Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все души разделяются, корень этого разделения глубокий и сокровенный, и не известный, ибо надлежит знать смысл всех сфирот

Рамхаль объясняет, что ответ на вопрос о праведнике, которому плохо, состоит в руководстве удачи.

«И до сих помог мне Бог объяснить тебе то, в чем была у тебя нужда относительно руководства награды и наказания, теперь же приступим к объяснению второго руководства, о котором мы упомянули, которое есть руководство скрытое, стремящееся к цели всеобщего совершенства, и здесь будет разъяснен принцип “все зависит от удачи”, о котором говорили мудрецы (Зоар, глава Насо 134а)… Здесь содержится принцип “праведник, которому хорошо, и праведник, которому плохо”, который не подлежит осознанию» (Даат твунот 190).

Это руководство, которое не соответствует делам человека, является изначальным установлением в замысле сотворения мира, о каждой душе и ее доли в исправлении мироздания.

Мудрецы объясняют, что Творец раскрыл эту идею в своем ответе Иову (38:4): «Где был ты, когда Я создавал землю» — пока Адам лежал без движения, показал ему Бог каждого праведника, который произойдет от него. Кто-то связан с головой Адама, а кто-то с волосами, кто-то с его лбом, кто-то с глазами, а кто-то с носом, кто-то с его устами, а кто-то с ухом, а кто-то с кончиком носа, где носят кольцо. И знай, что в тот час, когда Иов желал спорить с Богом и сказал (Иов, гл. 23): «Кто дал бы мне узнать, как найти Его, я бы изложил перед Ним суд», ответил ему Творец: ты желаешь спорить со Мной (там, гл. 38): «Где (эйфо, пишется как эйфа — мера) был ты, когда Я создавал землю», что такое «эйфа»? Сказал рабби Шимон бен Лакиш: сказал Всевышний Иову: «Иов, скажи мне, где была мера твоя? В каком месте Адама она находилась? В голове его или во лбу, или в каком-то другом органе? Если ты знаешь, где находилась твоя эйфа, тогда можешь спорить со Мной» (Шмот Раба, 40:3).

Все души заключались в теле Адама, каждая душа в ее определенном месте, из него она произошла, как и ее задача и удел испытаний, предназначенных ей.

«Однако, все души разделяются в этом плане. И корень этого разделения глубокий и сокровенный, и не известный, ибо надлежит знать смысл всех сфирот, а это вещь, зависящая от высшей Воли, которая не подлежит знанию. Но одно мы знаем — что исправление мирараспределено по душам, что каждой из них отведена часть, о которой знала Высшая Мудрость, что именно он подлежит каждой из них по сокровенной причине, о которой мы сказали. И есть тот, кому в удел попало совершить исправление через приумножение блага, а есть тот, в чей удел попало исправление через бедность и очищение от примесей» (Клалим ришоним, Рамхаль, гл. 34).

Великую основу объясняет нам Рамхаль в вопросе надзора. То, что представляется людям, будто бы мир ведет себя без надзирателя, вопросы о праведнике, которому плохо, и злодее, которому хорошо, неспособность понять все, что происходит в мире, как сказано в Коэлет: «Есть суета, происходящая на земле, где есть праведники, которым приходит по делам злодеев, и есть злодеи, которым приходит по делам праведников» (8:14).

Все эти вещи коренятся в управлении Единства, в начале замысла творения, который не дано знать ни одному человеку. Цель этого управления была изложена выше, это раскрытие Единства, которое будет в тот грядущий день. Но одно следует знать, что основа награды, в которой Бог дал возможность содействовать человеку, состоит в искренней вере без вопросов в руководство Творца и в справедливость Его суда, как объясняет Рамхаль: «Все служение людей зависит от понимания того, что высшее Знание сокрыто от них. Если бы они знали это — их служение не было бы предметом выбора, и у них не было бы за него ни награды, ни наказания. И так как намерение управления в том, чтобы сделать возможным служение и награду, и наказание, необходимо, чтобы эта основабыла сокрыта» (138 входов в мудрость, гл. 81).

Вот суть десятой основы: веры в Его индивидуальный надзор.

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»