Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведники, воистину служащие Всевышнему, получают наслаждения Будущего мира уже в этом мире»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Хаей Сара
Почему Всевышний сначала окликнул Моше и лишь потом начал говорить с ним? Такое поведение учит нас важному принципу в отношениях с окружающими людьми.

Йома 4б

(Ваикра 1) «И воззвал Он к Моше, и говорил». Зачем сначала воззвал, а затем говорил? Тора учит правильному поведению, чтобы человек не говорил ни слова товарищу, прежде чем не окликнет того[1]. [Что мы учим из выражения Писания] лемор («сказать»)? Сказал Раба: Откуда мы учим, что говорящий нечто товарищу [как бы] нарушает запрет «не говори»[2], пока тот не скажет ему «скажи» [т.е. даст разрешение]? Учит нас Писание (там же): «И говорил Господь ему из Скинии, сказать[3] (лемор)[4]».

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ НЕАКТУАЛЬНЫЕ НА СЕГОДНЯ ЗАКОНЫ?Йома 5б.

— Как[5] он [Аарон и его сыновья] надевал их [одежды священников]?

— [Зачем это знать?] Что было — то было[6]! Но [вопрос на самом деле таков: ] как он будет одевать их в Грядущем мире?

— В Грядущем мире тоже: к тому времени, как придут Аарон и его сыновья, придет с ними Моше рабейну, и скажет, [как нужно надевать].

— Но [так должен звучать вопрос]: как он надевал их? [Это необходимо] для понимания Писания.

Мы учили [в барайте]: Раби Элазар говорит от имени раби Йоси: Испортил жертву, которая приносится снаружи и т.д.

Сказал рав Нахман, сказал Рава бар Аваѓу: Ѓалаха — по мнению раби Элазара, который говорил от имени раби Йоси.

Сказал рав Йосеф: [Это] ѓалаха для Машиаха[7]?! Сказал ему Абайе: Так теперь что, все жертвоприношения мы не будем учить, [ведь это] ѓалаха для Машиаха?! Но [в чем же смысл изучения]: изучай и получи за это награду! Так и здесь тоже: изучай и получи награду! [Отвечает рав Йосеф: ] Вот что я имел в виду сказать тебе: Зачем устанавливать ѓалаху[8] [в вопросе, который будет актуален только во времена Машиаха]?НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ОТ ТФИЛИН

Йома 7б.

Сказал Раба бар рав Ѓуна: Человек обязан все время ощупывать[9] свои тфилин. Мы учим это из венца (циц) [на лбу у первосвященника]. [Это выводится по принципу] «от менее строгого к более строгому»: мы находим, что хотя в венце есть только одно упоминание Имени Всевышнего, Тора сказала «Пусть будет на его лбу постоянно» — чтобы [первосвященник] не отвлекался от него. Тфилин, в котором есть множество упоминаний Имени — тем более [нельзя отвлекаться от них и нужно их ощупывать].


[1] Пока не окликнул по имени.

[2] Здесь Талмуд использует выражение בל יאמר, такого рода форма обычно употребляется при упоминании запретов Торы, например בל יראה ובל ימצא — запрет нахождения квасного в доме во время Песаха. В данном случае, конечно, запрета Торы нет, это лишь фигура речи.

[3] Т.е. если бы не было специального указания «сказать» — нельзя было бы говорить (Маарша). А Раши объясняет так: лемор можно прочитать как ло эмор — не говори.

[4] В оригинале «וידבר אליו ה» מאוהל מועד לאמור. Слово лемор сложно перевести однозначно, его можно понимать как «говоря», «сказать (другим)», «следующее».

[5] Т.е. каков порядок надевания одежд отцом и сыновьями один за другим?

[6] Т.е. это исторический вопрос, а не галахический.

[7] Т.е. практический закон, который будет актуален только во времена Машиаха.

[8] Изучать законы жертвоприношений, конечно, нужно и сегодня, но установление ѓалахи, т.е. пути практического соблюдения Закона в том случае, когда имеется несколько противоречащих друг другу мнений, не имеет смысла, если вопрос сегодня неактуален.

[9] Чтобы не отвлекаться от того факта, что в данный момент на нем надеты тфилин, и не допустить мыслей и действий, неподобающих в то время, когда надеты тфилин.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.