараон — не противник для Всевышнего, об этом просто смешно говорить. Но на арене цирка сильный борец никогда не укладывает слабого одним рывком, хотя мог бы. Он демонстрирует публике зрелище. Творец, разумеется, не имел намерения развлечь нас, но — со всей наглядностью продемонстрировать Свое могущество.

Впервые Творец мира проявился так открыто и так широко. В начале следующей недельной главы, которая продолжает рассказ о египетских казнях, Всевышний говорит: «Я отягчил (сделал неприступным) сердце фараона и сердце его рабов, чтобы Мне свершить эти Мои знамения в его среде. И чтобы ты рассказывал во услышание твоего сына и сына твоего сына о том, как Я глумился над Египтом, и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, — и [чтобы] вы знали, что Я Г-сподь» (Шмот, 10: 1-2).

Это и было целью Всевышнего, когда Он вершил расправу над Египтом, — чтобы мы знали, что Он — Г-сподь. Это был момент, когда закладывались основы еврейского народа. Это момент строительства народа, и Всевышний со всей силой показывает, что такое Б-г и что такое человек.

Рав Хаим Фридландер говорит: человек может освятить Имя Всевышнего и по своей воле, и вопреки своему желанию. По своей воле — активно, вопреки своему желанию — пассивно. Можно освятить Имя Всевышнего так, как это делал Моше, а можно так, как это получилось у фараона. В жизнь претворяются только и исключительно цели и намерения Творца. В любых случаях. Свобода воли человека определяет лишь, в какой роли он в этой ситуации выступит.

Незабываемыми и величественными событиями в Египте Б-г открыто показал всему человечеству, что в мире нет никакой другой силы, кроме Него.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.