Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Кто такой? Почему вечный? Почему прозван жидом?

На последний вопрос отвечать не будем. А о самой легенде скажем, что она не еврейская. Более того, в большинстве вариантов (а в Европе нет народа, который не разработал бы свою версию легенды) образ центрального персонажа носит ярко выраженный антисемитский характер.

Прототипом сказания выступает Каин, осужденный на вечное скитание за убийство брата. Но средневековый христианский фольклор разработал свою трактовку: перед нами не знающий пристанища еврей-скиталец, приговоренный к блужданиям за то, что, якобы, ударил несущего крест основателя христианской религии (или оскорбил его). Кстати, у мусульман есть свой аналог легенды, согласно которому некий еврей по имени Самири получил проклятие от пророка Моше (Моисея, по-арабски ­Муса) за то, что воздвиг в пустыне золотого тельца. Но христианский образ не только далеко отошел от Торы, — о нем ничего не сообщают ни «евангелия», ни труды «отцов церкви».

Историки относят появление первых вариантов сказания к 12—13 векам. Имена главный герой в каждой стране носит разные: Бутадеус у итальянцев, Агасфер у немцев, Лакедем у бельгийцев, Кустанед у греков, у русских Малх, у армян Картафил (отмечаем, ни одно из них не является еврейским). Кстати, по армянской версии, он не просто вечно блуждает, а постоянно возвращается к тридцатилетнему возрасту, как только доживает до очередных ста лет. Ни в одном из сборников устных еврейских притч, сказаний и басен ничего похожего на эту нелепую легенду обнаружить не удалось.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

История еврейского народа 67. Политическое и экономическое положение евреев Германии после III крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Крестовые походы коренным образом изменили политическое и экономическое положение евреев Германии.