Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
По материалам газеты «Истоки»

Кто такой? Почему вечный? Почему прозван жидом?

На последний вопрос отвечать не будем. А о самой легенде скажем, что она не еврейская. Более того, в большинстве вариантов (а в Европе нет народа, который не разработал бы свою версию легенды) образ центрального персонажа носит ярко выраженный антисемитский характер.

Прототипом сказания выступает Каин, осужденный на вечное скитание за убийство брата. Но средневековый христианский фольклор разработал свою трактовку: перед нами не знающий пристанища еврей-скиталец, приговоренный к блужданиям за то, что, якобы, ударил несущего крест основателя христианской религии (или оскорбил его). Кстати, у мусульман есть свой аналог легенды, согласно которому некий еврей по имени Самири получил проклятие от пророка Моше (Моисея, по-арабски ­Муса) за то, что воздвиг в пустыне золотого тельца. Но христианский образ не только далеко отошел от Торы, — о нем ничего не сообщают ни «евангелия», ни труды «отцов церкви».

Историки относят появление первых вариантов сказания к 12—13 векам. Имена главный герой в каждой стране носит разные: Бутадеус у итальянцев, Агасфер у немцев, Лакедем у бельгийцев, Кустанед у греков, у русских Малх, у армян Картафил (отмечаем, ни одно из них не является еврейским). Кстати, по армянской версии, он не просто вечно блуждает, а постоянно возвращается к тридцатилетнему возрасту, как только доживает до очередных ста лет. Ни в одном из сборников устных еврейских притч, сказаний и басен ничего похожего на эту нелепую легенду обнаружить не удалось.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.