Поиск
Мойше Штейнберг
Мойше Штейнберг
Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Элуль – точка возврата

06.09.2015 15:38

Друг или Учитель

Нужен, конечно, и тот, и другой.

Кого нужно сделать – раввина, кого приобрести – друга. Друг обходится дороже. Что подразумевает под собой должность раввина? – связка "учитель - ученик", она не предполагает легкость отношений, но безусловно требует взаимного уважения и доверия.

Друг, от слова "дорогой", есть живое участие и взаимопомощь. За такую редкость стоит заплатить.  Любовь обладает исключительной способностью сжимать пространство (в талмудическом первоисточнике – сжимает плоть). Смыта дистанция, размыты границы? И прорастает на некогда нейтральной полосе море цветов общих чувств и сопереживаний.

Мы всегда – ученики Б-га. И, как и положено прилежным ученикам, впитываем и сохраняем впитанные нами смыслы. Пытаемся им соответствовать и сокрушаемся, когда попадаем впросак и в прокол. Но так бы и оставались в этом малоперспективном положении беспросветной разрухи, если бы не дружба. Ядидут нефеш.

Я стремлюсь к моему возлюбленному другу, Он – ко мне. Несмотря на ошибки, на взаимные неудобства и обиды.

Элуль – точка возврата.

 

Чтобы не занимать всегда незаслуженное первое место, помещаю тут. Тому, кому пригодится - на здоровие:

Моим ученым друзьям

23.09.2014 18:40 редактировать | удалить

Мы, евреи, все люди ученые. Образованные, так сказать. Все до одного.

 

Так неужели позволительно столь незаурядным умам как наши прикидываться простаками и наколдовывать удачу, поедая морковку с фаршированной рыбой?

 

А раз вопрос выставлен так же яростно, как просроченный счет за воду (о которой мы никак не допишем по причине творческого переучета), то следует процитировать в осторожно вольном переводе пару-тройку отрывков из Хидушей Агадот на Орайот, Беер Агола и может быть, других произведений Маараля.

 

Каламбур – не преступление, и, начав с образованности, перейдем к образам.

 

Знаки, знамения по объяснению Рамбана на Лех леха 12:6 служат креплением обещанных благ к этому миру. Добавлю, что не к уже историческому миру, а к его наступающей форме.

 

А от имени Маараля в Хидушей Агадот (Орайот гл. 4, 60:1) надо добавить, что наикрепчайшее соединение с идеей в этом мире происходит тогда, когда она становится частью нашего материального тела. И вернейший способ – с помощью тщательного пережевывания пищи. Разумеется, лучше это делать, когда они обе кашерны – и идея, и еда.

 

Таким образом, яблоко в меду, конечно, не способно само по себе привязать к человеку удачу и благословение, но зато уж если было добро заложено в программу следующего года, то поев кусочек тыквы в Рош Ашана, наш предусмотрительный еврей гарантировал себе реализацию положительных для него планов Небес. Если, понятное дело, таковые имели место быть на Небесах…

 

Что же, по мнению Абайе (трактат Орайот 12:1), нам надо есть для достижения полнейшего счастья в этот знаменательный вечер?

 

Тыкву, фасоль, лук-порей, свеклу да финик. Можно есть и их родственников, лишь бы свойства похожими оставались.

 

Тыкву (קרא) для чего? Чтобы вырасти, духовных достичь высот. Ну а кому возраст позволяет, то и физических.

 

Фасоль (רוביא) для чего? Чтобы плодов прибавилось и умножилось, например, детей. А может, и добрых поступков, или имущества какого полезного… В общем, чтоб по окончании наступающего года с чистым и спокойным сердцем наблюдать результаты своих трудов.

 

Лук-порей (כרתי) для чего? Чтобы наши ненавистники были выбриты с поверхности Земли острой косой. И чтоб после них все осталось чистым и гладким.

 

Свеклу (סלק) для чего? Чтобы убрал Всевышний подальше от нас  наши грехи. Да так, чтоб у нас не осталось даже соблазна посмотреть на их детские фотографии.

 

Финик (תמר) для чего? Чтобы праведники расцвели прямо у нас на глазах, как об этом поэтично писал Царь Давид.

 

Но толкуя в таком ключе высказывание мудрецов, Маараль указывает на еще один подход. Он будет напоминать первый, но захватит покрепче.

 

Сейчас секунду посмакуем, и начнем…

 

Полезнейший совет мы находим в Ваикра Раба 29:7. Нам рекомендуется упоминать в молитвах Рош Ашана заслуги наших праотцев Авраама, Ицхака и Якова. Укрывшись за их широкими спинами, мы сможем избежать строгого суда. Так подсказывает нам мидраш от имени Б-га.

