Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Ицхак: всякий, кто дает монету нищему, благословляется шестью благословениями.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват.

В этот день все плодовые деревья как бы становятся на год старше.

«Возраст» деревьев нам необходимо знать для того, что не нарушить запрет на «орла». Дело в том, что первые три года после посадки дерева его плоды запрещены не только в пищу, но и для любого другого использования. Плоды дерева, которому еще не исполнилось три года, называются «орла». На четвертый год они называются «нета ревай» и разрешены только, чтобы их ели в пределах Иерусалима, — во времена существования Храма.

И еще для выполнения двух заповедей нам надо знать, к урожаю какого года относится данный плод: при отделении особых частей урожая для коэнов (трумот) и левитов (маасерот); а также при отделении особой десятины от урожая (маасер шейни), которую можно было есть только в Иерусалиме и тоже во время существования Храма.

Десятины и прочие отделяемые части отчисляются с урожая текущего года. Пока не закончено отделение, урожаем пользоваться нельзя. Чтобы «освободить» урожай текущего года, нельзя использовать для десятин плоды прошлого года.

Каждый год, кроме последнего года в семилетии, отделяется все, что положено дать коэнам и левитам. Каждый год, кроме четвертого, шестого и седьмого, отделяется часть урожая — в том числе плоды деревьев! — для того, чтобы их съесть в Иерусалиме, куда во времена Храма обязан ходить на праздники Торы каждый мужчина-еврей. В третий и шестой год отделяется «десятина для бедных» (маасер ани).

Для правильного отделения всех перечисленных видов надо точно знать, к урожаю какого года принадлежат собранные фрукты. Как видим, Новый год деревьев — не просто веселье для детей, он связан с практикой выполнения заповедей.

На Ту-Бишват принято есть фрукты Израиля, чтобы подчеркнуть особую любовь еврейского народа к нашей Святой земле. Во многих семьях в этот день на стол ставят большие блюда с пятнадцатью видами разных фруктов местного происхождения.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.