Поиск
Мойше Штейнберг
Мойше Штейнберг

Домик в пустыне

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных
01.09.2014 03:24

Буду делиться мыслями, деля их на абзацы. Как говаривал классик, ни дня без абзаца. А то и двух. 

Спасибо за ваше время и внимание.

 

отрывок № 1

 

К слову. Если у читателя появится возможность, прошу перечитать вступление Маараля к Ор Хадаш и сноски там от рава Артмана, Мидраш Раба в соответствующих местах и те источники, которые я привожу в тексте. Спасибо.

Любопытно, что в самом конце трактата Хулин, который все больше посвящен вкусному и полезному кашерному мясу, есть особо привлекательный своей загадочностью и негастрономичностью отрывок. В нем на стр. 139:2 сообщается, что в описании уже 6-го дня Творения присутствует при самых характерных обстоятельствах весьма откровенный намек на Амана, а в самом начале строительства Ноева ковчега намекает Тора, правда, чуть более тонко, на М Р. Аман так и записан: המן, правда, в ином произношении: "а мин", а М Р משה еле-еле закодирован в слове בשגם, посмотрите, там тоже та же гематрия.

Аман упомянут, конечно, в риторическом вопросе Б-га к Адаму: "А не с того ли дерева ты ел? - הֲמִן־הָעֵ֗ץ אֲשֶׁ֧ר צִוִּיתִ֪יךָ לְבִלְתִּ֥י אֲכָל־מִמֶּ֖נּוּ אָכָֽלְתָּ ", а М Р тоже в прямой речи Б-га:  "... לֹֽא־יָד֨וֹן רוּחִ֤י בָֽאָדָם֙ לְעֹלָ֔ם בְּשַׁגַּ֖ם ה֣וּא בָשָׂ֑ר וְהָי֣וּ יָמָ֔יו מֵאָ֥ה וְעֶשְׂרִ֖ים שָׁנָֽה"

Связь М Р с водной стихией, и даже власть над ней, напрашивается: воды Нила его не утопили, напротив, как только его лодочка поплыла, немедленно прекратили бросать в реку других детей, вода в колодце поднялась к нему навстречу, вдобавок говорят, что дочерей Итро столкнули в воду, а М Р их оттуда спас. Еще более известны случаи с разбитым на 12 столбовых дорог Красным морем и с добычей в пустыне пресной, но полезной воды. Есть еще примеры.

Упоминание, пусть будет стерто, имени Амана в сочетании со змеем, искушением и смертью тоже не вызывает ровно никакого удивления.

Но почему Талмуд объединяет М Р и Амана в одном исследовательском поиске? Более того, сразу вслед за ними Гмара интересуется о месте в Пятикнижии для царицы Эстер и Мордехая. Их противостояние Аману в физическом мире, в истории, а не в теории, общеизвестно. И тогда необходимо дополнить вопрос.

Так и сделаем: искать и находить намек в Торе на людей, которые просто хронологически могут рассчитывать только на намек, естественно и для мудрецов, и для интересующихся их мнением, а бывает, и собственной значимостью, простых граждан. Но для чего искать в первой части косвенное упоминание имени того, кто множество раз будет основным героем повествования со второй по пятую часть включительно?!

 

сБп, завтра продолжим...

 

Мне разонравилось называть составные части этого произведения отрывками. Мы не рвем, мы соединяем. Звеньями называть было бы совсем по-пионерски, и посему нарекаю все продолжения соединениями. 

 

Соединение № 2.

 

Следуя объяснению Маараля, поступим так: исходя из наглядных, как бы выпуклых взаимоотношений между современниками, попробуем проникнуть поближе в их сходство с М Р или, наоборот, в противопоставление ему.

Но прежде всего – чем полезен намек для изучения и так доступного для осязания и прочих способов ознакомления предмета? Разве не тем же, что и запах, который оповещает о сущности, о подлинном внутреннем наполнении, опережая и логический, и физический анализ?

Тора – книга космическая и земная одновременно, но при этом, ни у кого нет сомнений, что ее духовная составляющая первична. Точнее и честнее было бы сказать, что не только первична, но и единственна, но об этом нельзя рассуждать без тщательной артиллерийской подготовки.

Человек, когда он действительно разумный, – создание сложное и многослойное, впрочем, как и любая стоящая идея. Столько с ним разного приключится, так по-разному он поведет себя. Как понять – кем же, каким же он на самом деле будет, когда мы частенько не представляем себе даже кем же он на самом деле был? Намек на некую персону в Книге смыслов призван однозначно определить то главное, ради чего он будет призван в этот мир, какую неподражаемую и незаменимую роль он сыграет, или уже успел сыграть. Выходит, что четкое понимание мудрецами Торы одной ситуации, словосочетания, пересчета численного значения букв, выраженное таким же недвусмысленным (для мудрецов) указанием-намеком, служит настолько же точному, насколько и лаконичному определению смысла самых тонких вещей и положений. 

