Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Это бездействие — проявление нашего уважения к Г-споду, символ того, что все возвращается к истинному Владыке

Что поучительного содержится в этом напоминании? И разве можно сказать: «Б-г пребывал в покое»? Ведь Он не человек, который устает и нуждается в отдыхе?

Тора сообщает нам, что точно так же, как Всевышний прекратил сотворение физических объектов в седьмой день, человек должен в этот день прекратить всякое созидание. Он должен предоставить всему идти своим путем. Отказываясь от подобной работы, мы не только славим Б-га, но и следуем Его примеру. Тем самым мы подтверждаем, что мир не принадлежит нам, что Всевышний — Хозяин и Творец Вселенной. В этот день мы не ловим рыбу, не срываем цветы, не поливаем траву. Это бездействие — проявление нашего уважения к Г-споду, символ того, что все возвращается к истинному Владыке.

По Торе, любое конструктивное (или деструктивное) вмешательство человека в физический мир есть работа. Это помогает понять, почему даже такие действия, которые не требуют никаких физических усилий (например, зажигание спички), считаются трудом. Избегать его в седьмой день и означает признавать Б-га Творцом Вселенной.

Р.Шимшон-Рефаэль Гирш в своей фундаментальной работе «Хорев» пишет о смысле субботних законов:

Каким образом человек может продемонстрировать свое господство на земле? Тем, что он способен использовать окружающую среду в своих целях: почву, воду, ископаемые, растения, животных… Он может любую вещь превратить в орудие, служащее его потребностям. По Б-жьему соизволению ему дано властвовать на земле шесть дней. Но в седьмой день Всевышний запретил человеку что-либо переделывать в природе. Он ничем не может распоряжаться по одному лишь своему усмотрению, ибо все принадлежит Творцу, Который разрешил человеку управлять миром только по Своему желанию. В каждую

субботу мир, так сказать, возвращается к Б-гу, и человек провозглашает, что он пользуется лишь дарованной ему на время властью.

Поэтому даже самая малая работа, совершаемая в субботу, означает отрицание факта, что Б-г является Хозяином мира. Нарушение субботы означает самонадеянное провозглашение евреем своей суверенности, отказ от миссии сына Израиля… С другой стороны, воздержание от работы в субботу является подтверждением того, что Б-г — Творец мира, что Он уготовил человеку его место, что Он — законодатель человеческой жизни. Отказ от работы подтверждает нашу миссию как сынов Израиля. Следовательно, это знак, символ на все времена. Суббота — это особое время, выделенное из всего остального времени. Время, посвященное Всевышнему. В другие дни человек может забыть, Кто является источником его могущества. Суббота напоминает ему об этом, обращая его мысли к Создателю.

Суббота есть также символ союза между Б-гом и евреями. Ибо если мы рассматриваем самих себя и весь мир как результат Б-жьего промысла, то мы должны жить по Торе. Но если мы считаем мир своей собственностью и себя его хозяевами, тогда этот союз — фикция, а Тора — всего лишь литературное произведение.

Наконец, суббота — это благословение. Чтя ее, мы обновляем союз с Б-гом и подтверждаем нашу готовность служить Ему. И за это Он каждую субботу дарует нам силы для осуществления этой великой миссии. Еврей, соблюдающий субботу, чувствует это особое возвышенное состояние. Наши мудрецы говорили, что в субботу еврею даруется «дополнительная душа».

Работа, запрещенная в субботу, — это творческое усилие, это созидание или изменение вещей для удовлетворения потребностей человека. Под этим не понимается только чисто физическое действие. Даже если вы напрягали мускулы весь день, но не произвели ничего нового, ничего не изменили, то, согласно Галахе, вы не работали. С другой стороны, если вы, даже не прилагая ни малейших усилий, произвели хотя бы минимальное изменение в какой-нибудь вещи, вы тем самым осквернили субботу. Ваши физические силы принадлежат вашему животному началу; миром же вы управляете посредством разума. И именно с помощью разума, как и надлежит мыслящему существу, вы должны в субботу подчинять себя Всевышнему.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.