Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Современные психологи знают, что львиная доля наших проблем вызвана чересчур развитым воображением. Знал это и великий средневековый философ Рамбам.

«И побежите, когда никто за вами не гонится» (26:17). Есть занимательная история, которая передается из поколения в поколение. Это рассказ о мудрости нашего учителя рабейну Моше бен Маймона (Рамбама) имеет прямое отношение к нашей недельной главе, а может быть и к нам…

Как известно, Рамбам был личным врачом египетского султана, министры которого завидовали Рамбаму и уговаривали султана избавиться от него, заменив врачом-мусульманином по имени Камон. Они убеждали, что профессиональные качества последнего не хуже, чем к Рамбама. Послушался их султан, вызвал обоих врачей и устроил проверку. Каждый попробует отравить другого, а кто выживет — будет личным врачом султана. Оба должны предстать перед султаном, выпить яд, который приготовил коллега, а потом может выпить противоядие, которое приготовил сам.

Оба были знаменитыми врачами и прекрасно разбирались в лекарствах, ядах и противоядиях. Мусульманин пошел домой и всю неделю готовил сильнейший быстродействующий яд. А Рамбам надеялся на Творца и решил оставаться верным своей миссии — лечить людей, а не убивать.

Настал решающий день. Оба предстали перед султаном. Мусульманин протянул страшный яд Рамбаму, он принял его и тут же выпил противоядие. И остался жив.

Теперь Рамбам протянул Камону кусочек еды. Тот съел и сразу выпил свое противоядие. Но странно: не почувствовал никакой слабости или дрожи, которые обычно появляются из-за яда. Как будто вообще не принял яда — как, собственно, и было.

И тогда в нем пробудилось сомнение, которое постоянно усиливалось и превратилось в страшное беспокойство: может быть, Рамбам дал яд, который подействует только, когда противоядие уже потеряет силу? Или это яд, который действует только после приема определенного вида пищи? Например, белков? И он перестал есть мясо. А может, углеводов? И перестал есть хлеб. В конце концов, дошел до того, что стал пить только парное молоко.

Через неделю Рамбам встретил Камона. Тот был ужасно бледный и худой. Рамбам спросил: «Скажи, как ты себя чувствуешь от парного молока?»

Услышав это, Камон побелел как полотно, его хватил удар и он умер.

Сказал султан: «Вот, теперь я понял, что ты — самый великий врач. Ты смог изобрести яд, который действует только через неделю»!

Ответил ему Рамбам: «Ваше величество, я никогда никого не убивал. Не я его убил — а он сам себя убил. Его воображение убило его».

Но это и есть одно из страшных предупреждений, которые приводятся в нашей недельной главе. Если евреи не будут соблюдать Тору — «вы будете бежать, хотя никто за вами не гонится… и будет преследовать вас звук падающего листа, и будете спасаться, как от меча, и упадете — и нет преследователя…» Это беспочвенный страх, всего лишь падающий листок, почему же они упали? Из-за страха…

Если мы оглянемся вокруг и поразмыслим, мы поймем, насколько глубоко это проклятие проникло в современный образ жизни, в нашу жизнь. Люди бегут, спешат, убегают. У них нет свободного времени для себя, для семьи, для отдыха, для того, чтобы расслабиться. Нет времени спокойно поесть, сосредоточенно помолиться, послушать урок Торы, почитать книгу. Все делается в спешке, на бегу, на нервах. Что такое, что случилось, кто за вами гонится?!

Давайте освободимся от этого проклятия, по крайней мере, установим ему определенные границы. Выделим себе час в день. Час для изучения Торы, час для семьи, час, чтобы расслабиться.

Напуганный нацист

В каждом явлении можно распознать отпечаток пальцев Высшего промысла. Если человек всмотрится в окружающий его мир, то на каждом шагу ощутимо различит управление Всевышнего, благословен Он. Однако иногда Провидение само открывается людям, как бы говоря: «Смотрите — вот Я — здесь, рядом с вами».