Но мы изучаем Тору, мы не заняты декларацией справедливых, но пустых лозунгов – в таком случае, в чем польза же намеков на М Р и Амана?

В приближении к смыслу.

Где "пахнет" Аманом? В неприглядном виде Адама на первом в истории судебном заседании. В смерти, которая теперь неминуемо настигнет его и его потомство. В проклятии, в позоре и стыде. Неприятный запах. В чем проглядывается "образ" Амана – в змее, измене, в зависти. Отталкивающий вид. Слух о нем мерзкий идет – бессовестный соблазнитель, хитрый лжец. Картина гадкая. Сомнение (сафек на иврите) – в гематрии равно Амалеку. Намек известен – он будит недоверие к Б-гу. Недаром Творец обращается к Адаму с вопросом: "Не ел ли ты?" Как будто намекая – ты ли это тот, которого я создал?! Здесь сама форма обращения указывает на корень проблемы – ты стал во мне сомневаться. Это грешно. Так вопрос "Амин" на самом деле равен "Аману".

Еще один аспект: от Амана исходит угроза смерти. Противостоит ему Эстер, скромная по самым требовательным правилам конспирации и от того прекрасная и желанная настолько, что все ее просьбы принимаются и исполняются без промедления. Противостоит ему Мордехай, чье имя ассоциируется в том же отрывке Гмары с первым и главным элементом душистых материалов, бесамим, входящих в состав кторета, порошка для воскурения на золотом жертвеннике в Храме.

В чем особенность именно такой конфронтации?

Намек, конечно, только намек!

И Гмара спешит с намеком: имя Мордехай, как сказано уже, напоминает о тщательно истолченном порошке растительного происхождения – мар дахи, или мирра дахья в разных арамейских версиях перевода Торы. Использовалось исходное растение и в составе порошка для воскурения, и для других наиважнейших целей (трактат Критот, 6:1, Рамбан на Шмот 25:6). Свойства той смеси известны: физическое – поднималась отвесно вверх, к небесам, метафизическое – прогоняла прочь ангела смерти.

 

Соединение №3

К сожалению, так вышло, что я задержался с продолжением. У кого-то мысли - скакуны. У меня - улитки. Прошу за это прощения, но все-таки мы движемся. Слава Б-гу! 

 

Поведение Мордехая, такое решительное и бескомпромиссное, вызывало едкие вопросы. У кого из напуганных современников не проскакивал упрек: Аман – гордец, а ты-то сам покорнее?! Без всякой агрессии отвечает за него Талмуд: если это на самом деле необходимо для служения Б-гу, Мордехай был готов быть перемолотым в фарш да в пудру, и не только врагами, но и родными братьями.

Привести доказательства? Пользуйтесь, пожалуйста, старым правилом: помня, кто был его друг, узнаем наверняка, каким было подлинное лицо героя нашего исследования.

Царица Эстер была ему другом и партнером. И если Талмуд характеризует Мордехая, как человека способного на полное самоуничижение, в порошок, в прах и пепел, ради достижения близости с Б-гом, то Эстер подкрепляет такую характеристику своей личностью. Ее скромность, самодисциплина и, в особенности, ее преданное и бережное отношение к тайне,  идеально соответствуют значению ее имени – сокрытая, этакая царица-невидимка.

Свет ее спасительной власти проявляется неожиданно и мощно в самый темный и безнадежный момент. Она подобна утренней звезде, айелет ашахар, которая долго прячется за спиной ночи. А когда уже уходит на покой луна и пропадают ее коллеги, ночные звезды, и становится совсем холодно и страшно от темноты, вдруг вспыхивает она, и так ярко! Вдруг проясняется, и упрощается мир. Детям малым очевидно – скоро взойдет настоящее солнце!  

Показательное противостояние Мордехая и Эстер с Аманом было победной контратакой скромности и сдержанности на гордость и честолюбие. Такое непременно случается, наши побеждают!

Для тех, кто не устал, еще намек. Имя Аман можно рассматривать как сочетание двух арамейских слов: а (הא) – тот самый, и ман (מאן) – кто, что. Недаром во многих языках так звучит название всего человеческого рода. Чтобы уничтожить Амана, надо хорошо понимать, кто он есть, что является его стержнем. А указателем для решения этой задачи служит его собственное имя (или одно из имен)  – то есть, он СВЕРХЧЕЛОВЕК, он сама человеческая сущность. Точнее, он так думает.

