Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ[1]

АВ-БЕЙТ-ДИН (ивр. букв, «отец суда») — председатель БЕЙТ-ДИНА, еврейского суда. В эпоху Второго Храма — заместитель главы САНГЕДРИНА (см.), носившего титул НАСИ (см.).

АРОН-КОДЕШ (ивр.букв, «священный ящик») — шкаф в синагоге, в котором хранятся свитки Торы.

БАРАЙТА (арам, «внешняя») — ГАЛАХА (см.), не включенная в Мишну; ее название указывает на то, что она осталась ВНЕ Мишны.

БИКУРИМ (ивр. «первинки») — созревшие первые плоды семи видов, которыми славится Страна Израиля (см. Дварим 8:8). Согласно заповеди Торы, их надлежит доставить в Храм в знак благодарности Всевышнему, прочитать там отрывок из Торы как благодарственную молитву (Дварим 26:3,5-10) и отдать плоды когенам.

ГОЙ (ивр.) — нееврей.

ГЕСПЕД (ивр. «надгробное слово») — траурная церемония в память об умершем.

ЛУЛАВ (ивр. «побег финиковой пальмы») — одно из четырех растений, необходимых для исполнения заповеди НЕТИЛАТ-ЛУЛАВ (см.) в праздник Сукот. В широком смысле слова — синоним «арбаа миним», связки из этих растений.

МААМАД (ивр .«присутствие»). Во-первых, это каждая из 24 областей, на которые была разделена Страна Израиля для того, чтобы обеспечить присутствие представителей народа Израиля во время работы в Храме каждой из 24 смен когенов. В течение двух недель в году участники каждого маамада физически присутствовали в Храме, наблюдая за совершением общественных жертвоприношений, в то время как все остальные участники маамада присутствовали при этом духовно, мысленно — и всю неделю молились и постились. Во-вторых, это название молитвенной церемонии, в которой каждый день принимали участие представители маамада, во время которой они, в частности, читали отрывки из рассказа Торы о Сотворении мира (и в этом значении слово «маамад» употребляется, главным образом, в этом трактате Мишны).

МИКВЭ (ивр «скопление [воды]») — специальный бассейн (или водоем), вмещающий в себя не менее 726л. воды, скопившейся там естественным путем, без усилий человека; погружение в миквэ, согласно Торе, очищает от ритуальной нечистоты.

МИНХА (ивр «дар») — ежедневное мучное жертвоприношение в Храме, которое совершали в послеполуденное время.

МУСАФ (ивр «дополнительный») — особое жертвоприношение, которое совершали в Храме по субботам, новомесячьям и праздникам, перечисленным в Торе, дополнительно к ежедневному жертвоприношению ТАМИД (см.). Во-вторых, название молитвы, которую читают в те же дни после утренней молитвы «Шаха-рит». Чтобы различить эти два значения слова, название молитвы мы пишем с заглавной буквы, а жертвоприношения — со строчной.

НАЗИР (ивр. «воздерживающийся») — еврей, принявший на себя обет вести в течение определенного времени особый образ жизни: не пить и не есть ничего, что приготовлено из винограда, не стричь волосы на голове и чрезвычайно строго оберегать себя от осквернения трупной ритуальной нечистотой. Окончание срока этого обета ивозвращение к обычному образу жизни обусловлено Торой, в частности, совершением определенных жертвоприношений (см. Бемидбар 6:1-21).

НАСИ (ивр. «председатель») — глава САНГЕДРИНА (см.).

НЕИЛА или полное название — НЕИЛАТ-ШЕАРИМ (ивр. «запирание ворот») — последняя дневная молитва в Йом-Кипур и в дни общественных постов в эпоху Мишны (см. предисловие к объяснению мишны 4:1 этого трактата).

НЕСИАТ-КАПАИМ (ивр. «воздымание рук») — церемония благословения народа когенами. Свое название она получила из-за того, что во время нее когены держат руки поднятыми, сложив особым образом пальцы.

