Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Злословие, Сплетни
1. О разных видах искупления. У тела бывают болезни и недомогания, бывают они и у души. Болезнь и недомогание души — это ее дурные качества и преступления. Если преступник раскается и сойдет со своего злого пути, — Всевышний вылечит болезнь преступной души, как сказано (Теилим 41;5): «Помилуй меня, Всевышний, излечи душу мою, ибо согрешил я пред Тобою». И сказано (Ишая 6; 10): «И вернется, и излечится». Подобное мы обнаруживаем в болезнях тела: больному полегчало, и болезнь почти прошла, но тело еще не очистилось полностью от болезни, нужно еще продолжать пить горькую микстуру, и терпеть воздержание от вкусной еды. Так же бывает, когда душа больна от великих преступлений и страдает, и хотя почти вылечилась, и большая часть наказаний с нее снята, — преступник раскаялся, и утих гнев Всевышнего, — душа еще не очистилась от своей болезни, и не искупилось преступление до тех пор, пока преступник не испытает мучений и наказания болью, и случатся с ним беды, как сказано о Каине (Берешит 4; 13): «Велика вина моя, непростительна. Вот Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь и буду скитальцем на земле; и вот всякий, кто встретит меня, убьет меня». И раскаянием его была прощена большая часть его преступления и снято основное наказание, и спасся он от смерти, как сказано (там же 4; 15): «И сделал Всевышний Каину знак, чтобы не убил его всякий, кто встретит его». Но осталось наказание изгнанием, как сказано (там же 4; 16): «И поселился в стране Нод».
2. Этот вопрос разъясняется также сказанным в Торе (Ваикра 4;1): «Если кто согрешит по ошибке» и т. д. И объяснили мудрецы, что искупительную жертву «хатат» приносят во искупление неумышленного преступления, а за злоумышленное полагается наказание «карэт». И поскольку преступление, караемое наказанием «карэт» весьма велико, искупление преступника, даже заранее не умышлявшего преступление, не будет полным, пока он не принесет жертву «хатат», — хотя и исповедался в своем преступлении. Потому что без исповеди и раскаяния преступление не может быть искуплено жертвой «хатат», как сказано (Мишлей 21;27): «Жертва нечестивых — мерзость». После исповеди и принесения жертвы преступление будет искуплено, как сказано (Ваикра 4;31): «И искупит его коэн, и будет ему прощено». Значит, по ошибке совершивший преступление не очищается раскаянием и должен принести жертву, — из этого можно понять, насколько велико наказание злоумышленника. Его преступление будет искуплено страданиями, как сказано (Иов 33; 19): «Поражен будет он на ложе своем болезнью, — и вернется ко Всевышнему, и Он полюбит его», и сказано (Мишлей 3; 12): «Ибо кого любит Всевышний, того наказывает, и благоволит к нему, как отец к сыну». Но есть способ и надежда для преступника, — добрыми делами защитить себя от болезней. Это будет разъяснено в дальнейшем.
3. Еще разъясняется этот вопрос в Торе, как сказано (Ваикра 16;30): «Ибо в сей день искупит вас, чтобы вы очистились». И вот мы видим, что и после раскаяния требуется искупление в Йом-Кипур, потому что основное искупление в Йом-Кипур может быть только вместе с раскаянием.
4. И есть преступления, от которых душа не может очиститься, она нечиста и нежелаема, пока смерть не разлучит ее с телом, в котором она совершила преступление. Это подобно болезни, от которой телу всю жизнь не очиститься. И эта болезнь души называется «хуление Имени», как сказано (Ишая 22; 13): «И вот — веселье и радость! Забивают скот и режут овец» и т.д. Это значит, не слушали пророков и не боялись их, но открыто и публично устраивали увеселения и пиры. И об этом сказано (там же 22; 14): «Не будет прощено вам это, пока не умрете». И сказано (Диврей а-ямим II 36; 16): «Они оскорбляли посланников Всевышнего и презирали слова Его, и насмехались над пророками Его, пока не поднялся гнев Всевышнего на народ Свой так, что не было исцеления».
5. И от этой болезни, хотя ей нет лечения, подобно другим, можно найти лекарство, — если Всевышний поможет грешнику-больному освятить Его Закон перед людьми. И возвестить всему миру о мощи Всевышнего и о славе Красоты Его Царства. И тогда преступление будет смыто и стерто величием множества добрых дел, противоположных неразумным деяниям, которые преступник совершил в прошлом. Подобно существующему в медицине мнению, что болезнь лечится средством, оказывающим противоположное действие. И сказал Шломо (Мишлей 16;6): «Милосердием и правдою очищается преступление». В первом разделе о раскаянии мы объясняли про это. Шломо напоминает о правде, и это значит, что раскаявшийся в своем преступлении должен быть готовым поддерживать правду и помогать ищущим веру, и отметать ложь и несправедливость. Потому что провозглашение правды и укрепление ее служит прославлению Всевышнего, как сказано (Ирмия 22; 16): «Разбирал он тяжбу бедного и нуждающегося, потому и хорошо было. Именно это значит познание Меня». И сказано о тех, кто следует за ложью (там же 9;5): «Из-за лжи отказываются они знать Меня».
И сказали мудрецы об Ироде, который истребил мудрецов и спросил Баву бен-Бута, можно ли получить лекарство и излечиться. И Бава бен-Бута сказал: «Ты мог погасить свечу всего мира, — так иди и займись светочем всего мира, постарайся выстроить Храм» (Бава Батра 4а).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»