Между прочим, простейшая гематрия Амалека – рам (רם). Что означает – возвышенный. В главе Экев и в главе Шофтим, и в других местах использует это слово Тора для упреждения болезни гордостью. А ман, "а человек", как протянула бы моя покойная бабушка на "чистом" идише, страдает самой уродливой стадией заносчивости. Успешный удар по его амбициям может сломать ему хребет. Что и происходит, когда непокорность Мордехая раз за разом лупит что есть силы по имиджу Амана, заставляя того терпеть и сдерживать себя, а ведь для гордеца нет переживания разрушительнее.

Игра слов, может быть, но обратное звучание – мар (מר) не только созвучно имени Мордехая, но и несет собственный урок. С одной стороны, означает "горечь" или (реже) "капля". С другой – господство и право на владение: господин Мордехай – мар Мордехай. Не надо патентованных моралистов, чтобы представить себе взаимосвязь этих идей. Ведь тот, кто понимает, что является не более, чем каплей в море истории отношений человечества и Творца, кому горько от бед и испытаний и кто сочувствует чужой боли, как своей собственной, именно он достигнет подлинного величия, честно заслужив почетных званий "мар" и "рам" одновременно.

Пришло время вернуться обратно.

Мы позволили себе рассмотреть борьбу спасителей еврейского народа с нашим злейшим врагом как схватку полярных человеческих качеств: высокомерие против скромности. Ну что ж, победило сильнейшее. Но ведь имело место намерение перенести понимание Пурима на другой конфликт – на удивительное сравнение М Р и Амана.

 

очень надеюсь, что завтра продвинемся дальше.

 

17.07.2014 02:35

 

Банально хоть, но у нас допускается жизнеутверждающее обсуждение очевидностей – частный человек и всякое общество заражены и заряжены ценностями, на которых воспитывались и вырастали.

Вольноотпущенный, даже с гордо поднятой на воле головой, продолжает болеть своим прошлым, рабской редакцией свободы выбора: делаем только то, что прикажут, и только тогда, когда не делать невозможно. А самостоятельно рабы не строят, они  воруют цемент и кирпичи.

Для нового поколения, для тех, кто готовился войти в Эрец Исраэль, было особенно важным освободиться от рецидивов рабского отношения к жизни, от норм и ощущений, еще свойственных ушедшему поколению их великих родителей. Тех, кто хотя действительно выстрадал и вымолил свое освобождение, но не заслужил взойти в свою землю и построить святую страну святого народа.

Вот и получается, что критической воспитательной задачей на пороге "обетованной, желанной" стало обретение народом умения служить Б-гу не из-под палки, а стремясь к Нему всем сердцем, любя и доверяя.

Для закрепления пройденного, для подтверждения, а затем и для превращения теории в практику, необходим опыт. Со смертью Мирьям пропала скала-колодец, исчезла вода. Жажда в пустыне, пусть и в тени Облаков, на любой взгляд есть испытание не из легких. Пройди евреи его лучшим образом, возможно, привилось бы нам скорое понимание указаний и принятие увещеваний. И, вполне вероятно, что не понадобилась бы палка, что била собаку, а та бы не кусала кошку и т.д., как в песне бы не пелось…

И вот, по всему поэтому, Мойше Рабейну и его брат Аарон аКоэн аГадол, отправляются к нашим предкам с решающей педагогической миссией. И, как и следует учителям, они оснащены посохом, как указкой.

Ежу под камнем понятно было, а тем более умудренным евреям, разместившимся посреди тех камней, что наступил выдающийся воспитательный момент. Имя Мойше имеет буквальное значение "вытягивающий из воды". Полезно обратить внимание: "из воды", а не "вытягивающий воду". При том, еще и с обязательной приставкой: наш учитель – Рабейну, так что был он преподаватель, а не ирригатор. (Особые отношения МР с водной стихией, которые имеют давние "берейшитовские" корни, обсуждаться пока не будут).

Требовалось передать пропавшей скале Волю ее Творца, рассказать, приказать, уговорить ее, наконец, – пусть станет неисчерпаемым колодцем живой воды, как было при жизни Мирьям. А когда скала, камень без капли сердца и разума, услышит и исполнит заповедь, противную самому ее естеству, какой же мощи урок получат Бней Исраэль! От такой ясности не убежишь – нас любят, поэтому с нами разговаривают. И мы, разумные, любим в ответ, а потому делаем то, о чем нас попросили сразу, не дожидаясь угрозы, или того хуже, более жестких методов воздействия и воспитания.  

