Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поднимая вечером в пятницу кубок с вином, евреи уравнивает в их величии сотворение мира и человеческую свободу, объявляя тем самым рабство и угнетение смертными грехами против самих основ мироздания

Если суббота, с одной стороны, выражает нашу готовность служить Всевышнему, то с другой — она напоминает, что мы не подчинены людям. Она подчеркивает свободу человека, его души и разума. В связи с этим важно отметить, что Тора предписывает дать отдых в субботу слугам, наемникам-иноверцам и даже скоту. Отдыхать в этот день еще в те давние, «нецивилизованные» времена было у евреев привилегией не только свободного, полноправного гражданина, но даже чужестранца, раба и животного.

«Суббота является, таким образом, еженедельно возобновляемым бунтом против рабства и угнетения, — писал И.Грюнфельд в книге “Шабат” (Нью-Йорк, 1959). Поднимая вечером в пятницу кубок с вином, евреи уравнивает в их величии сотворение мира и человеческую свободу, объявляя тем самым рабство и угнетение смертными грехами против самих основ мироздания. Следует ли после этого удивляться, что тираны всех времен всячески препятствовали Израилю праздновать субботу?»

Но рабство — это не только труд по принуждению, под неусыпным надзором жестокого надсмотрщика. Задумывались ли вы когда-нибудь, что сами можете быть неумолимым надсмотрщиком, что сами способны эксплуатировать себя так, как никакой хозяин не мучает своих рабов? Вам нужно закончить работу. Вы спешите, сроки поджимают. Вы обязаны с кем-то и с чем-то считаться. У вас совещания, заседания, деловые свидания. Вы должны прибрать в доме, постирать, сделать закупки, приготовиться к вечернему визиту… Мы изо дня в день тянем рабскую лямку и воображаем при этом, будто свободны!

Даже когда современный человек не отправляется в «выходной день» на работу, чем он занят? Тратит ту же энергию на развлечения. Он переносит ту же напряженность, тот же дух конкуренции, ту же суету и нервозность, которые съедают столько здоровья, из деловой сферы в танцевальный зал, на спортивную площадку, на автостраду, в свое домашнее хозяйство. Он полагает, что отдыхает! Действительно, за этот вид деятельности ему не платят; развлечения доставляют больше удовольствия, чем работа. Но духовного, эмоционального и физического отдыха и покоя он не получает. Как писал в свое время Льюис Мамфорд в книге

«Поведение человека» (Нью-Йорк, 1951): «В нашей западной цивилизации день отдыха стал теперь еще одним рабочим днем, который заполнен удовольствиями и пустяковыми развлечениями, в сущности не очень отличающимися от рутины рабочей недели, особенно в Америке. Начиная с просмотра газеты в вагоне метро воскресным утром и кончая оглушающей скукой автомобильной экскурсии, мы только и делаем, что суетливо отдыхаем, вместо того, чтобы полностью прекратить всякую работу и всякие будничные занятия».

Многие ли из нас, затянутых в круговорот каждодневных хлопот и забот, способны остановиться и сказать: «Да, у меня пропасть дел. Но на ближайшие сутки я хочу быть свободным человеком. Я отвернусь от всей мирской суеты и не буду заниматься ничем, кроме духовного совершенствования»? Так еженедельно поступает тот, кто соблюдает субботу. Над ним нет надсмотрщиков. На двадцать четыре часа он свободен. Ничто не может нарушить его отдыха, покоя его души, кроме тех лишь случаев, когда возникает необходимость спасать человека, когда речь идет о жизни и смерти. И именно потому, что суббота повторяется каждые семь дней, еврей видит в ней очистительную паузу. Разум его просветляется и обновляется дух. Как было уже сказано, это состояние достигается за счет того, что, как считают наши мудрецы, еврей, соблюдающий субботу, получает в этот день дополнительную душу — нешама йетера.

По мнению великого иерусалимского ученого р.Шломо-Йосефа Зевина, существуют два вида отдыха. Один — это отдых от усталости, от труда. Такой отдых лишь дает человеку возможность возобновить работу. Отдыхает и расслабляется тело, но нет радости душе. Другой — это отдых после осуществления какого-либо замысла, достижения поставленной цели. Так отдыхать можно лишь после того, как работа полностью завершена. Человек наслаждается плодами своего труда, своими успехами. Этот вид отдыха доставляет радость душе. Он приносит глубокое удовлетворение, ощущение мира и покоя. Субботний отдых относится ко второму типу. «Шесть дней ты можешь трудиться и делать все работы свои…» Представьте себе, что после недельного труда вся ваша работа к субботе завершена. Именно это ощущает еврей, соблюдающий субботу. И в этом смысл его свободы, свободы от принуждения.

Писатель Ахад-Гаам (А.Гинцберг,'1856-1927), убежденный атеист, сказал как-то: «Больше, чем еврейский народ хранил субботу, суббота хранила еврейский народ». Царица-суббота помогала даже самым бедным и забитым евреям подняться над унизительными, зачастую невыносимыми условиями жизни. Она давала возможность последнему сапожнику и портному, несмотря на изнурительный труд, выкроить время на изучение Торы и Талмуда. В субботу каждый бедняк в любом местечке чувствовал себя царем.

Нет никаких причин полагать, что сегодня жители высокоразвитых, богатых стран не нуждаются в таком возвышающем душу отдыхе. В обществе массового потребления человек еще сильнее страдает от усталости, не только физической, но и эмоциональной, от стрессовых ситуаций. Не понимать это — значит закрывать глаза на очевидное. В наше время люди работают меньше, чём их предки, но гораздо больше нуждаются в отдыхе души. Пожалуй, каждый из нас мечтает об идиллических «островах в океане», где можно обрести мир и покой. Романтическая мечта нашей суматошной эпохи: бежать на необитаемый остров, захватив все дорогое сердцу… Между тем, суббота и является как раз таким «островом» в океане времени, отделенным от всех прочих дней, тем самым мирным убежищем, к которому стремится современный человек и которого не может достигнуть. Но в отличие от «островов в океане» суббота доступна каждому!

Евреи, которые забывают субботу, — даже на родной земле! — постепенно теряют свой духовный багаж, свои духовные ценности. Где бы мы ни жили, суббота по-прежнему играет решающую роль в сохранении нашей веры и традиций, всего нашего культурного и национального облика, помогает нам сохранять стойкость духа и с уверенностью смотреть в будущее.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.