Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Говоря о том, что Тора призывает человека бояться и любить Творца, раби Арье-Лейб из Гур добавляет: Умение бояться — качество человека, но способность к любви — это подарок Всевышнего»Раби Арье-Лейб из Гур
Мы не ощущаем милость Всевышнего, поскольку привыкли к ней. Чтобы ощутить благодарность Творцу, надо почувствовать себя приемным сыном.

Рав Бенцион Зильбер

В нашей недельной главе говорится о жертвоприношениях. Есть жертвоприношения обязательные, например, хатат: человек, согрешивший по ошибке, обязан принести за свой грех жертву хатат. Но есть и другие жертвоприношения, необязательные — ола, шламим. О них сказано: «Когда кто из вас [хочет] принести жертву Господу…» и далее описывается, что следует делать.

Возникает вопрос: почему были даны необязательные заповеди? В чём здесь желание Всевышнего? В повелениях перечислены те действия, которых Всевышний желает от нас, в запретах — те действия, которые Ему отвратительны. А что же с «факультативными» заповедями? Если Всевышний желает, чтобы мы их выполняли, почему в Торе не сказано, например, что каждый человек раз в два месяца обязан приносить жертву шламим?

Итак, в чём смысл и содержание необязательных заповедей? (Вопрос задал Рав Каневский — Стайплер).

Одна из заповедей, данных нам Б-гом, — любить Б-га. А, как говорят, «сердцу не прикажешь». Кто-то горит любовью к Всевышнему, а у кого-то сердце, как камень, ничего не ощущает.

Наши мудрецы указали несколько путей пробудить в себе любовь к Б-гу.

Рамбам предлагает созерцать природу, постигать её величие, удивительную, великую мудрость, выраженную в ней. Такое созерцание приводит к восхищению и любви к Всевышнему.

Рабейну Бахья в своей книге Ховот а-Левавот говорит о другом пути. Человеку следует задуматься о всём добре, которое сделал ему Всевышний, о самых простых вещах: о том, что мы обладаем зрением, слухом и т. д., о том, что у нас есть пропитание. Рабейну Бахья приводит такой пример. Сравним двух мальчиков, растущих в одной семье. Одного подобрали на улице, когда он был бездомным, взяли в дом, начали заботиться о нём. Другой — сын хозяев дома, родился в этой семье. Кто ощущает бóльшую благодарность к хозяевам? Конечно, приёмыш. Сын принимает заботу, тепло, пищу, кров как должное, как то, что положено ему по праву. Мы не ощущаем, насколько велика милость Всевышнего к нам, поскольку привыкли к ней, считаем, что всё так и должно быть. Чтобы ощутить благодарность и любовь к Всевышнему, стоит почувствовать себя «приёмышем».

Есть и третий путь. Сказано в мидраше Дэрех Эрец Зута: «Хочешь любить ближнего? Старайся делать ему добро».

Когда мы любим кого то, мы стремимся делать приятное тому, кого любим. Верно и обратное: если мы заботимся о ком то, делаем ему добро, то начинаем его любить. Чем больше делаем для кого то, тем больше его любим.

Рав Деслер приводит пример. Во время войны члены одной семьи оказались разлучены: отец с сыном остались по одну сторону фронта, а мать по другую. Когда семья воссоединилась, оказалось, что любовь отца к сыну глубже, чем любовь к нему матери, т. к. отец заботился о нём всё это время.

Известно, что человек больше «пробуждается» от действий, которые совершает добровольно, по воле своего сердца, чем от тех действий, которые он совершать обязан.

По-видимому, это одна из причин того, что человек, пробуждаясь и возвращаясь к Торе, испытывает большое воодушевление и великую любовь к Б-гу. Возвращаясь к Торе, поначалу человек ощущает: он делает то, что не обязан, соблюдает заповеди из любви, а не по обязанности. (В действительности он всегда был обязан соблюдать мицвот, но по ощущению — делает подарок).

Возможно, именно для этого Тора и дала нам необязательные заповеди: чтобы, действуя по желанию своего сердца, человек смог пробудить в себе любовь к Б-гу, сделать «подарок» Всевышнему.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.