Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

 

Тора использует слово «Шма» («слушай»), как, например, в «Шма, Исраэль», в случае, когда речь идет о наиболее глубоком уровне слушания. На этом уровне «слушай» означает «сосредоточься, сконцентрируйся, пойми и сделай».

Путь № 2. «Слушая» — эффективное слушание

Перед тобой формула эффективного слушания

Ш. М. А.:

«Шмиа» (Слушание) — услышь слова,

«Машмаут» (Понимание) — пойми их смысл,

«Асия» (Действие) — сделай.

От восприятия к действию.

Часто мы пытаемся сказать что-то другому человеку, но он не понимает, как будто не слышит. Нет, он слышит, но не прислушивается, а значит, не может понять. Мы спрашиваем: «Ты не слышишь, что я говорю?», имея в виду «Не понимаешь?». Время от времени это происходит с каждым из нас. Часто нам только кажется, что мы слушаем собеседника, но в какой-то момент ловим свои мысли в месте, далеком от предмета разговора. Мы, действительно, слушаем, но не слышим, а значит, и не понимаем. На иврите корень слова «шма» («слушай») является также основой слова «машмаут» («смысл») если умеешь правильно слушать, поймешь смысл происходящего.

Услышал, понял, что дальше? Исполнение — следующая необходимая стадия Эффективного Слушания.
Если родители говорят своим детям: «Слушай, что я тебе говорю», — они хотят, чтобы дети не просто услышали, но — сделали!
Так расширилось понятие «слушать». Эффективное Слушание, согласно формуле, приведенной в начале этого Пути, включает в себя три стадии: услышать, понять и сделать. Тора использует слово «Шма» («слушай»), как, например, в «Шма, Исраэль», именно в том случае, когда речь идет о наиболее глубоком уровне слушания. На этом уровне «слушай» означает «сосредоточься, сконцентрируйся, пойми и сделай».

Услышать нетрудно, сделав минимальное усилие и прислушавшись. Понимать слова других, и даже свои собственные, несколько труднее. Что же именно необходимо понять?

A. То, что говорят другие;

Б. То, что говоришь ты сам. Прежде всего, идеи и понятия, с помощью которых ты формируешь свое мировоззрение, и которые заставляют тебя действовать определенным образом;

B. То, как ты называешь происходящее с тобой и вокруг тебя.
Остановимся и рассмотрим подробно, что нужно делать для того, чтобы понимать других, себя, ситуацию — А, Б, В.

А. Не реагируй сразу, прислушайся к тому, что говорят другие.
Мы способны разговаривать часами, не понимая друг друга. Течет разговор, слышны знакомые слова, вполне понятные, но — подожди, не воспринимай их так, как они звучат для тебя в первый момент. Попытайся понять скрытое за ними послание. Очень часто люди говорят совсем не о том, о чем можно подумать в первый момент. За словами, которые обижают, может скрываться просьба о помощи, сердечная боль.
Извлеки из слов информацию. Получи ее вместе со словами. Услышь, что говорят, а не как. Что скрыто за словами, адресованными тебе? «О чем он?», «Чего он хочет от меня?».
Но как успеть понять скрытое за словами послание, если все время разговора твоя голова занята — ты обдумываешь свой следующий ответ? Сделай так.

1) Прежде всего, перестань думать, что ответить, пока другой продолжает говорить. Прислушайся.

2) В ходе разговора задавай собеседнику больше вопросов — больше «что?», больше «как?». Прислушиваясь и задавая вопросы, ты обнаружишь, что у слов твоего собеседника есть более глубокий смысл, чем тебе кажется. 3) Отстаивая свою точку зрения, в какой-то момент попроси оппонента объяснить, как он тебя понимает, а потом расскажи ему, как его понимаешь ты. Так вы, по крайней мере, будете уверены, что спорите об одном и том же.

