Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Избранность, Итро, Исход из Египта, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«А теперь, если вы будете слушаться Меня… то будете Мне избранными из всех народов.и вы будете мне царством священнослужителей и народом святым».
Слова «царством священнослужителей» кажутся здесь лишними. И, тем более, избыточно здесь слово «вы». Следовало сказать:« если вы будете слушаться… то будете… избранным народом и царством священнослужителей». Разъясним это при помощи притчи.
Притча.
У одного богача умерла жена. Он решил не жениться вторично на богатой женщине, а выбрал себе невесту из прислуги в доме. Он сказал ей: «Знай, что то, что раньше ты была служанкой, а теперь, выйдя за меня замуж, стала хозяйкой дома, это не потому, что ты лучше других. Более того, раньше ты отвечала только за определенную работу, которую ты должна была выполнять. Ведь у каждой служанки была своя задача — одна моет посуду, другая ответственна за золотые вещи, и т.д. Но теперь, когда ты стала хозяйкой дома, ты ответственна за весь дом, и должна следить, чтобы вся работа была сделана, так что если что-то будет не так, я потребую с тебя». Она ответила: «Тогда в чем мое преимущество как хозяйки дома?! В чем различие теперь, когда ты мой муж, а не просто хозяин?» Богач объяснил: «Со своей стороны я буду уважать тебя, и относиться к тебе, как к госпоже, и делать тебе добро. Но ты, со своей стороны, не должна видеть в себе госпожу, а должна считать себя вдвойне служанкой и ответственной за все работы в доме. Тогда ты возвеличишься. Но если ты возгордишься, сказав: “Я теперь госпожа!”, и запустишь все мои дела, будешь унижена».
Смысл этой притчи в том, что о еврейском народе сказано: «И выделил Я вас из всех народов быть Моими»[1]. И как это происходит? «Когда вы будете слушаться Меня…», т.е. если вы действительно хотите исполнять волю Б-га, то будете избранными из всех народов. Я вознесу вас и умножу ваш почет — «.будете мне царством священнослужителей.», то есть, вы возьмете на себя большую часть служения Мне, как сказано: «А вы священнослужителями Б-га назоветесь, служителями Б-га нашего»[2]. И Рамбам разъяснял, что «царство священнослужителей», — это царство слуг (верно исполняющих всю работу для их хозяина).
[1] Ваикра 20:26
[2] Йешаяу 61:6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.