«…подошел Яаков и отвалил камень от устья колодца» (Берешит 29:10).
Раши[i] комментирует: «Подобно тому, кто вынимает пробку из сосуда, показывая, как велика его сила».
В своей книге «Имрей Шефер»[ii]гаон раби Шмуэль Пинхаси пишет: это показывает, насколько велики скрытые силы человека — огромный потенциал, который не реализуется в повседневной жизни, в состоянии покоя и безмятежности. Он проявляется в моменты бедствия и кризиса.
Это относится не только к физическим силам, но и к душевным, которые Всевышний дарует, чтобы мы могли пройти испытания, которые Он посылает нам. Чем тяжелее испытание, тем прочнее «инструменты», которые Творец нам дает.
Если будем твердо помнить, что наша цель в этом мире — служить Б-гу и исполнять Его волю, — все тяготы, невзгоды, проблемы и препятствия не помешают нам достичь этой цели. Ведь всё в наших руках! У каждого человека есть силы, чтобы выдержать испытания, которые Творец посылает ему на его пути.
О Торе сказано: «Не на небе она[iii]» (Дварим 30:12) — мы должны только постараться открыть заложенные в нас силы.
Иногда человек не использует свой талант, поскольку не верит в него. Его успех задерживается не из-за того, чем он является, а из-за того, что он думает о себе. Если сформировать правильную самооценку, успех непременно придет.
Успех — это способность продолжать идти от неудачи к неудаче и не отчаиваться. Необходимо уметь вырваться из объятий отчаяния, ибо таков главный прием злого начала — разочаровывать человека. Это начало (ецер а-ра) знает: если мы продолжим упорствовать, будем вновь и вновь повторять попытки, — в конце концов преуспеем!
Здесь-то и кроется главное различие между теми, кому удалось достичь высокой духовной ступени, и обычными людьми, как сказано: «Ибо семь раз упадет праведник, но встанет» (Мишлей 24:16). Такой человек называется праведником, несмотря на то, что много раз оступался, — ведь он сразу встает и продолжает движение, не прекращает усилий.
Всевышний ценит человека, который постоянно борется со своим злым началом и не расстраивается. Ведь ангелов на Небесах и без того хватает, а нас, людей, Он поместил на землю — со всей ее «приземленностью» и материальностью, затрудняющей наше продвижение. Здесь есть злое начало, соблазны, трудности и проблемы.
Это — чтобы мы преодолевали испытания и служили Ему всем сердцем. Если преуспеем в этом, значит, мы выполнили свое предназначение, как и подобает детям Царя! (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Книга нашего современника раби Шмуэля Пинхаси «Имрей Шефер» — сборник бесед на темы Мусара (еврейской этики) по порядку недельных глав Торы.
[iii] Не на небе она, чтобы сказать: «Кто взошел бы для нас на небо и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»