4) Теперь, когда ты понимаешь основную идею разговора или спора, сделай минимальное усилие и повтори эту идею своими словами, пользуясь понятиями из своей жизни. Представить, «изобразить» чужую идею своими словами — это отличный способ проверить, насколько ты понял информацию, переданную тебе. Кроме того, это поможет тебе запомнить и усвоить эту информацию (см. «Шулхан Арух», гл. 17, параграф 76, а также трактат «Эрувин», 13б).
Теперь, когда ты понимаешь, что говорят другие, у твоих разговоров с людьми появилась цель и осмысленность.

Б. Позволь своим словам быть на вес золота.

Если предстоит серьезный разговор, в котором придется отстаивать свою точку зрения, принимать или отвергать мнения других, решать, какие факты брать во внимание, а какими пренебречь, ты должен быть готов. Готов — означает иметь свою позицию и быть убежденным в том, что знаешь, о чем говоришь, что выражаешь «мнение разумное», а не просто озвучиваешь стереотипы и предубеждения, давным-давно укоренившиеся в тебе. Однажды я разговаривал с туристом во время его первого визита в Израиль. Он выглядел разочарованным. «Все называют Израиль Святой землей, — сказал он, — я был на севере и на юге. Массада… Эйн-Геди… Я был везде и вынужден сказать, что не видел здесь никакой святости»! Тогда я спросил его: «Если ты объехал весь Израиль, то наверняка видел буфефистов. Многих удалось повстречать?»

— Простите, кто такие «буфефисты»?
— Нет, ты скажи — скольких ты повстречал?
— Как я могу ответить, если даже не понимаю, о чем речь?
— Правильно, — сказал я ему. — А когда ты говоришь «святость», то понимаешь, о чем речь? Спроси самого себя — что такое «святость земли»? Может быть, «святость земли» означает, что белые ангелы летают по улицам? Или — фонтаны света всех цветов радуги пробиваются из скал? Мы уверенно пользуемся давно вошедшими в нашу жизнь понятиями и концепциями, но очень часто при этом мысль наша туманна, ей не хватает основания. Если нет у нас истинного и объективного определения понятий, которыми мы пользуемся ежедневно, мы не можем вести никакого разумного обсуждения, и никогда не приблизимся к истине.
— Какой я человек — хороший или нет? — Ответить на этот вопрос, вероятно, так же невозможно, как и на вопрос: «Не буфефист ли я?», до тех пор, пока нет определения понятию «хороший человек».
Если ты хочешь быть хорошим человеком, придется найти критерий, согласно которому ты сможешь оценивать себя как «хорошего человека», проверять, насколько ты приближаешься к цели. Невозможно полагаться на личные ощущения — человек способен исказить любое понятие. Люди могут делать ужасные вещи и чувствовать себя при этом хорошо.

Если мы спросим двух человек — одного глубоко нравственного и другого, абсолютно безнравственного, считают ли они себя хорошими людьми, второй тоже ответит утвердительно и будет очень убедителен, объясняя почему.

В действительности же существует только одно определение понятию «хорошо». «Хорошо» («тов») — это то, о чем Вс-вышний говорит в Cвоей Торе: «Это — хорошо». Только тогда, когда это определение будет понятно тебе, ты сможешь проверить, насколько соответствует ему твоя жизнь. От того, насколько четким и ясным будет твое понимание принципов, по которым ты живешь, зависит — ошибешься ты или нет. Начни с идей, которыми ты пользуешься каждый день. Ты удивишься, сколько «теорий» есть у тебя в голове относительно понятий, на которых ты построил свою жизнь, и насколько эти «теории» успели сформировать твое мировоззрение. Например, спроси себя, что ты имеешь в виду, говоря:
«терпение»,
«справедливость»,
«честность»,
«истина»,
«достоинство»,

