Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний придает огромную важность праведному суду согласно законам Торы. В этой статье приведен пример закона, касающегося сторожей. Что делать, если бык, которого взяли в аренду, «сгорел на работе»?

Центральной темой «Мишпатим» является еврейский суд. То обстоятельство, что эта недельная глава идет сразу после дарования Торы, символически указывает на важность, которую придает Всевышний справедливому и честному суду.

Давайте остановимся подробнее на законах сторожей — людей, которым был передан на хранение тот или иной предмет. Согласно Торе, есть три вида сторожей: тот, кто получает плату за свою работу, бесплатный сторож, и человек, который одолжил вещь у другого.

Бесплатный сторож понесет ответственность в случае проявленной при хранении халатности. Под ней подразумевается хранение предмета не так, как это принято в конкретном месте, в конкретное время. Например, в талмудическую эпоху было принято закапывать серебряные монеты в землю. Человек, который вместо этого спрятал деньги у себя дома, сделал оплошность.

Платный сторож несет ответственность за кражу и пропажу предмета. Одалживающий вещь же должен будет компенсировать ущерб даже при несчастном случае. Например, человек одолжил у соседа корову, и животное умерло не по его вине. В этом случае он выплатит хозяину стоимость живой коровы. Повторимся: его вины в смерти животного нет — он платит не потому, что виноват, а потому что объект, полученный в бесплатную аренду, считается его собственным. Дело обстоит, как будто бы его собственная корова умерла, и поэтому он должен оплатить ее стоимость.

Исключением из этого правила является несчастный случай или поломка, связанные с нормальной эксплуатацией арендованного объекта. Например, молоток сломался, когда им вбивали гвоздь, или бык умер во время вспахивания поля. Одолживший быка имеет полное право сказать хозяину: «Я же не одолжил быка для того, чтобы он стоял у меня в сарае!»

Интересно, что хозяин вещи и сторож могут отдельно договориться об условиях хранения. Например, о том, что вещь будет передана на хранение бесплатно, но сторож будет нести ответственность даже при несчастном случае. В общем и в целом, обе стороны могут договориться о принятии сторожем дополнительных обязанностей или наоборот, об освобождении от них. Такой принцип указан в Торе, поскольку люди обладают полномочиями прощать друг другу деньги.

Разные мнения по денежным вопросам — это вполне нормальное явление. Возникшие конфликты надо решать в еврейском религиозном суде, который опирается на законы Торы. Такой суд лишен изъянов, характерных для творений рук человеческих, и его указания гарантируют всем нам мир и справедливость.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени