Темы: Суккот, Раввин Бенцион Зильбер, Облака Славы
Б-г предписал нам жить в суккот (шалашах, покрытых особым образом) семь дней (Ваикра 23:39-44) — в память об облаках Славы, которые покрывали еврейский стан в пустыне, защищали от нестерпимого зноя и показывали особую близость Б-га к еврейскому народу.
Нам заповедано жить в шалашах с пятнадцатого числа месяца Тишрей. Т.е. осенью. Рассматривая законы о сукке, раби Яаков бен-Ашер (Бааль а-Турим) спрашивает: почему осенью? Ведь облака Славы покрыли стан при выходе из Египта (Шмот 12:37). А это было весной — пятнадцатого Нисана. Почему же Б-г повелел нам жить в шалашах в память об облаках Славы осенью?
На это он отвечает: когда мы выполняем мицву (заповедь), важно, чтобы было видно: мы это делаем ради самой мицвы, а не просто для удовольствия и удобства. Возможно, если бы нам предписали жить в шалашах весной, со стороны могло показаться, что мы так поступаем просто потому, что в жаркое время в шалаше приятнее жить, чем дома.
А Б-г велел поселиться в шалаше осенью, когда даже те, кто строил шалаши и жил в них летом потому, что это приятно, разбирают их и возвращаются в дом. Евреи же, наоборот, в это время только выходят в шалаши: и это ясно показывает, что мы делаем это ради заповеди, а не для приятности и комфорта.
Виленский Гаон (а-Гро) дает совершенно иной ответ на этот вопрос. Когда евреи изготовили золотого тельца, Всевышний разгневался на них — и в определенной мере отдалился от них... И народ остался без облаков Славы, выражавших близость Всевышнего.
Моше молился на горе Синай сорок дней, а затем еще сорок. Во второй раз он поднялся на гору Синай в первый день месяца Элуль, а спустился в Йом-Кипур, когда еврейский народ был полностью прощен и Всевышний вновь приблизился к нему. С тех пор Элуль стал месяцем близости Б-га к еврейскому народу, месяцем возвращения народа к Б-гу, исправления, а Йом-Кипур — днем прощения.
Свидетельством особой близости Б-га к еврейскому народу стало Его повеление построить Мишкан (переносной Храм) — место присутствия святости Б-га среди еврейского народа. Моше спустился с горы Синай в Йом-Кипур — десятого числа месяца Тишрей, собрал весь народ на следующий день, одиннадцатого Тишрея, и говорил о строительстве Мишкана и приношениях, необходимых для этого. Так написано в начале главы Ваякель.
И, как там сказано, народ начал воодушевленно и активно собирать приношения. За два дня было собрано всё, что нужно.
Давайте сейчас посчитаем по дням. 10-го числа Моше спустился с горы, 11-го всех собрал, два дня — 12-го и 13-го — собирали приношения, 14-го пришли специалисты, которым предстояло руководить строительством Мишкана, проверили и увидели, что всего достаточно — и даже предостаточно.
А на следующий день, 15-го, началось строительство Мишкана. И тогда облака Славы вернулись к еврейскому народу. По а-Гро выходит, что мы отмечаем не тот день, когда облака Славы спустились на стан при выходе из Египта, а тот, когда Облака, покинувшие стан в результате греха золотого тельца, вернулись — после Йом-Кипура и начала строительства Мишкана.
Интересно, что это также объясняет, почему Б-г предписал нам отмечать день в память об облаках Славы, но не установил дней в память о мане (манне) и колодце Мирьям. Однако к этому пшату (толкованию в соответствии с прямым смыслом стихов Торы) есть серьезный вопрос. Из Торы следует, что и после греха золотого тельца облака Славы продолжали покрывать стан...
На это отвечают: стан покинули не все Облака, а только та особая их часть, которая свидетельствовала об уникальной близости Б-га к еврейскому народу. Так, согласно а-Гро, в Суккот мы празднуем возвращение близости Б-га к еврейскому народу после отдаления.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»