Итак, если поставлена задача с помощью воды воспитать народ, то есть произвести Киддуш Ашем в глазах евреев, то надо этого добиться во что бы то ни стало. Ультимативность ситуации подчеркивалась посохом. Ведь если для дворцовых церемоний земного царя скипетр принимает лишь символическое значение, а указка в руке ментора послушно соответствует своему названию, то посох М Р был слишком известен своими неординарными свойствами, а потому приказ Б-га обязательным образом взять его с собой придавал ожидаемой беседе со скалой интригующую многоплановость и усложнял возможность точного прогнозирования того, как разовьются события. Никто и не думал забывать об исключительном впечатлении, которое произвел на камень один-единственный удар примерно сорок лет тому назад. Тогда из него в первый раз потекла вода, и думалось многим, что именно благодаря инерции того насилия продолжала течь до недавних пор.

Представляется, что это мнение могли разделять и М Р с Аароном тоже. А иначе, зачем брать с собой посох, когда разрешено только разговаривать? И, между прочим, если он имел одно символическое значение, то почему сработал?  

Никто не спорит, сказали ясно, что убеждать надо с помощью речи, но, похоже, ясно и другое, что всегда с нами рядом должна обозначаться внушительная и назидательная опция крепкой палки. М Р и Аарон поняли, что есть две идеи, и обе с Небес. Первая, что с упрямцами, конечно, надо долго разговаривать, а вторая, что ради их собственного блага сопровождать разговор необходимо откровенным намеком на свои властные возможности (посох). А когда нет продвижения, когда ну просто никак не идет, то надо применить силу. Тогда незадачливым слушателям непременно разъяснится насколько грамотнее изначально прислушиваться к словам. И на будущее все равно приобретается полезный и оптимальный урок, несмотря на то, что достигнут не оптимальным методом.

Но люди не так поняли.Они поняли, как люди обычно понимают: что предварительные разговоры были всего лишь вопросом вежливости. Фальшь!

Урок извлечен был неверный: видим, мы учили да выучили – даже кремень отлично понимает палку, а мы-то тем более! Б-жественные цели будут обязательно достигнуты и при подавлении человеческой воли (два удара – и все готово!). Люди не будут слушать ни просьбы, ни указания. И правда, зачем бороться с собственной дуростью, когда и так все само разрешится, только надо подождать, еще поупрямиться, а потом 2 легких щелчка по каменному лбу и вот он, отложенный, но долгожданный результат.

А надо было показать что сила – есть, что вот она – посох, тот самый, который 40 лет назад дал воду. Он никуда не исчез, не потерялся, но им специально ни за что не пользуются именно для того, чтобы показать насколько Б-г хочет, чтоб мы его слушали, а не изгибались под Его ударами. И надо было уговаривать скалу на износ, до реальной опасности для жизни, как когда-то с погружением в море. Тогда М Р молился, пока Нахшон не погрузился в воду до ноздрей, а здесь, похоже, следовало убеждать камень,  пока во рту не закипит, пока евреи не упадут от жажды.

Стыдно так говорить, но это часть Торы, и мы обязаны учиться: М Р и А аК не выполнили доверенную им задачу. Выполнили в значительной степени – напоили весь народ, упрекнули, там, где следовало упрекать. Но не до конца, не в полной мере. Не по своей вине, конечно, их не поняли. Но Учитель – не поэт, недопустимо для него учить "в стол", с него требуют оценки учеников!

Получилось, что понимание Б-жественной воли евреями осталось чуть замутненным, не улучшилось, не прояснилось в большей степени, чем до смерти Мирьям. Никто не мог теперь предположить, что ее роль была не только в убаюкивающе нежном нашептывании над колыбельками младенцев, но может быть и со своим колодцем, с этой чудесной скалой, она тоже управлялась с помощью добрых слов... Неубедительным осталось утверждение, что даже неживая природа слушается всего лишь речи пророка, а тем более, слов самого Б-га. И великое, свободное  поколение без пяти минут жителей Эрец Исраэль не увидело воочию насколько любовь и доверие к Б-гу приближают к Нему больше, чем самый пронизывающий страх перед Ним. И так самое главное осталось недоказанным, а там, где нет полной ясности, наверняка не хватает света. Меньше святости, потому что не хватает четкости понимания. А это очень плохо, и от этого очень грустно…

Как говорит один мой добрый знакомый, дело такого порядка: мера за меру. Так обычно разворачиваются события в этом подчиняющемся божественному порядку мире.

То желанное, что должно было произойти и не случилось, оставляет оскомину на губах истории. Люди чувствуют такой недостаток, как чувствуют сместившийся диск позвоночника. Обнаруженный недостаток в творении толчет в мелкий морской песочек наше доверие к самому Творцу. Происходит обесценивание доверия и уважения. На лашон акодеш такой процесс называется хилул Ашем. И мерой за меру, противодействием, равным,  по своей вредности, действию, станет лишение прав на совершение Киддуш Ашем. "Наградой" за преступление – преступление. В случае наших великих учителей таким поражением в правах стала конечная для них остановка у границы Эрец Исраэль. В чем здесь особая беда, ведь все, по сути дела, смертны?