НЕТИЛАТ-ЛУЛАВ (ивр. «взятие в руки лулава») — одна из заповедей праздника СУКОТ (см.), заключающаяся в том, что берут определенные четыре вида растений в руки (см. Ваикра 23:40) и после произнесения надлежащего благословения совершают этими растениями предписанные движения в шести направлениях: четырех горизонтальных и двух вертикальных.

НИДУЙ (ивр. «отдаление») — наказание за проступок, не являющийся наказуемым, согласно букве закона Торы, однако несовместимый с духом Иудаизма. Тому, на кого наложен нидуй, запрещается вступать в какой бы то ни было контакт с другими евреями, а другим евреям — с ним: приходить в синагогу, бейт-гамидраш и т.п. Как правило, нидуй имеет определенный срок — до тех пор, пока виновный не раскается.

ОЛА (ивр. «возносящаяся») — так называемое «всесожжение»: жертвоприношение, которое сжигают на жертвеннике целиком; ола обладает высшей степенью святости.

ПЕРВЫЙ ТАНАЙ — см. ТАНАЙ.

ПЕ'САХ[2] (ивр.) — название жертвоприношения, совершение которого, согласно Торе, является центральным моментом праздника Песах (который именно поэтому получил свое название). Его совершают после полудня 14 нисана, в канун праздника, а мясо жертвы съедают ночью, в торжественной обстановке, сопровождая трапезу рассказом об Исходе из Египта (см. Шмот 12:1-27,4349).

САНГЕДРИН (греч. «синедрион», «совет старейшин») — высший судебно-законодательный орган Израиля.

Большой сангедрин, состоявший из 71 мудреца Торы, заседал в Иерусалиме на территории Храмовой горы и был высшим авторитетом во всех вопросах духовной и материальной жизни народа Израиля.

«Малый сангедрин» состоял из 23 мудрецов Торы и отличался от простого бейт-дина тем, что имел право разбирать уголовные дела.

ТАМИД (ивр. «постоянное, регулярное») — ежедневное жертвоприношение за весь народ Израиля, которое совершают в Храме за весь народ Израиля; оно состоит из двух ягнят, одного из которых приносят утром, а второго — после полудня. Название это отражает в частности, тот факт, что, согласно Торе, жертвоприношение должно совершаться в любой день — как в будни, так и в субботы и праздники.

ТАНАЙ, правильнее ТАНА (арам, «повторяющий, сообщающий») — мудрецы Торы, разработавшие и систематизировавшие Устную Тору (см. ТОРА в Указателе названий книг). Завершение эпохи танаев — создание кодекса МИШНЫ (см. Указатель названий книг) в III в. н.э.

Первый танай (арам, «тана кама») — талмудический термин, обозначающий анонимного таная, излагающего первую часть обсуждаемой мишны, которому затем возражают мудрецы, называемые в той же мишне по именам.

ТШУВА (ивр. «возвращение») — возвращение грешника к Б-гу, то есть к тщательному исполнению Его заповедей. Тшува включается в себя три момента: раскаяние в совершенном грехе, устное признание в нем и молитву о прощении, принятие твердого решения никогда более его не повторять.

ХОЛ-ГАМОЭД (ивр. «праздничные будни»), или сокр. МОЭД — дни между первым и последним днями праздников ПЕСАХ и Сукот, когда частично разрешена работа.

УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ КНИГ

МЛЕХЕТ ШЛОМО (ивр. «Работа Шломо») — комментарий к Мишне раби Шломо Адени (1567-1625?). Уроженец Йемена, р.Шломо прожил свою жизнь в Стране Израиля в ужасающей нищете, в сплошных несчастьях и страданиях, непрерывно, однако, занимаясь Торой. Его труд (работа над которым заняла более 30 лет) имеет огромное значение как для правильного понимания смысла Мишны, так и для определения Галахи. В частности, он оказал неоценимую помощь для выяснения точного текста Мишны, поскольку р.Шломо работал с рукописями, которые впоследствии были утеряны.

ТИФЭРЕТ ИСРАЭЛЬ (ивр. «Краса Израиля») — выдающийся комментарий к Мишне, созданный раби Исраэлем Лифшицем (1782-1860), одним из виднейших раввинов Германии. В нем, в частности, заново объясняются трудные для понимания места Мишны и разъясняется Галаха.

