Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы траура, которые соблюдают 17 Тамуза

1. Законы, связанные с тем, что этот период неблагоприятен для еврейского народа.

Желательно не подвергать телесным наказаниям детей и учеников. Не следует посещать «опасные места»: бассейны, пляжи, участвовать в походах. Желательно не выходить в безлюдные места с четвёртого по девятый временные часы, что по нашему времени примерно с 10:30 утра и до 4:30 дня. Операции и другие виды медицинского вмешательства, которые можно отложить на период после 9 ава, желательно отложить.

2. Свадьба и музыка.

Члены ашкеназских общин не женятся с 17 тамуза, а сефарды, в основном, с новомесячья ав. Ашкеназу разрешено участвовать в свабедном веселье сефардов. Знакомства с целью брака — שידוכים, помолвки — אירוסין разрешены, даже с праздничными трапезами.

С 17 тамуза не слушают музыку, не устраивают танцы и пляски. Музыкой считается не только «живое» исполнение, но и радио, кассеты, диски и т.д. Разрешено слушать песню, исполняемую без музыкального сопровождения, но петь самому нежелательно. Пение, которое приводит к святости, единению с Творцом — разрешено. Детям не запрещено петь. Уроки музыки как средство заработка разрешены, но домашние упражнения ученика, если в этом нет острой необходимости, желательно запретить. Музыканту ашкеназу в целях заработка можно выступать на сефардской свадьбе.

3. Праздничные трапезы.

Разрешено устраивать трапезу «семи благословений» — שבע ברכות после 17 тамуза для тех, кто женился до этого периода. Трапезы по случаю обрезания, бар-мицвы, выкупа первенца, новоселья, завершения трактата также разрешены, но без музыкального сопровождения.

4. Благословение «שהחיינו» .

С 17 тамуза не принято благословлять «שהחיינו» — «Благословен Ты и т.д., что дал нам дожить до этого времени» — на новые вещи и плоды. Разрешено благословить «שהחיינו» на плод, который будет невозможно найти после 9 ава. В новомесячье ава и во все субботы ава разрешено благословлять «שהחיינו». (Однако по мнению Аризаля это нежелательно). «שהחיינו» на заповеди, например, на обрезание, выкуп первенца, омовение гера в микве, благословляют. В случае, если человек забыл, что «שהחיינו» запрещена, и благословил на новый плод «Создающий плод дерева», а затем вспомнил о запрете благословлять «שהחיינו», — произносят «שהחיינו». Благословения «Агомель» и «Атов ве-Аметив» в месяц ав произносят.

5. Строительство, ремонт, посадки.

Многие уже начиная с 17 тамуза не белят, не красят, не строят, если в этом нет особой необходимости; не сажают декоративные растения ради наслаждения и увеселения.

6. Стрижка и бритьё.

Ашкеназские евреи с 17 тамуза не стригутся и не бреются. В большинстве сефардских общин стрижка и бритьё разрешены до той недели, на которую приходится 9 ава, хотя некоторые сефарды также не стригутся и не бреются с 17 тамуза. Запрет стрижки касается как мужчин, так и женщин, и включает все волосяные покровы. Запрещено профессионально укладывать и укорачивать парик, но расчёсывать его разрешено. Если усы и борода мешают есть или пить, разрешено их подстричь. Для медицинских нужд стрижка и бритьё разрешены (например, чтобы очистить место для операции). Человеку, который из-за траура по близким родственникам не стригся и успел сильно обрасти, а период его личного траура заканчивается после 17 тамуза так, что он не имеет возможности постричься до 17 тамуза, разрешено постричься по истечении его личного траура.

Родителям ребёнка, которому делают обрезание в один из дней с 17 тамуза до той недели, на которую приходится 9 ава, в честь обрезания разрешено стричься и бриться с вечера, предшествующего дню торжества. Это разрешение распространяется также на сандака и на моэля. Если обрезание происходит в ту неделю, на которую выпало 9 ава, даже людям, имеющим к обрезанию самое прямое отношение — בעלי ברית, запрещено стричься и бриться. В годы, когда 9 ава выпадает на субботу и, согласно закону, пост переносится на следующий день, по некоторым мнениям, уже в неделю, предшествующую 9 ава, запрещено стричься и бриться в честь обрезания, даже причастным к бриту.

Юноше, тринадцатилетие — бар мицва которого приходится на период с 17 тамуза до той недели, на которую выпадает 9 ава, по некоторым мнениям разрешено стричься, а другие раввины это запрещают. В саму неделю, на которую приходится 9 ава, по всем мнениям стрижка запрещена.

По некоторым мнениям, стричь детей запрещено так же, как и взрослых, а другие раввины разрешают стричь детей до шести лет, за исключением той недели, на которую приходится 9 ава. Первая стрижка «халаке» разрешена по всем мнениям до той недели, на которую выпадает 9 ава.

7. Покупки.

С 17 тамуза принято не покупать вещи, вызывающие особую радость. Одежду, на которую не благословляют «שהחיינו», такую, как бельё, сорочки, носки, чулки и т.д., разрешено приобретать и одевать до начала месяца ав.

Все законы и обычаи, упомянутые выше, вступают в силу с вечера, который наступает после дня 16 тамуза.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Первая фраза — определяющая

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

В природе человека радоваться, когда его хвалят, а говорящий похвалы будет любим, даже если известно, что он определенно льстит.

Важность критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человек принимает участие в семинаре по иудаизму и возвращается на работу с кипой на голове. Вначале все опасаются, не случилось ли в его доме какого несчастья.

Критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Критиковать действие, а не человека

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем.

Критика с объяснением

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Муж не приходит домой вовремя без уважительной причины. Супруга предъявляет ему претензии: «У меня нет сил тебя ждать».

Толдот Йешурун в Хайфе: 9 мая, рабанит Ципора Харитан: Критика — средство для построения отношений?

Редакция Толдот.ру

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Как критиковать?

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Когда вы планируете критику, следует принимать в расчет ограничения критикуемого. Когда вы приходите к человеку с претензиями и указываете на ошибку, которую тот допустил, он воспринимает это как атаку по всем фронтам.

Возможные причины для критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Супруг, который подвергается нападкам, недоумевает, почему его атакуют из-за таких мелочей. Но, на самом деле, как мы сказали, эта критика — выражение нехватки и нужды в других вопросах.

Преуменьшение роли партнера и критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Чтобы продвинуть вопрос уборки стола после выпечки, лучше начать с положительного: «Ты печешь вкусные пироги, и я был бы еще более рад вкушать их, если бы ты соблаговолила мыть стол по завершении печения»