Ответ, как и многое из того, что здесь сказано, я услышал от раввина нашей синагоги р. Биньямина Акарми, долгих ему лет: есть место такое грозное в Талмуде, где эмигранты из Эрец Исраэль сравниваются с идолопоклонниками. Страшный хилул Ашем, когда еврей служит идолам или объявляет себя атеистом. В подобной степени ужасно, когда он абсолютно лишен возможности исполнить заповеди, или хотя бы их часть, а заграницей, ну кто бы мог представить, мы так многого лишены... Б-г сказал тебе делать одно, а ты живешь иначе, да ты никак решил слушать кого-то другого?!

Не было ничего для наших великих Пастырей более дорогого и важного, чем дожить до исполнения воли Творца в полной мере, вширь и вглубь всей Торы – в Эрец Исроэл. И не было грубее разочарования, чем заповедь так не вовремя умереть. Непроисшедший Киддуш Ашем, стал случившимся ударом по Его славе, а несовершенные М Р и его братом заповеди стали этому удару  продолжением и развитием.

Вот, похоже, и все. Картина ясная, как популярная поляна. Но на грустном нельзя заканчивать. Нельзя-нельзя, никак недопустимо. Поэтому позволю себе  воспользоваться идеей, подсказанной мне щедрым хозяином дома в Балтиморе, где я недавно гостил. Идея следующая: в святых книгах написано, что так называемый "каль ва хомер", то есть тот способ вынесения умозаключений, когда предполагается, что раз что-то простое обладает каким-то качеством, значит, более сложное тем более несет в себе это свойство, пробуждает первую из 13 мер милосердия. Другими словами и коротко, избегая каббалистических нюансов: занимаясь Торой, обсуждая, например, функцию каль ва хомер "покорность скалы – послушание народа", мы пробуждаем милосердное отношение к себе со стороны Небес. Отодвигаются куда подальше строгий суд и жесткие наказания и даже ошибки наших учителей вечно спасают нас.

Мы благодарны им.  

02.06.2014 15:08

 

Кому любопытно узнать, что 10 лет назад я написал что-то такое бодрящее и энергичное о 10 заповедях…

Время прошло, однако, но от своих слов грешно отказываться без особой на то причины. Потому воспользуюсь давнишним материалом – календарь подсказал, спасибо ему, дотошному.

А новое пока не пишется за отсутствием столь необходимого для творчества душевного покоя. Переживаем: за детей, за дело, за мир во все мире. Кстати, что там с ненькой-Украиной?

Весь список привести никак не возможно – самобичевание приветствуется раз в год под Йом-Киппур, да и тогда весьма минорно. Просто, извините, пожалуйста…

  

О Десяти Заповедях

 

Всякий знает, что их именно 10. Любое число прежде всего - символ, и эта цифра, конечно, в особенной мере. Люди, подлинно понимающие предмет разговора, обычно объясняются кратко и доступно. Попробую им уподобиться.

 

Ученые посвящают внимание, время, силы строению крыла бабочки. Тратят большие деньги, интригуют, борются за первенство, патентуют, получают премии – долгий список. Понятно, будь это не всерьез, не стали бы. Это с крылышком, а со скромной и элементарно незаметной частицей что делается?! Она их бежит, они ей вдогонку. Какой разгон! Какие страсти!

 

Сомненья – прочь. Все абсолютно, живое и мертвое, гиганты и мелочь, созданы осмысленно и каждое чем-то личным ограничено и озадачено. Мы же, люди, такие вот мы сложные уродились, единственные, кто может творить разнообразно. Так и хочется сказать - непредсказуемо. Вероятно, что именно эта исключительная способность и есть цель и смысл нашего существования.

 

Как мы реализуем свой талант?

 

Думаем-чертим-считаем-строим-Дом.

Думаем-пишем-стираем-пишем-Стихи.

Думаем-говорим-договариваемся-кольцо-Дети.

 

Так, обязательным шагом после «думаем» - работа руками, точнее - пальцами. Их 10, и, чтобы достичь результата, нужен каждый.

 

Приходится признаться, и это хорошо, - без источников никуда. Там, в Торе, так и написано: мы подобны Создателю. Без согласия Автора, кто осмелился бы на такую дерзость? И если чем-то мы и подобны, то, в первую очередь, желанием творить.

 

Интересно, заметили наши учителя, что в те Шесть дней Вс-вышний 10 раз обращался к понятию речь, и всякий раз говоря о реализации Его Воли, всякий раз, при создании нового. Так что то, что на нашем языке называется словом, Он использует как инструмент производства, как пальцы.

