Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Почему Всевышний сначала окликнул Моше и лишь потом начал говорить с ним? Такое поведение учит нас важному принципу в отношениях с окружающими людьми.

Йома 4б

(Ваикра 1) «И воззвал Он к Моше, и говорил». Зачем сначала воззвал, а затем говорил? Тора учит правильному поведению, чтобы человек не говорил ни слова товарищу, прежде чем не окликнет того[1]. [Что мы учим из выражения Писания] лемор («сказать»)? Сказал Раба: Откуда мы учим, что говорящий нечто товарищу [как бы] нарушает запрет «не говори»[2], пока тот не скажет ему «скажи» [т.е. даст разрешение]? Учит нас Писание (там же): «И говорил Господь ему из Скинии, сказать[3] (лемор)[4]».

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ НЕАКТУАЛЬНЫЕ НА СЕГОДНЯ ЗАКОНЫ?Йома 5б.

— Как[5] он [Аарон и его сыновья] надевал их [одежды священников]?

— [Зачем это знать?] Что было — то было[6]! Но [вопрос на самом деле таков: ] как он будет одевать их в Грядущем мире?

— В Грядущем мире тоже: к тому времени, как придут Аарон и его сыновья, придет с ними Моше рабейну, и скажет, [как нужно надевать].

— Но [так должен звучать вопрос]: как он надевал их? [Это необходимо] для понимания Писания.

Мы учили [в барайте]: Раби Элазар говорит от имени раби Йоси: Испортил жертву, которая приносится снаружи и т.д.

Сказал рав Нахман, сказал Рава бар Аваѓу: Ѓалаха — по мнению раби Элазара, который говорил от имени раби Йоси.

Сказал рав Йосеф: [Это] ѓалаха для Машиаха[7]?! Сказал ему Абайе: Так теперь что, все жертвоприношения мы не будем учить, [ведь это] ѓалаха для Машиаха?! Но [в чем же смысл изучения]: изучай и получи за это награду! Так и здесь тоже: изучай и получи награду! [Отвечает рав Йосеф: ] Вот что я имел в виду сказать тебе: Зачем устанавливать ѓалаху[8] [в вопросе, который будет актуален только во времена Машиаха]?НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ОТ ТФИЛИН

Йома 7б.

Сказал Раба бар рав Ѓуна: Человек обязан все время ощупывать[9] свои тфилин. Мы учим это из венца (циц) [на лбу у первосвященника]. [Это выводится по принципу] «от менее строгого к более строгому»: мы находим, что хотя в венце есть только одно упоминание Имени Всевышнего, Тора сказала «Пусть будет на его лбу постоянно» — чтобы [первосвященник] не отвлекался от него. Тфилин, в котором есть множество упоминаний Имени — тем более [нельзя отвлекаться от них и нужно их ощупывать].


[1] Пока не окликнул по имени.

[2] Здесь Талмуд использует выражение בל יאמר, такого рода форма обычно употребляется при упоминании запретов Торы, например בל יראה ובל ימצא — запрет нахождения квасного в доме во время Песаха. В данном случае, конечно, запрета Торы нет, это лишь фигура речи.

[3] Т.е. если бы не было специального указания «сказать» — нельзя было бы говорить (Маарша). А Раши объясняет так: лемор можно прочитать как ло эмор — не говори.

[4] В оригинале «וידבר אליו ה» מאוהל מועד לאמור. Слово лемор сложно перевести однозначно, его можно понимать как «говоря», «сказать (другим)», «следующее».

[5] Т.е. каков порядок надевания одежд отцом и сыновьями один за другим?

[6] Т.е. это исторический вопрос, а не галахический.

[7] Т.е. практический закон, который будет актуален только во времена Машиаха.

[8] Изучать законы жертвоприношений, конечно, нужно и сегодня, но установление ѓалахи, т.е. пути практического соблюдения Закона в том случае, когда имеется несколько противоречащих друг другу мнений, не имеет смысла, если вопрос сегодня неактуален.

[9] Чтобы не отвлекаться от того факта, что в данный момент на нем надеты тфилин, и не допустить мыслей и действий, неподобающих в то время, когда надеты тфилин.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.