Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц
По материалам газеты «Истоки»

Кто такой? Почему вечный? Почему прозван жидом?

На последний вопрос отвечать не будем. А о самой легенде скажем, что она не еврейская. Более того, в большинстве вариантов (а в Европе нет народа, который не разработал бы свою версию легенды) образ центрального персонажа носит ярко выраженный антисемитский характер.

Прототипом сказания выступает Каин, осужденный на вечное скитание за убийство брата. Но средневековый христианский фольклор разработал свою трактовку: перед нами не знающий пристанища еврей-скиталец, приговоренный к блужданиям за то, что, якобы, ударил несущего крест основателя христианской религии (или оскорбил его). Кстати, у мусульман есть свой аналог легенды, согласно которому некий еврей по имени Самири получил проклятие от пророка Моше (Моисея, по-арабски ­Муса) за то, что воздвиг в пустыне золотого тельца. Но христианский образ не только далеко отошел от Торы, — о нем ничего не сообщают ни «евангелия», ни труды «отцов церкви».

Историки относят появление первых вариантов сказания к 12—13 векам. Имена главный герой в каждой стране носит разные: Бутадеус у итальянцев, Агасфер у немцев, Лакедем у бельгийцев, Кустанед у греков, у русских Малх, у армян Картафил (отмечаем, ни одно из них не является еврейским). Кстати, по армянской версии, он не просто вечно блуждает, а постоянно возвращается к тридцатилетнему возрасту, как только доживает до очередных ста лет. Ни в одном из сборников устных еврейских притч, сказаний и басен ничего похожего на эту нелепую легенду обнаружить не удалось.


До 40 лет он служил пастухом и не только не изучал Тору, но и не умел читать. Но затем стал великим мудрецом, духовным лидером наставником поколения. Читать дальше

Раби Элиэзер бен Орканос

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

От Синая до наших дней. Эпоха Танаев

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.

Уровень человека 15. Оттачивание характера. Глава 1

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»