Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо.

Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ

До сих пор Тора, говоря о происхождении наших праотцев, тщательно прослеживала их родословную, но не подчеркивала их принадлежности к тому или иному колену, хотя, согласно мидрашам, и при выносе тела Яакова из Египта, и при переходе Красного моря колонны евреев двигались по коленам. Впервые принципиальная важность деления народа на колена показана в главе «Бемидбар».

Что касается численности евреев, то это второй ее подсчет. Первый подсчет был произведен при строительстве Мишкана, когда каждый мужчина в возрасте от двадцати до шестидесяти лет внес по полушекелю на Мишкан и количество монет указало на количество людей (книга «Шмот», гл. «Ки тиса»). Тогда речи о делении на колена не было.

До получения Торы у горы Синай и завершения строительства Мишкана, переносного Храма, в пустыне Тора не рассматривала деление евреев на колена как отдельную тему. Только когда евреи «родились» у горы Синай как единый народ, служащий Всевышнему, и обрели центр Б‑гослужения в виде Мишкана, Всевышний предписал им произвести счет, строго придерживаясь деления на колена. Это деление следовало соблюдать и в походе, и на местах стоянок. Центром, относительно которого строилось расположение колен, был Мишкан. Вокруг Мишкана располагалось колено Леви, причем с восточной стороны, напротив входа в Храм, находились коэны, особая часть левитов.

Тора подробно указывает численность всех колен, место их расположения: с внешней (относительно Храма) стороны от левитов, на запад и восток, на юг и на север, — дважды называет имена глав колен и говорит, что каждое колено идет под своим флагом.

В чем смысл такого деления? Каким содержанием оно наполнено?

Одно из значений такого деления, говорят наши мудрецы, — уважение к порядку. Тора подчеркивает важность упорядоченности во всех действиях и состояниях человека. Но мы рассмотрим другой его смысл — значение индивидуального начала. У каждого из колен есть свое лицо, своя «натура», свои особенности восприятия мира, своя судьба и свое будущее. В Талмуде, например, рассматривается эпизод, когда по тому, что человек говорит (как он смотрит на вещи, как воспринимает природу), определяли, к какому колену он принадлежит: этот — из Звулуна, а этот — из Дана…

Мы знаем, что потомки Иссахара — знатоки Торы, а потомки Звулуна, удел которого располагался у моря, были торговцы и мореплаватели, что цари Израиля происходят из колена Иеуды и т.д. А для того, чтобы заниматься тем или иным делом и занимать то или иное место в обществе, надо обладать соответствующими данными и способностями. Тора подчеркивает, как важно каждому развиваться в собственном направлении, реализовать свою данность.

Если это так важно, почему же тогда Тора рассматривает эту тему только в четвертой книге Хумаша? Потому что начало «Бемидбар» — этап, когда евреи уже обладают Торой и Храмом, когда у них есть общие задачи и эти задачи — главное в их жизни. Когда в жизни народа есть общий, единый смысл, в ней (в жизни) появляется место развитию индивидуального. Иначе все разбредутся по своим тропинкам и будет уже неважно, похожи все или разные. Разнообразие обогащает тогда, когда оно образует что-то целое. Своеобразие колен — общее достояние народа Израиля.

Сегодня вокруг Торы стоят самые разные еврейские общины: польские и литовские, иракские и марокканские и многие другие. Это не колена, все мы сегодня — потомки Иеуды и Биньямина. Но сгладьте разнообразие обычаев и мелодий — и насколько беднее мы станем!


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше

Йом Кипур

Рав Исроэль-Меир Лау

Законы и обычаи святого дня.

Здоровье по Торе. Правила поведения перед Йом Кипуром

Рав Йехезкель Асхаек,
из цикла «Здоровая жизнь по Торе»

Пост не должен оборачиваться телесными страданиями. Несколько простых советов помогут вам заранее подготовиться к Йом-Кипуру и провести его с максимальным комфортом и погружением в молитву.

Законы и традиции поста Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».

От Йом Кипура к Суккот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего – праздник Сукот.