«свобода выбора» и т. д. Спроси себя, в чем истинный смысл этих слов и не пользуйся ими до тех пор, пока не найдешь им определения. Рассмотрим понятие «свобода выбора». Свобода выбора — это выбор между тем, что ты хочешь сделать, и тем, что тебе хочется делать сейчас. Разберемся подробно. Если ты кого-то обидел, ты хочешь извиниться, ты знаешь, что это сделать необходимо и правильно — извиниться и помириться. Но! — тебе не хочется этого делать, сейчас ты не готов встать и идти извиняться. Тебя останавливает мысль о предстоящем чувстве дискомфорта, которое неизбежно придется пережить. Так обычно и происходит — люди не выбирают сознательно совершать зло: «А-а-а, хочу заставлять страдать»… Нет, мы выбираем «зло», потому что в краткосрочной перспективе с ним более удобно — оно не причиняет нам страданий в данный момент. В неудобных ситуациях все «улаживается», хочется нам верить, само собой, и, главное, не причиняет нам душевного дискомфорта. Мы делаем то, что нам хочется, потому что делать то, что хочется сейчас — это наиболее легкий путь.

Теперь, когда мы прояснили понятие «свободы выбора», можно ввести его в жизнь конкретного человека. Например, в твою.
— Ты хочешь быть лучшим в той области, которой ты занимаешься?
— Конечно.
— И ты готов ради этого начать трудиться в поте лица?
— Честно говоря, «в поте лица» — не хочется. Ты сделал свой выбор — выбрал то, чего тебе хочется сейчас. А сейчас тебе хочется отодвинуть на неопределенный срок всякое утруждение. При этом ты чувствуешь необходимость обосновать свой выбор и начинаешь отступать.
— Ну что значит «быть лучшим»…Я и так достаточно успешен. Мне хватает.
— Тебе действительно хватает?
— Вообще-то, я хочу продвинуться, быть не просто успешным, а, может быть, даже выдающимся в своем деле. Но… не сейчас.
— Почему не сейчас?
— Не нуди, просто сейчас мне не хочется.
Что дает тебе понимание «свободы выбора» в применении к твоей жизни? Возможность увидеть, что ты выбрал, и понимание, куда ты идешь.

Вопрос, куда ты идешь, возникнет у тебя сразу после того, как ты увидишь, что ты выбрал. Ты неизбежно спросишь себя: «Есть ли у меня цель?» Скорее всего, ты ее видишь. Возможно, даже знаешь, что ты способен ее достичь. Но путь к ней кажется тебе слишком болезненным. Ты не решаешься его начать прямо сейчас. Ты даже не осмеливаешься принять такое решение. Но, не приняв решения, ты не сдвинешься с места в желаемом направлении.

Если же, вопреки всему, ты принял решение достичь своей цели, ты должен знать, что с этого момента тебя ничто не остановит. Человека, который принял решение достичь своей цели, никто и ничто не может остановить. Это и есть истинный смысл того, как можно и нужно использовать дарованную свободу выбора.
Не останавливайся. Ищи объективные определения и другим понятиям, которыми ты пользуешься, которые ты сделал основой своего мировоззрения. Это нужно для того, чтобы не ошибаться в будущем.

Сделай свои слова «золотыми».

В. То, что происходит с тобой и вокруг тебя, — не игра и не сон.

1) Игра «я, ты, он». Не путайся в эмоциях — правильно пойми ситуацию.
Жизнь превратилась в игру, которая называется «я, ты, он», и мы все время играем в нее. Себя рисуем самыми красивыми красками, других — в серых тонах. Если тот, о ком говорим, далеко и не может себя защитить, нарисуем его черным.
Я — белый, ты — серый, он — черный.

Машина мчится со скоростью 120 км/час по извилистой горной дороге, угрожающе накренившись на бок. Ты уже сожалеешь, что поехал.

