Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Нас спросили, почему в религиозных кварталах, где живут «харедим», меньше зелени, чем в других районах страны.

Любопытный вопрос. И любопытен он своей формой: нас не спрашивают о том, как относятся евреи Торы к озеленению своей территории, нас спрашивают — ПОЧЕМУ они не заботятся о зеленых насаждениях! Будто уже известно, что не заботятся, осталось только узнать — почему. Так работает стереотипное мышление. Одна из наших задач — показать, что стереотипы часто подводят людей, толкая их к ошибочным мнениям.

В Меа-Шеарим меньше зелени, чем в иерусалимской Рехавии, потому что в старом ишуве меньше места для посадок из-за огромной скученности и перенаселенности. Но даже там на каждом клочке свободной площади можно увидеть дерево или куст. В новых религиозных районах Иерусалима насажены целые аллеи и парки: Байт-Ваган, Ар-Ноф, Каменец, новостройка в Рамат-Шломо (Шуафат). Евреи любят живую природу. Тора повелевает нам заботиться об окружающем мире. Пусть он, в согласии с точкой зрения иудаизма, только — «коридор», «прихожая» в огромный сияющий мир грядущего духовного состояния, но и в коридоре у хороших хозяев должны быть чистота и порядок.

Это правда, что у евреев Торы нет свободного времени для благоустройства садов. Они учат Тору. А в их семьях — слава Б‑гу — достаточно детей, чтобы забыть, что такое скука, которая заставляет человека искать занятия любого рода — в том числе на своем огороде. Но Всевышний наказал нам заботиться обо всем живущем, что нас окружает: о людях, фауне и, конечно, флоре. В частности, запрещая спиливать фруктовые деревья, Тора поясняет: «Разве дерево — это человек, чтобы уйти от тебя?» (Дварим 20:19).


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»