Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний придает огромную важность праведному суду согласно законам Торы. В этой статье приведен пример закона, касающегося сторожей. Что делать, если бык, которого взяли в аренду, «сгорел на работе»?

Центральной темой «Мишпатим» является еврейский суд. То обстоятельство, что эта недельная глава идет сразу после дарования Торы, символически указывает на важность, которую придает Всевышний справедливому и честному суду.

Давайте остановимся подробнее на законах сторожей — людей, которым был передан на хранение тот или иной предмет. Согласно Торе, есть три вида сторожей: тот, кто получает плату за свою работу, бесплатный сторож, и человек, который одолжил вещь у другого.

Бесплатный сторож понесет ответственность в случае проявленной при хранении халатности. Под ней подразумевается хранение предмета не так, как это принято в конкретном месте, в конкретное время. Например, в талмудическую эпоху было принято закапывать серебряные монеты в землю. Человек, который вместо этого спрятал деньги у себя дома, сделал оплошность.

Платный сторож несет ответственность за кражу и пропажу предмета. Одалживающий вещь же должен будет компенсировать ущерб даже при несчастном случае. Например, человек одолжил у соседа корову, и животное умерло не по его вине. В этом случае он выплатит хозяину стоимость живой коровы. Повторимся: его вины в смерти животного нет — он платит не потому, что виноват, а потому что объект, полученный в бесплатную аренду, считается его собственным. Дело обстоит, как будто бы его собственная корова умерла, и поэтому он должен оплатить ее стоимость.

Исключением из этого правила является несчастный случай или поломка, связанные с нормальной эксплуатацией арендованного объекта. Например, молоток сломался, когда им вбивали гвоздь, или бык умер во время вспахивания поля. Одолживший быка имеет полное право сказать хозяину: «Я же не одолжил быка для того, чтобы он стоял у меня в сарае!»

Интересно, что хозяин вещи и сторож могут отдельно договориться об условиях хранения. Например, о том, что вещь будет передана на хранение бесплатно, но сторож будет нести ответственность даже при несчастном случае. В общем и в целом, обе стороны могут договориться о принятии сторожем дополнительных обязанностей или наоборот, об освобождении от них. Такой принцип указан в Торе, поскольку люди обладают полномочиями прощать друг другу деньги.

Разные мнения по денежным вопросам — это вполне нормальное явление. Возникшие конфликты надо решать в еврейском религиозном суде, который опирается на законы Торы. Такой суд лишен изъянов, характерных для творений рук человеческих, и его указания гарантируют всем нам мир и справедливость.


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»