— Послушай, — говоришь ты водителю, стараясь не обидеть, — ты очень легкомысленно едешь по такой дороге.
— Все под контролем, не бойся! — отвечает водитель и говорит, что он знает, что делает, нечего бояться, и продолжает гнать машину.
Всем повезло — все остались живы, и теперь каждый, рассказывая о поездке друзьям, может сыграть в игру «я, ты, он». Ты называешь водителя, скорее всего, безответственным глупцом. В лицо ты назвал его поведение за рулем легкомысленным. Сам водитель считает себя опытным и бесстрашным. Что из всего этого — действительность? Что точно описывает истинный смысл произошедшего? Если мы найдем определения, точно описывающие ситуацию, мы сможем проанализировать ее объективно, прежде чем эмоции запутают нас:

1) «храбрый, бесстрашный» — берущий на себя необходимый риск ради цели, которая этого стоит. Например, вбежать в горящее здание, чтобы спасти ребенка.

2) «легкомысленный» — берущий на себя риск, не являющийся необходимым, но все же ради цели, которая этого стоит. Например, вбежать в горящее здание, чтобы спасти ребенка, но без необходимых мер предосторожности, например, защитного костюма.

3) «безответственный глупец» — берущий на себя напрасный риск при отсутствии какой-либо оправданной цели. Например, вбежать внутрь только для того, чтобы посмотреть, как красиво рушатся горящие балки.

Если мы теперь спросим водителя: «Почему ты вел машину, подвергая опасности жизнь пассажиров? У тебя была серьезная причина ехать со скоростью 120 км/ч по такой опасной дороге? Был ли в этом необходимый риск ради оправданной цели?» Водитель просто вынужден будет признать, что вел себя как безответственный глупец.

Если ты нашел объективное определение происходящему, ты смог увидеть ситуацию в правильном свете. Ты становишься мудрым. Быть мудрым человеком — это значит дать твоей голове вести тебя вместо того, чтобы продолжать позволять различным чувствам тащить тебя во всех направлениях. Если не дать вести своей голове, навсегда застрянешь в игре «я — белый, ты — серый, он — глупец».

2) Не будь роботом. Не спи.
Лень останавливает нас. Животные пользуются своими органами наилучшим из возможных способов. Человек же часто ошибается в том, как использовать свой самый лучший инструмент — мозг. Люди готовы приложить любые усилия лишь бы не думать вообще. После учебы в течение несколько часов кто-нибудь спрашивает тебя, что ты учил, и ты отвечаешь: «Э-э-э, были какие-то споры Абайе и Ровы. Не помню точно, о чем». Несколько часов учебы и… ничего?! Что учил? Что тебе открылось? Что ты помнишь? Вообще ничего?! Несколько часов учеба текла приятно, без особого напряжения, и в итоге ты не получил ничего. Какой же в этом смысл?

Начни сейчас — проверять, анализировать, буквально исследовать все, что происходит в твоей жизни. В дальнейшем сделай такие проверки привычными для себя, частью своего обычного поведения. Ты читаешь, разговариваешь, гуляешь — во всем, что ты делаешь, должен быть смысл и ценность. Еще «до того», заранее, подумай — в чем твоя цель, что ты хочешь получить от следующих минут, что ты можешь извлечь из них? А потом, «после того», проверь, что получилось.

Если ты не начнешь пытаться понимать каждую происходящую с тобой вещь, всю свою жизнь ты будешь оставаться запутанным. Или роботом. Человека уволили с работы. Спросили его: «Ты понял, почему это произошло? Чему тебя это научило?» И он ответил: «Я понял о-очень многое! Во-первых, нельзя доверять работодателю! Во-вторых, я понял, что не способен сделать успешную карьеру. Да и вообще, мир бизнеса — это ад». Но разве в этом смысл произошедшего с ним? То, что он должен был понять, это — прежде чем принимать предложение работодателя, необходимо:

1) как следует разобраться, как, по каким правилам ведутся дела в этом бизнесе, в этом офисе;

2) «подогнать» себя под будущую должность, чтобы подходить для предлагаемой работы и преуспеть в ней.
Хочешь ты или нет, но выбрать придется — или ты знаешь,
что происходит в твоей жизни,
ради чего ты живешь,
чего ты хочешь,
отчего получаешь удовольствие;
или тебя ждет жизнь робота. Для того чтобы не быть роботом, пытайся получить объективное понимание того, что происходит с тобой, вокруг тебя. Объективное понимание даст тебе ясный взгляд на жизнь. Ты научишься раскрывать истинный смысл любой ситуации.

