Праведный раби Иссахар-Дов из Бельза[1] говорил, что его отцу — святому праведнику раби Йеошуа[2] — рассказывали: автор книги «Бней Иссахар»[3] любил ходить по улицам Динова в ночь Песаха, чтобы слушать, как жители города проводят святой Седер.
Проходя мимо дома одного простого еврея, он услышал:
— О четырех сыновьях говорит Тора…
Один! — закричал вдруг закричал хозяин громко, словно читая Шма, — мудрый,
Один! — греховный,
Один! — наивный,
Один! — который не умеет спрашивать.
Раби не мог не заглянуть в дом, ему очень хотелось понять, в чем смысл этих громких возгласов, почему этот еврей из отрывка о четырех сыновьях сделал «Шма Исраэль». Хозяин дома ответил:
— Я простой еврей, и отец научил меня, что нужно с особой силой произносить слово «Один».
Раби Иссахар из Бельза сказал, что, когда его отец услышал об этом, он изменился в лице. Так раби Иссахар понял, что здесь скрыт намек на нечто великое и важное. Он объяснил это так. Тора говорит: «Святы будьте, ибо свят Я, Б-г, Всесильный ваш. Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои соблюдайте. Я Б-г, Всесильный ваш. Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Б-г, Всесильный ваш» (Ваикра 19:2-4).
Это говорит нам: есть евреи, достигшие святости, для которых Всевышний действительно является Б-гом. Есть евреи, для которых трепет перед родителями — как трепет перед Небесами, и они соблюдают субботу. Для них тоже Всевышний — их Б-г. А у некоторых и этого нет, но они хотя бы не служат идолам, а значит, Всевышний также является их Б-гом.
Таким образом, «Один» несет исправление каждому из четырех сыновей!
Еще кое-что об исправлении узнаем из ответа сыну, который не умеет задавать вопросы. Сказано: «Ты открой ему», причем слово «ты» в данном случае женского рода: ат, а не ата. Этому есть несколько объяснений. Одно из них: мать больше старается подобрать правильные слова для каждого из детей, чем отец, а сын, который не умеет спрашивать, нуждается в более мягком подходе. Как при любой учебе: начинают обучать детей понемногу и мягко и лишь постепенно увеличивают нагрузку (Мэкарван лэ-Тора).
[1] Раби Иссахар-Дов Рокеах (5614-5687 / 1854-1926, Восточная Галиция), глава белзских хасидов.
[2] Раби Йеошуа из Бельза (5585-5654 /1825-1894, Восточная Галиция), глава белзских хасидов.
[3] Раби Цви-Элимелех из Динова (Дынува; 5543-5601 / 1783-1841, Галиция), хасидский наставник, автор книги «Бней Иссахар».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?