ТОСФОТ ЙОМТОВ (ивр. «Дополнения Йомтова») — комментарий к Мишне, дополняющий комментарий р. Овадьи Бартануры. Создан р. Йомтовом-Липманом Геллером (1579-1654) — выдающимся талмудистом, кабалистом и поэтом, возглавлявшим ряд еврейских общин Восточной Европы (в частности, Праги и Кракова) в тяжелейшие времена Тридцатилетней войны и хмельнитчины.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

ГAMEИPИ, p. Менахем бен Шломо (1249-1316) — один из величайших мудрецов Прованса. Комментатор Талмуда, «осветивший, — по выражению его современника, — своей потрясающей мудростью все наше Изгнание». Почти 600 лет труды его оставались в полной неизвестности, их открытие и издание — одно из ярчайших событий в еврейской истории новейшего времени.

ГАРАН, рабейну Нисим бен Реувен Геронди (13107-1375) — один из крупнейших испанских авторитетов Галахи, глава йешивы в г. Барселона. Известен также своими комментариями к Талмуду, а также своими ответами на галахические запросы.

ГЕРШОМ, рабейну (9607-1028), названный «Меор гагола» («Светоч изгнания») — глава йешивы в г. Майнце (Германия), один из величайших мудрецов Торы, благодаря которому определился духовный облик западноевропейского еврейства. По его инициативе было принято множество постановлений, регулирующих образ жизни ашкеназских евреев, в частности, запрет многоженства («херем дерабейну Гершом»). Автор множества ответов на галахические запросы. По словам Раши, «все ашкеназские евреи живут тем, что вышло из уст рабейну Гершома, и все они — ученики его учеников».

РААВАД, р. Аврагам бен Давид из Поскьера в Провансе (1125?-1198) — один из величайших талмудистов (о котором говорили, что он «охватывает весь Талмуд одним взглядом»), знаменитый своими «Комментариями-возражениями» к книгам величайших галахических авторитетов — в частности, Рамбама.

РАШАШ, р.Шмуэль Страшун (1794-1872) — один из выдающихся талмудистов Литвы, известный своими примечаниями-комментариями к Талмуду и Мидрашу.

РАШБА, р.Шломо бен Аврагам ибн Адрет (1235-1310) — один из величайших авторитетов Торы, автор более 1000 ответов на галахические запросы, приходившие к нему со всех концов тогдашнего еврейского мира. Будучи раввином и главой йешивы г. Барселоны, Рашба с величайшей энергией боролся за упорядочение еврейской жизни в Испании, прибегая, порой, к самым крутым мерам, хотя по натуре был человеком крайне скромным, сердечным и чувствительным. Из его йешивы вышли величайшие умы испанского еврейства следующего поколения — такие, как РИТБА (см.) и выдающийся комментатор Торы р. Бахья бен Ашер.

РИТБА, р.Йомтов бен Аврагам Ашбили (1250-1330?) — один из величайших испанских талмудистов, духовный руководитель испанского еврейства своего поколения, кабалист и философ. Наиболее известен своими комментариями на бо'льшую часть Талмуда и ответами на галахические вопросы, которые посылали ему зачастую из весьма отдаленных стран, автор апологии труда Рамбама «Морэ невухим».

РОШ, рабейну Ашер (12507-1327) — один из величайших талмудистов и авторитетов Галахи, определивший все развитие Г алахи вплоть до нашего времени. Сначала духовный руководитель германского еврейства своего поколения, в 1303 г. был вынужден бежать в Испанию, спасаясь от религиозных преследований, где стал раввином г. Толедо и был признан в своем поколении непререкаемым авторитетом Торы.


[1] В настоящее приложения не включены наиболее часто встречающиеся термины и имена наиболее известных комментаторов Мишны (о них см. трактаты Мишны, изданные нами ранее).

[2] Отсутствие знака ударения в ивритских словах указывает, что ударение падает на последний слог.


Почему люди среднего достатка нередко оказываются более щедрыми спонсорам религиозных учреждений, чем миллионеры? Притча о королевской армии, которую приводит Хафец-Хаим, полностью отвечает на этот вопрос. Читать дальше