 

Известно, есть труд вне творчества, рабский. Мы были и рабами, знаем. А вышли на свободу, чтобы прийти к Синаю и получить Тору - Закон, Учение Жизни.

 

Наши учителя относятся к Дарованию Торы как к повторному рождению Мира. Все заново, новый отсчет. Мир содрогнулся и переродился. Мир обрел Кодекс Творчества. Не логическую, а Б-жественную этику. Мир получил народ, способный и обязанный транслировать этот Закон, обучать ему, судить по нему, жить в Учении.

 

Понятно, второе рождение напоминает первое: 10 слов, речений, заповедей - пальцев для создания Исправленного Мира. И если уж так углубились в метафоры, может позволим себе, совсем как в маленьким, немного подержаться за пальцы Папы?

 

Итак :

 

1.   Я, Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства... -  Признание Хозяина, благодарность и подчинение.

2.  Да не будет у тебя других богов ... - Идолопоклонство – подлог, предательство, измена обязанности служить. Многобожие есть "разделяй и делай, что хочешь".

3.   Не произноси имени Г-спода Б-га твоего напрасно... - Не нарушай дистанцию, уважение к Б-гу -- основа твоего существования, не смешивай Святое с обыденным, это разрушительно.

4.  Помни день Субботы ... - Есть место для наивысшей святости и в этом мире. Оно выделено и обособленно и не зависит от твоей воли. Мир – Б-жественного происхождения!

5. Чти отца своего и мать свою... - Обязанность уважительного отношения к родителям – это от Б-га. Он дал им родить, воспитать тебя, они его посланники, в этой области - даже партнеры!

6.    Не убивай! - Разве ты дал эту душу?! Только ее Хозяин властен определять есть ли у того или иного творения право на жизнь.

7. Не прелюбодействуй! – Сближение душ и тел прекрасно тогда, когда  рождает жизнь. Стремящийся за похотью сеет бессмыслицу и ненависть, и пожинает смерть

8.    Не кради! - Не разрушай доверия людей. Тот факт, что желанный предмет не у тебя, а у другого - свыше. Не восставай! Вор, он как развратник, как убийца.

9.   Не произноси ложного свидетельства ... - Осуждение лжи и клеветы в любых формах. Неужели не понятно, что есть Суд и есть Судья?! Берегись!

10. Не желай дома ближнего твоего ... - Ты можешь и должен владеть своим сердцем. Превозмоги, преодолей - ты человек !

 

Так легко подержаться и отпустить может только ребенок.

А мы ведь такие большие, тяжелые даже…

Так коротко пробежаться по смыслу и основам мироздания возможно только в простеньком календаре - 12 страничек, вот и год прошел.  

 

Найти бы силы, открыть бы другие Книги...

Может, грядущей ночью?

 

 

25.02.2014 07:22

Человек - адам. От адама - земля. В чем роднятся?

В землю зерно посеешь - результат проявится. В человеке посеяна чистая душа - обязательно добрые дела вырастут и как расцветут...

 

Глаз обращается к частному, разум же наблюдает обобщая. 

 

Человеку тактичному свойственно начинать любой разговор, даже самый тяжелый, с приятных, но верных, вещей. Ушам приятно - душе тепло. Мудрость сия не только бытовая, она в первую очердь талмудическая: "Для всего Исраэля есть доля в будущем мире..."

 

продолжение следует. такая у него природа нудная...

 

 

14.01.2014 23:51

Мне показалось, что эта шпаргалка может быть любопытной не только для меня самого. Месяца 2 назад я приготовил ее для замечательных евреев Пассеика. Сопроводительную статью помещу позже сБп, а пока скажу искреннее спасибо раву Гади Поллаку, за то что сумел взгромоздить эту таблицу на сайт ТЙ. Сам бы я ни за что не справился. 

 

מדרש תנאים לדברים פרק כ פסוק יט

 כי האדם עץ השדה מלמד שחייו של אדם אינן אלא מן האילן

  

Удивительный Медраш обнаружился: учит нас Тора намеком, в процессе описания законов об осаде вражеских городов, что жизнь человека тянется от дерева. Дела-то какие: думалось ведь обычным образом, что мы из глины, так ведь и было сказано и не так давно, кстати, в октябре...

Нет, неразумно спорить с очевидностью: мы непременно из глины. С Хумашем не поспоришь.  

А вот что же подсказывали нам Мудрецы? 

Не тело, Жизнь - от Дерева. А ведь жизнь - это Душа. Так сказано: как вдохнули Душу в тело, так и стал живой душой. Ну, спросите, где место в этой тщательно склеенной паре место для дерева? Третий - лишний.  