 

Но разве грамотно помолившись в синагоге и подсев к праздничному столу, еврей отпускает мозги погулять?! Как можно в такой день забыть о Суде?! Ведь ясно, что рассматривая зачастую принятие пищи как повод для произнесения благословений, наше с вами иудейство как бы предполагает самым естественным поведением для нас, что впервые расположившись у тарелки, мы вспомним о заслугах Авраама.

 

И чтобы благословение Творца дышало в человеке, чтобы пища весь наступивший год шла впрок, необходимо поступить именно так. А сделать это поизысканней поможет тыква – плод исключительных размеров и сытности. Авраам, по выражению мидраша, был великаном среди гигантов. В нем проявилось благословение качеств человека. Ну, значит, намек напрашивался.

 

Ицхак был первым из бесконечно многих потомков Авраама. С него началось геометрическое умножение во сто крат. В нем – благословение числа плодов. Так, вслед за качеством, мы просим о количестве. И чтобы вспомнить о его заслугах понагляднее, мы будем есть бобовые – их очень много!

 

Лук – штука острая, как сабля янычара. Рубить с плеча вреднющую поросль зависти и прочей мерзости необходимо при помощи заслуг Якова, который смог стать Исраэлем, победителем ангелов и людей. Ему это удалось благодаря особому, высшему благословению, которого он удостоился и к которому мы надеемся подсоединиться.

 

Понятно, что как спелый финик остался сладким фиником, так и цадик остался цадиком и продолжает просить, чтоб добрый Б-г дал ему силы и удачу держаться праведного пути.

 

А вот прогнать свои грехи подальше необходимо для баалей тшува. В определенном смысле, их достоинства даже обходят значимость праведников.

 

И так мы просим за первым ужином нового года, чтоб наша жизнь в этом материальном до гастрономичности мире была связана с заслугами наших великих праотцев и достойнейших современников. И эта связь обязательно послужит оправданием нам и защитой на требовательном суде 5775 года и всех обещанных нам последующих лет!

 

Ктива ве хатима това!