Это случается, даже когда человек окружен многими несчастиями, упаси Б-г, и ему кажется, будто «его забыли». И тогда Всевышний все же находит способ проявить себя страдальцу и говорит: «Посмотри же хорошенько, как Я охраняю тебя».

Даже в самые мрачные годы Катастрофы, когда «извне губил меч, а в домах — ужас», а детей Авраама, Ицхака и Яакова вместе с праведниками и мудрецами убивали, и они погибали, освящая Имя Всевышнего, даже тогда Он нередко проявлял Себя, доказывая всем, что хранит Свой народ.

История эта произошла в 1943 году, в разгар фашисткой оккупации Европы. Уже более трех лет Франция находилась под властью нацистов, а большая синагога Лиона продолжала действовать, и миньяны собирались в ней как обычно.

Однажды в канун субботы (10.12.1943) вишистская полиция Лиона решила, что пора покончить с молитвами евреев на месте и разрушить синагогу.

Рав синагоги, который чудом уцелел во время войны, рассказывал, что во время встречи субботы в синагогу тайно проник полицай из «ударных отрядов» и встал около входа. В руках он держал три ручных гранаты, и был готов метнуть их в молящихся евреев и тотчас выбежать из синагоги.

Нацистский солдат открыл дверь и незаметно вошел. Через несколько секунд он снял предохранители и уже собирался бросить гранаты.

Однако то, что предстало перед его глазами в эту минуту, так ошеломило его, что он застыл на месте с широко раскрытыми глазами, а гранаты вывалились из его рук, и он удрал, спасая свою шкуру. И хотя осколками гранат были ранены несколько молящихся, но благодарение Б-гу, никто не погиб.

Что же заставило нациста застыть на месте? В ту минуту, когда он собрался бросить гранаты в своих жертв, вдруг вся община — как один человек — повернулась и посмотрела на него…

Ему показалось, что все молящиеся разом получили знак свыше, что кто-то замыслил против них зло, и они решили учинить над ним суд.

Он не мог понять, кто открыл им эту тайну, ведь он вошел в синагогу тихо, никем не замеченный, как же случилось, что все без исключения повернулись в его сторону?!

Полицай был уверен, что сейчас все бросятся на него и непременно убьют, и убежал.

А что же на самом деле произошло в синагоге в ту минуту? Знали ли евреи, что замышляет злодей? Нет, конечно.

Просто нацист вошел в синагогу в тот момент, когда община завершала пение субботнего гимна «Леха доди»: «Приди же с миром, суббота, — царский венец мужа своего», а по обычаю всех еврейских общин с этими словами молящиеся поворачиваются к входу синагоги, чтобы приветствовать субботу радостью и ликованием.

Из этого мы учим, что даже когда ужасные бедствия охватывают нас и, кажется, все пропало, мы должны всем сердцем надеяться, что Творец вызволит нас из любой беды и несчастья, спасет от любого бедствия и болезни. И если продолжаем верить в Него и возлагаем на Него наши надежды, то удостоимся увидеть чудеса и утешения.

Ведь только Он знает сроки и времена, только Он управляет всеми событиями в мире, только Он может сделать так, что проклятый злодей войдет в синагогу именно в то мгновение, когда община приветствует субботу…

И только Всевышний великой силой Своей и мощью может так повернуть ход событий, что они приведут к нашему спасению.

Нет счастливее того, кто живет, уповая на Всевышнего. Все дни жизни его на земле пройдут в счастье, покое и безмятежности.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

На 9-ом месяце беременности у меня умер ребенок. Боль, злость и чувство вины становятся все сильнее...

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Меня пугает мысль о новой работе: а вдруг не получится?!

Вчера, отвечает Лея Солганик

Как остаться собой, но не расстраивать маму?

18 июня, отвечает Ципора Харитан