Все верно – Деревья стояли поодаль. Их следовало беречь и ухаживать за ними (кстати, почему именно за ними?). Ими надо было корректно пользоваться, то есть, одно из них точно нельзя было ни при каких условиях есть…  

Короче, как известно, поев от неразрешенного дерева, человек засорил свою душу знанием Зла. Теперь задачей жизни стало из полученного салата выбирать Добро. Если бы речь шла о непохожих, явно отличных друг от друга знаниях, то и сложности никакой и не было бы. Выходит, они так похожи... Как родные... 

Знание Зла оказалось не чем-то лабораторным, а владением, практическим умением, и как же невыносимо тяжело не использовать мощный инструмент, который так ладно сидит у тебя в руках! Более того, просто невозможно не использовать. Другого инструмента в наличии не имеется. Знание Добра? Без Зла, само по себе, как результат того, древнего, замеса в человеческой природе не встречается. 

Что делать? Может пойти спросить у Чернышевского?

Агрессия - не наш путь. Надо поискать другой. 

Напрашивается следующее: если не умно пытаться растаскивать их по углам, если они уже в клинче - давайте хотя бы определим их поточнее, рассмотрим. Не стараясь их разорвать и разогнать. Но оставив пока что эти оба знания у себя в душе, не будем отчаиваться, а осторожно и внимательно познакомившись с ними, постепенно направим их таланты к достижению идеалов.  

Общепринятое подразделение души на 3 составляющие представлено в таблице в терминологии Рамбама и Маараля. Если бы я мог рисовать, то показал бы схему души в форме дерева, опрокинутого плодами вниз, а корни бы изобразил бы растущими из неба. Из корней вырастает ствол, от ствола в 2 стороны тянутся ветви, в то время как Плоды символизируют поступки и особенно ярких людей, эти поступки совершавших.  

Как я сейчас понимаю, после греха, так кардинально повлиявшего на человеческую душу, в эту схему, релевантную и до греха, повсюду добавилось Зло. Скорее всего, верно будет сказать, что повсюду, кроме Корня души. И так оно основательно добавилось и распространилось, что в душе все смешалось, как в доме Облонских.  

В каждом человеческом действии непременно задействована вся его душа, во всей свой комплексной структуре, но соколиный глаз специалиста должен выделить несущую ось данного поступка. Чем руководился человек – разумом ли, эмоциями, инстинктами? И здесь нет разницы между возможными и реально происшедшими событиями. Выделив такой лейтмотив, специалист приложит усилия, чтобы понять, а добро ли искал человек, или не дай Б-г, зло…

Примерно так. Перерыв. 

 

в 

17.12.2013 08:54

 

Давно не писал. Все беспокойства всякие… Деньги, дети и дожди.

Кстати, 4 декабря к нам присоединились все "вавилонцы" из америк и европ. И нас осадили осадки. Вместе просим – крепче звук. Нас услышали. Это знаменательно.

Давно подумываю о первенцах. Интересно, почему к ним должно вернуться право служения в Храме? (Говорят, что так надо понимать Сифри Беаалотха 92)

То, что подумываю об этом давно, никак еще не значит, что что-то дельное надумал. Так, догадки да фантазии.

Неблагодарное и безумное занятие – приводить не наши источники. Хотя иногда так и напрашиваются. Наступаю на горло их песне, не мое – не так жалко. Не привожу.

В духовном, душевном и физическом (в экономическом тоже) плане материализовавшиеся первыми обычно получают больше всех. В них выражается все прошлое родителей, и все будущее отсчитывается от них.

Вот фото, вот гордый папа со счастливой мамой. Что говорят (обычно) лица?   "Посмотрите-ка – сын!" 

Так и зовут: Реувен.

Не в том, не в классическом, а в нашем, в прикладном случае, наряду с чистыми молитвами и помыслами присутствуют и сомнительные. У детей от последних –  простуды не отходя от кассы и угри лет так через пятнадцать, а от первых –всевозможные таланты и добрые качества.

Так писал Ор аХаим в очень пространном и насыщенном объяснении слов прощания Яакова с его старшим сыном: "… Мысли в том (известном) положении определяют духовную структуру ребенка… и дальше : Родители строят душу плода своих стараний. И если посеют в чистоте действий и намерений, то с Небес спустится святая душа, а вот если породят в ребенке что-то дурное, то по этой дорожке к нему подтянется зло и распространит на него свой мерзкий и гнилой запах".

Перевод вольный. Читайте сами, перепроверяйте.

Там, где больше переживаний, там больше и проблем. У первенцев и пота, и нервов (не удерживаюсь…) предостаточно.

Так все-таки, за что к ним вернется служба? Неужели компенсацией за неопытность и горячность родителей?

Наверняка, не только за это.

