Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо.

Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ

До сих пор Тора, говоря о происхождении наших праотцев, тщательно прослеживала их родословную, но не подчеркивала их принадлежности к тому или иному колену, хотя, согласно мидрашам, и при выносе тела Яакова из Египта, и при переходе Красного моря колонны евреев двигались по коленам. Впервые принципиальная важность деления народа на колена показана в главе «Бемидбар».

Что касается численности евреев, то это второй ее подсчет. Первый подсчет был произведен при строительстве Мишкана, когда каждый мужчина в возрасте от двадцати до шестидесяти лет внес по полушекелю на Мишкан и количество монет указало на количество людей (книга «Шмот», гл. «Ки тиса»). Тогда речи о делении на колена не было.

До получения Торы у горы Синай и завершения строительства Мишкана, переносного Храма, в пустыне Тора не рассматривала деление евреев на колена как отдельную тему. Только когда евреи «родились» у горы Синай как единый народ, служащий Всевышнему, и обрели центр Б‑гослужения в виде Мишкана, Всевышний предписал им произвести счет, строго придерживаясь деления на колена. Это деление следовало соблюдать и в походе, и на местах стоянок. Центром, относительно которого строилось расположение колен, был Мишкан. Вокруг Мишкана располагалось колено Леви, причем с восточной стороны, напротив входа в Храм, находились коэны, особая часть левитов.

Тора подробно указывает численность всех колен, место их расположения: с внешней (относительно Храма) стороны от левитов, на запад и восток, на юг и на север, — дважды называет имена глав колен и говорит, что каждое колено идет под своим флагом.

В чем смысл такого деления? Каким содержанием оно наполнено?

Одно из значений такого деления, говорят наши мудрецы, — уважение к порядку. Тора подчеркивает важность упорядоченности во всех действиях и состояниях человека. Но мы рассмотрим другой его смысл — значение индивидуального начала. У каждого из колен есть свое лицо, своя «натура», свои особенности восприятия мира, своя судьба и свое будущее. В Талмуде, например, рассматривается эпизод, когда по тому, что человек говорит (как он смотрит на вещи, как воспринимает природу), определяли, к какому колену он принадлежит: этот — из Звулуна, а этот — из Дана…

Мы знаем, что потомки Иссахара — знатоки Торы, а потомки Звулуна, удел которого располагался у моря, были торговцы и мореплаватели, что цари Израиля происходят из колена Иеуды и т.д. А для того, чтобы заниматься тем или иным делом и занимать то или иное место в обществе, надо обладать соответствующими данными и способностями. Тора подчеркивает, как важно каждому развиваться в собственном направлении, реализовать свою данность.

Если это так важно, почему же тогда Тора рассматривает эту тему только в четвертой книге Хумаша? Потому что начало «Бемидбар» — этап, когда евреи уже обладают Торой и Храмом, когда у них есть общие задачи и эти задачи — главное в их жизни. Когда в жизни народа есть общий, единый смысл, в ней (в жизни) появляется место развитию индивидуального. Иначе все разбредутся по своим тропинкам и будет уже неважно, похожи все или разные. Разнообразие обогащает тогда, когда оно образует что-то целое. Своеобразие колен — общее достояние народа Израиля.

Сегодня вокруг Торы стоят самые разные еврейские общины: польские и литовские, иракские и марокканские и многие другие. Это не колена, все мы сегодня — потомки Иеуды и Биньямина. Но сгладьте разнообразие обычаев и мелодий — и насколько беднее мы станем!


Десять лет жизни посвятил Рамбам написанию этого знаменитого труда, в котором он предпринял попытку составить полный кодекс законов по всем вопросам, связанным с выполнением заповедей. Читать дальше