Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; если человек этого не делает, то для чего он живёт?!»Виленский Гаон, Эвен Шлема(1:2)

Как правильно раскаяться?

Темы: Раскаяние

Отложить Отложено

«Как велика сила раскаяния! Оно делает человека царем над всем миром, надевает на его голову корону, излечивает все болезни и спасает от всех бед» (Тана Дебей Элиягу Раба, 18). Поясните, как правильно покаяться перед Б-гом? Данил, Хадера

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Данил,

Раскаяться в грехах не так сложно, как это кажется. Об этом свидетельствует сама Тора: «Ибо заповедь, которую я заповедую тебе ныне, не недоступна она для тебя и не далека она. Не на небе она, чтобы сказать: “Кто взошёл бы для нас на небо и достал бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?”. И не за морем она, чтобы сказать: “Кто сходил бы для нас за море и достал бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполняли бы её?”. А весьма близко к тебе слово сие: в устах твоих оно и в сердце твоём, чтобы исполнять его» (Дварим 30, 11—14). Рамбан пишет в своём комментарии к Торе, что эти стихи говорят о заповеди тшувы (раскаяния).

Почему же сделать тшуву так легко? Потому что для того, чтобы раскаяться в грехах, достаточно задуматься о том, насколько плохо и ужасно нарушить приказ Царя Царей, Который оживляет каждую секунду весь мир и управляет судьбами всех созданий, в руках Которого все блага мира. Задуматься о том, что нет никакой возможности извлечь хоть какую-то пользу из нарушения воли Творца и, наоборот, греша, человек причиняет себе ужасный вред — ведь он теряет мир вечности (см. Шаарей Тшува, 1). А что он выиграл, что дал ему его грех? Какие-то кратковременные удовольствия, которые уже давно забылись?!

Если человек подумает обо всём этом, он, несомненно, будет сожалеть о грехе и пожелает, чтобы грех был стёрт. И это считается раскаянием (см. Мэсилат Йешарим, 4). Он также пожелает не повторять больше никогда это безумное действие. Теперь человеку остаётся сказать Творцу о своих мыслях (что он раскаивается в грехе) и решении (не повторять больше грех). Так человек выполняет три основные части тшувы — харата (раскаяние в содеянном), кабала лэ-атид (твёрдое решение не повторять грех) и видуй (покаяние, исповедь перед Всевышним). После этого он считается бааль тшува, о котором сказали мудрецы (трактат Брахот, 34 б): «Того уровня, где находятся баалей тшува, не достигают даже непорочные праведники».

Ктива вехатима това.

С уважением, Реувен Куклин.

Материалы по теме

Два вида Тшувы

Рав Элиягу Вугенфирер

Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему

Как узнать, что человек действительно раскаялся?

Рав Овадья Климовский

Кому вернуть украденное?

Первые шаги в еврейской жизни. Оглавление, предисловие

Рав Ашер Кушнир

Что в повседневной жизни — еврейское, а что нет? Что конкретно в Торе учить? Как найти себе рава? Как относиться к нерелигиозным родственникам? Как наладить отношения в семье? И т.д., и т.п.

Два хасида и гуру

Переводчик Виктория Ходосевич

В душе каждого еврея живет пинтэле йид, особая искра, которая никогда не гаснет. Как бы далеко ни отошел еврей, сбившийся с пути, как бы громко ни отвергал свое еврейство, как бы ни отворачивался со стыдом от своей еврейской души — пинтэле йид всегда жива и готова вновь стать огнем. Но у каждого еврея есть и «помощники», которые изо всех сил стараются этому помешать. Иногда это страх, иногда — эгоизм, иногда — самодовольство.