Вне всяких сомнений, у первенцев есть какие-то особые, свойственные именно им, достоинства, необходимые для служения, приближенного к Творцу в самой высокой степени.

Хотелось бы знать, какие. А вдруг пригодится...

 

28.11.2013 08:07

 В нашем доме тепло

 и

спокойно

восемь свечек ласкают глаза

гладят светом – не больно

гасят светом лихой холодок

                              отоконный

в нашем доме тепло и спокойно

В номерах мирозданья

вязанки запутанных ног

                                 беспокойных

А к свечам подошли бы – 

                           дорогой –

                         каждый шаг – прославление чуда

каждый шаг – возвращение к Б-гу

 

14.11.2013 01:03

 580, а то и все 610 животных послал Яааков Эсаву. Рогатых и безрогих, крупных и поменьше. Жалко, наверное, но полезно, а потому оправданно и логично. А как же с маленькими баночками? Как можно было так рисковать собой? Где оправдание этому? В чем логика? 

У меня есть кое-какая идейка. Один еврей подсказал. Но вдруг, у вас есть что-то получше - может, поделитесь? А мы обсудим. 

Спасибо.

11.11.2013 00:34

В Лондон я поехал как всегда туристом - наблюдать евреев. Темзы ни разу не видел, честно, а вот дождь шел. И моросящий  и даже проливной. Фотографий от меня не ждите - люди как люди и дома как дома. Пару слов все-таки запишу - чтоб повадно было.

В Лондоне множество евреев проживают. И хотя я знаком всего с двумя еврейскими районами, очевидно можно засвидетельствовать, что наших кашерных, бело-черно окрашенных братьев, сестер и племянников там масса - кен ирбу и бли айн ара

Живут конечно по-разному: и богато, и очень скромно. Конечно, я искал тех, кто побогаче, нашлись те, кто пощедрее. Наш Кармиэль поддержали. Это хизук. Спасибо.

Что же по моему представлению должно быть любопытно и Вам, дорогой читатель?

Опять обнаружилось и выпятилось броское отличие от нашего, тоже еврейского, но израильского общества - люди, и среди них замечательно талмудически образованные, с утра идут на работу бухгалтерами, адвокатами, врачами и т.д., а потом учатся в бейт-мидрашах и дети у них тоже такими вырастают. А еще я видел, как до работы, просто как в книжках (в Шульхан Арухе тоже) написано, успевают поучиться в хевруте часа 3, а бывает и больше, а потом идут на работу...

Интересное явление, по-моему.

Есть ли оно в Израиле?

Если есть - где? 

Если нет - почему?  

21.10.2013 02:59

30 декабря 2014. Блог это или не блог?! Раз да, то добавляю в тему: после Хануки - тьма и тум'а так и наваливаются на каждую ресницу. В Александрову слободу удаляется местный лев. За ним неистово бегут близкие ему зверьки помельче. За ними обязательно приходят и наипреданнише просят вернуться. Такой Грозный, такой памятливый - кто не явится умолять, того ни за что не простит. А другой - тоже лев. Отрычал, р-р-р, отревел, полевел, сам от собак уже отбился, теперь от своих львиц и сорок отмахивает. А повар все кашку помешивает, никто не верит, что кашерная, а порции как разделит, так и набрасываются. И челюсти смыкаются-размыкаются. Смотреть жутко. Смотри в книгу, глядишь, корень узреешь...30 декабря 2014. что дальше написано - то 2013.

В школе (в советской, лет 25 назад) стоял душок соцраспада. Душок этот был сладким для в то время подростающего поколения. Юным душам и телам так хорошо от воли. Самыми увлекательными событиями становились комсомольские собрания. Люди шумели, кокетничали. Чудесное время - все куда-то почти уже едут, и от того, ч то здесь почти ничего не держит, все неудержимо свободны. Как легко дышится и смотрится вокруг, и себя можно показать просто со всех возможных и даже с невозможных ранее сторон...

Юные любят простор общественных изменений.

А сейчас мне 40.

Как там на счет перемен? 

Я теперь не жду их. Они пахнут тем самым душком распада. 

Отягощенный не больно грузным (к стыду своему) багажом еврейских знаний, я все-таки пугаюсь открытой активности религиозных евреев в нынешних муниципальных выборах. Этот спорт травмоопасен. 

Отмечу 2 причины и на этом закончу: во-первых, нечего дразнить гусей. А во-вторых, сами легко и скоро скатываемся на их уровень. 

Голосовать или нет, и за кого (если уж голосовать) - скажет каждому его учитель. Сделать такое надо спокойно, потом сказать что-то вроде "ашер яцар". Как благодарность за то, что в нечто влез, а потом благополучно вылез.

И никакого азарта.

Конечно, при отсутствии личного и доказуемого интереса... 

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3 4
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+