Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Определение единства Творца — это отрицание зла»Рамхаль
Моше продолжает свою речь перед народом. Моше говорит о том, что в стране, куда Всевышний ведет избранный Им народ, евреев ждет новая жизнь. И эта жизнь в Святой Земле многого от них потребует. Нигде евреи не могут достигнуть такой близости к Б-гу, как в Эрец-Исраэль, и нигде Б-г не спрашивает с них так строго, как в Земле Обетованной.

Я живу в Израиле уже несколько десятков лет. И за это время я не раз спрашивал себя: почему жизнь в Эрец-Исраэль так неустойчива в смысле безопасности? Почему она так непохожа на жизнь в других небольших странах? Ну хотя бы в Бельгии, про Швейцарию уж не говорю? Почему все мы ощущаем, что как бы подвешены в воздухе, висим на волоске? То с одной стороны нападение, то с другой стороны угроза, то над нами нависает война, то звучат взрывы безо всякой войны. Каждый раз мы выживаем, беда проходит. А потом опять напасти… В чем смысл этого? Да, мы существуем и страна существует, но почему так нестабильно?

В нашей сегодняшней главе о стране Израиля сказано: «Ибо земля, на которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, не как земля Египта она, откуда вы вышли, где, посеяв твои семена, ты поливал твоими ногами, как сад овощной. А земля, куда вы переходите, чтобы овладеть ею, земля гор и долин, от небесного дождя пьет она воду» (Дварим, 11:10-11).

Другими словами — в Египте человеку, чтобы возделать свой огород ( «сад овощной», для которого дождей мало), надо основательно потрудиться, доставляя воду для полива из Нила («поливал твоими ногами»), а в Израиле все растет от дождя. «Не как земля Египта она» , объясняет Раши, «но лучше нее». А мидраш Сифре добавляет: «… ты спишь на ложе твоем, а Святой, благословен Он, насыщает водой и низину, и возвышенность…» Рамбан (рав Моше бен-Нахман, 13 в. н.э.) же говорит, что эти слова — не только и не столько восхваление Эрец-Исраэль и обещание особых благ, сколько предупреждение. Недаром вслед за ними идет отрывок, который мы ежедневно читаем в «Шма»: «И будет, если будете внимать Моим заповедям, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой, то Я дам дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний, и ты соберешь твой хлеб, и твое вино, и твой елей, и дам Я траву в твоем поле для твоего скота, и будешь есть и насытишься» (11:13-15).

Эрец-Исраэль, говорит Рамбан, отличается от Египта в том смысле, что в Египте человек в общем-то чувствует себя хозяином положения, благополучие которого зависит от труда его рук. А в Эрец-Исраэль человек зависит от дождя, а дождь зависит от Всевышнего, а отношение Всевышнего к народу зависит от того, не сошел ли народ с указанного ему пути, остается ли народ «царством священников, народом святым». Конечно, Всевышний, если сочтет нужным, может устроить засуху и в Египте, говорит Рамбан, но есть разница между мироощущением человека здорового, которому только и нужно, чтобы все шло своим чередом, и больного, которому нужна особая милость Провидения, чтобы выздороветь, между мироощущением человека богатого, который не хотел бы перемен к худшему, и бедного, которому без помощи не обойтись. Все люди зависят от воли Всевышнего, но зависимость евреев в Эрец-Исраэль — это иная форма зависимости. Именно для того, чтобы мы ощущали непосредственную связь с Ним, Всевышний ввел нас в страну, где мы напрямую зависим от Него, а значит — прямо связаны с Ним, и постоянно это чувствуем (если хотим чувствовать).

Благополучная жизнь легко приводит человека к гордости и самомнению, когда он готов сказать Творцу: Ты мне не указ! Поэтому, еще прежде чем сказать все, о чем мы говорили выше, глава предупреждает: когда ты достигнешь полного благополучия на этой щедрой и плодородной земле, может случиться так, что «высокомерным станет твое сердце, и ты забудешь Г-спода, твоего Б-га, который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства… и ты скажешь в сердце твоем: сила моя и мощь моей руки доставили мне все это богатство. И помни Г-спода, твоего Б-га, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить Свой завет, о чем Он клялся твоим отцам» (8:1 4, 17-18).

Человек зависит от Всевышнего в большом и в малом и должен это осознавать. Для того, чтобы облегчить нам это осознание, чтобы мы чувствовали силу Его руки, со всей ясностью видели необходимость поступать, жить в соответствии с Его требованиями, Всевышний и поместил нас на эту особую землю.


О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Про лошадей. Недельная глава Бэшалах

р. Ури Калюжный

Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?

Недельная глава Бешалах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах