Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват.

В этот день все плодовые деревья как бы становятся на год старше.

«Возраст» деревьев нам необходимо знать для того, что не нарушить запрет на «орла». Дело в том, что первые три года после посадки дерева его плоды запрещены не только в пищу, но и для любого другого использования. Плоды дерева, которому еще не исполнилось три года, называются «орла». На четвертый год они называются «нета ревай» и разрешены только, чтобы их ели в пределах Иерусалима, — во времена существования Храма.

И еще для выполнения двух заповедей нам надо знать, к урожаю какого года относится данный плод: при отделении особых частей урожая для коэнов (трумот) и левитов (маасерот); а также при отделении особой десятины от урожая (маасер шейни), которую можно было есть только в Иерусалиме и тоже во время существования Храма.

Десятины и прочие отделяемые части отчисляются с урожая текущего года. Пока не закончено отделение, урожаем пользоваться нельзя. Чтобы «освободить» урожай текущего года, нельзя использовать для десятин плоды прошлого года.

Каждый год, кроме последнего года в семилетии, отделяется все, что положено дать коэнам и левитам. Каждый год, кроме четвертого, шестого и седьмого, отделяется часть урожая — в том числе плоды деревьев! — для того, чтобы их съесть в Иерусалиме, куда во времена Храма обязан ходить на праздники Торы каждый мужчина-еврей. В третий и шестой год отделяется «десятина для бедных» (маасер ани).

Для правильного отделения всех перечисленных видов надо точно знать, к урожаю какого года принадлежат собранные фрукты. Как видим, Новый год деревьев — не просто веселье для детей, он связан с практикой выполнения заповедей.

На Ту-Бишват принято есть фрукты Израиля, чтобы подчеркнуть особую любовь еврейского народа к нашей Святой земле. Во многих семьях в этот день на стол ставят большие блюда с пятнадцатью видами разных фруктов местного происхождения.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.