Теги не заданы
Комментарии: 16
Нравится!
Поделиться ссылкой:
Yanes 07-09-2015 01:13:05
Йедид нефеш? Друг души? Насколько знаю, ''друг''-Это не от ''дорогой'', а... Чуть подороже)). (В русском языке, во всяком случае, это ''другой я''. ''Второй я''.) Всё логично. Если изобразить это стремление к любимому другу, то это получится стремление к самому себе. А почему Вс-вышний будет этому против? Для чего тогда Ему всё это было придумывать и делать?
mshteinberg 07-09-2015 17:53:12
Другой "Я" - если не попахивает раздвоением, то как минимум в 2 раза дороже - двойной размерулыбка. А вот почему Вам показалось, что Вс-вышний будет этому против? Я такого и не думал вовсе..
Yanes 07-09-2015 20:45:12
По крайней мере, в два, да.И ещё да, но напротив, единством. И, да,значит, я угадал, вы рав Моше, тоже этого не думали.улыбка
Oleg116RUS 07-09-2015 17:02:56
Точка возрата? Она ещё не пройдена? Надо ли искать в Ваших словах рав Штейнберг, скрытый смысл? На уровне Ремез, Драш, а может быть, даже Сод? А, то в свете повторяющихся и очень серьёзных обвинений в адрес США и Европы со стороны одного одиозного регионального лидера российского Северного Кавказа многие еврейские тексты видятся мне знаком Большой беды.
mshteinberg 07-09-2015 17:45:28
Я так рад, что Вы читаете про мои чувства и соображения, но, честное еврейское, когда заговорю о политике, предупрежу. А так, я все про простое, личное. О том, как человек к Б -гу тянется. И чуточку об отношениях между людьми...
Oleg116RUS 07-09-2015 20:13:34
Верю! верю...клево
Yanes 07-09-2015 21:59:48
О, а что это здесь? А свежая тыква отчего здесь выросла? Раньше не росло. И фасоль.. Это с чем употребить предлагается? С рыбой? Ну, тогда каждому другу хорошей записи еще на год в будущееNETCAT_SMILE_REGANETCAT_SMILE_KNIGA (А тыква в переводе с русского, значит 'надежда'', кстати.) Это большой, лёжкий фрукт.
mshteinberg 07-09-2015 22:34:46
Мыс Доброй Тыквы - каждому другу и пингвину!
Yanes 07-09-2015 23:49:26
Хотите, расскажу историю? В одном селении проживали караванщик, рыбак, сапожник,и дровопильщик . Как-то понадобились дровопильщику новые ботинки.Конечно, он отправился к сапожнику, снимать мерки, и договариваться о цене-сроках.А сапожник отвечает:Так и так,сейчас остались лишь обрезки кож, не из чего стачать тебе ботинки. Заказов за год было немало, что ж так не вовремя? Пришёл бы раньше, были бы тебе ботинки.Теперь вот жди, караванщик кожи привезёт.Отвечает дровопильщик : Зачем мне ждать, принесу тебе кусок дерева, выпили мне деревянные.Всё одно обувь, да и дольше прослужит. Клиенту, как известно, всегда известно больше,на том и было решено.Сделал ботинки дровопильщику сапожник,как мог, из материала заказчика.Ну жёстко, ну трёт, зато же экономия времени, и всего остального.Почти всего.В скором времени понадобился дровопильщику новый кафтан потеплее. Решил было идти к караванщику, а тот ещё с товаром не пришёл.Надумал дровопильщик пойти к...К кому же идти за кафтаном? Ладно уж, ноги до костей промозолены...А, к рыбаку.Вдруг да найдётся кафтан какой лишний. А, там, рассчитаемся.Приходит он к рыбаку, так да этак.А рыбак отвечает: Лишних кафтанов не держу, но не отчаивайся.Вчера добыл такую рыбину, левьяфан, а не рыбина. У ней такая шкура, и на кафтан, и на сапоги, и на пояс хватит, и ещё останется.Ну, дровопильщик рад-радёхонек, удача какая, всё ему упало, и разом! Заказал сделать себе из той шкуры (Сапожнику, понятно) и кафтан, и сапоги, да с крагами, и пояс тиснёный...Ай, красота..Да вот беда, в рыбьей шкуре тепло и удобно лишь рыбе, и то, потому как ни одна рыба и ледяном ручье не чихает. Рассерчал дровопильщик,но делать нечего, что сам решил, то сам и получил.А тут и караванщик с товаром приехал.Много чего привёз, медь и бронзу, и кожи и шерсть,и вино и мёд, и утварь, и ткани, и сахар и соль, и масло с мускатным орехом...Набегай народ, прилетай,доход.. А тут почему-то сосед-дровопильщик по селению задом наперёд ходит, зубом дробь выводит, да сухую чешую то и дело везде вытрясает. Безрыбьем оправдываясь, да своей нетерпеливостью.А что ему ещё оставалось?
Yanes 07-09-2015 23:53:32
Кстати, пингвины довольно яркие птицы. Вы пробовали чуть издали глядеть на группы собравшихся пингвинов? Попробуйте, ни с чем не перепутаете.стыдно
Yanes 08-09-2015 15:25:23
Ой.Извините конечно, просто мне пока не целиком ТаНаХ прочесть удалось, он большой. (В смысле текущих тематик недельный глав, по крайней мере..) но случайно придумал историю, ''слишком в тему''..Только сейчас понял, о чем написал..
Yanes 07-09-2015 20:55:48
Oleg, не обижайтесь, но вы как-то своеобычно пишете, и интерпретируете темы, что поэтому вас иногда читать забавно становиться. (Не все так пасмурно, как вам видится.)
truegold 09-10-2016 17:21:54
Очень интересный отрывок! Но, как мне сказали, слово "силка/сэлек" - это вовсе не свекла, хотя похожий корень. Эт там, в Союзе, у нас была свекла - больше ничего и не было однокоренного... А тут, баарец - это нечто совсем другое! Только я не понял, что.
Это правда? Рав Мойше, не подскажете, что это за "силка" такая?
Всех с новым годом, гмар хатима това!
mshteinberg 09-10-2016 19:02:26
не знаю. вроде - представляют это как листья селека - то бишь, свеклы. а я не ботаник, и более не копаюсь. и Вы тоже не будьте. здесь главное - созвучие и ассоциация, плюс (возможно) - растительное, а не животное, происхождение.
Jouri 10-10-2016 14:19:02
Кстати, скажите пожалуйста, а про другие симаним что где написано? (ну кроме граната и рыбы, тут понятно, что)
Спасибо!
mshteinberg 10-10-2016 21:33:21
Уважаемый Jouri, я написал вышеприведенный текст вовсе не претендуя на что-то эпохальное и алахически обогащаюшее. Вы, конечно, это чувствуете и Вам чего-то практического в нем не хватает. Но такова задумка, и так она реализовалась.
В прошедший праздник, с Бп, и с помощью моих друзей, я обнаружил возможное направление для развития исходной идеи. Но пока не напишу. Занят поиском решения для нового Арона Кодеша нашей синагоги.
По Вашему вопросу: Тур, Орах Хаим, 583 - там много написано, посмотрите.

всем дорогим читателям - гмар хатима това!
Оставить комментарий
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+