Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Ханох-Эних бар Пинхас-Яаков Акоэн из Александра (5558-5630 /1798-1870/ гг.) — хасидский наставник.
Изучал Тору под руководством отца.
Его отец, потомок знаменитого законоучителя р. Шабатая Акоэна (Шаха), был решительным противником хасидского движения, считая хасидизм отступлением от тысячелетней традиции, передаваемой от отца к сыну.
Женившись на Фейге, дочери богача и филантропа, р. Ханох-Эних поселился рядом с домом тестя, в польском городе Пшисхи. Здесь он попал в зону магнетического влияния выдающегося хасидского праведника р. Яакова-Ицхака из Пшисхи (Аид Акадош) и стал его учеником. Он учился также у р. Симхи-Бунима из Пшисхи, р. Менахема-Мендла из Коцка (Сарафа из Коцка), а впоследствии и у своего ровесника р. Ицхака-Меира Алтера из Гуры (Хидушей Арим).
Был раввином в польских городках Новидворе, Прушнице и, наконец, в Александре, расположенном в окрестностях Лодзи.
После смерти р. Алтера из Гуры, последовавшей в 5626 /1866/ году, шестидесятивосьмилетний р. Ханох-Эних сменил его во главе хасидской общины. Тысячи хасидов устремились к нему за благословением и советом.
В своих наставлениях р. Ханох-Эних развивал парадоксальный подход, свойственный Сарафу из Коцка и другим хасидским наставникам. Например, идею о трагической отчужденности человека от своего подлинного «я», от своей Б-жественной души, р. Ханох-Эних иллюстрировал следующей притчей. «Жил некогда человек, — рассказывал он, — которого за его глупость прозвали Големом. Просыпаясь по утрам, он с таким трудом находил свою одежду, что вечерами из-за этого боялся идти спать. И вот однажды он взял бумагу и, раздеваясь, записал, куда он положил каждую вещь. Проснувшись утром, он стал читать записку: “Шапка — вот, штаны — здесь…”. Вся одежда была на месте, но тогда он спросил в великом волнении: “Да, но где же я сам? Куда я запропастился?!”. Все его поиски были тщетными, он никак не мог отыскать себя, чтобы воспользоваться приготовленной одеждой. Точно так же обстоит дело и с нами».
Р. Ханох-Эних указывал, что уникальность еврейского миропонимания заключается в осознании абсолютного единства и духовного и материального миров. Он говорил: «Многие народы земли верят, что существуют два мира. Они тоже говорят: “В том мире…”. Отличие вот в чем: они полагают, что один мир отделен и обособлен от другого. Израиль же признает, что оба мира составляют единое целое».
Р. Ханох-Эних из Александра был призван в Небесную Ешиву восемнадцатого адара (второго месяца адар) високосного 5630 /1870/ года.
Его жизнеописание и его изречения приведены в книге Хашва летова (Засчитано в заслугу).
С разрешения издательства Швут Ами
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Толдот Йешурун
На любой войне пробуждаются тысячи сердец, Б-г хранит и оберегает нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Неизвестный автор
Добро, которые мы делаем другим людям, впоследствии возвращается. История о солдате, который был ранен арабским снайпером.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?