3) Мудрость Торы.

Ясное понимание слов, понятий становится особенно необходимым, когда учишь Тору. Если Вс-вышний говорит с нами через Тору, мы обязаны понять наилучшим образом то, что Он говорит. В Торе заключены бесконечно глубокие понятия, которые часто закодированы в нескольких словах. Каждое слово в Торе выбрано с тщательностью и имеет глубокий внутренний смысл. Как дойти до сути, не ошибиться? Говоря о Торе, мы, по сути, говорим о вечности и о Творце. Невозможно позволить себе ошибиться в этом аспекте жизни. Ошибка в понимании Торы критична — это ошибка всей жизни. Вечная Ошибка, не подлежащая исправлению. Представь себя сидящим в ракете, которая летит к Луне. Ракета взлетела почти в правильном направлении, отклонившись на мельчайшую часть градуса из-за крошечной математической ошибки, и — ты потерян в космосе…

Для того чтобы понять каждое слово Торы, мы должны снова и снова задавать вопрос: «Что это?» Например, в Пророках («Ошеа» 2:22) есть заповедь: «И познаешь Вс-вышнего». Спроси: «Что это за заповедь? Что такое “познаешь”? Что такое Вс-вышний»? Проясни для себя первоначальное значение для того, чтобы двигаться дальше и прийти к пониманию внутреннего смысла. Проясни первоначальный смысл для того, чтобы тебе открылись более глубокие идеи, чтобы стала возможной расшифровка скрытого. В Торе и служении Вс-вышнему вопрос о ясности твоего сознания поставит тебя перед жестким выбором: ясность или смерть, т.е. постоянное неосознание происходящего с тобой. Частичное же осознание — это частичная смерть. Второй Путь — путь эффективного слушания, научит тебя произносить только то, что ты сам понимаешь; понимать то, что говорят другие. Он научит тебя видеть за словами скрытый смысл, который есть почти всегда.

Остался еще один, последний и решающий шаг на этом Пути — исполнение. Спроси себя: «Сейчас, когда у меня есть понимание, что я должен с ним делать»? В дальнейшем, каждый раз, когда приходит понимание, спрашивай себя — и сделай это еще одной своей привычкой! — что я должен делать с тем, что понял?

Шесть выводов — как слушать и слышать

(в одно ухо влетело — в другое не вылетело):

1. Всегда помни, что внимательность и молчание — взаимозависимы (слово «аскет» имеет два смысла — «слушай» и «молчи»).

2. Найди объективные определения понятиям, на которых ты строишь свою жизнь. Помни, в противном случае придется продолжать жить, обманывая себя и думая, что живешь истинной духовной жизнью, в то время, как ты потерян в космосе.

3. Не попадай в ловушку «я — ты — он». Пытайся понять всю картину происходящего целиком и в правильном ракурсе, особенно в ситуации, которой присущи эмоции.

4. Запомни — нет смысла спорить, если ты не уверен в том, что ты доказываешь. Нет смысла учиться, если ты не знаешь то, что учил. Нет смысла действовать, если ты не знаешь, чего ты хочешь достичь.

5. В Торе заложены мощнейшие жизненные инструменты. Тщательно проверь, насколько хорошо ты понимаешь глубокий смысл ее слов.

6. Умение Эффективно Слушать сделает тебя… богатым и счастливым.

Перевод Элиэзера Райхмана

Из журнала «Мир Торы»