Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О нашем мировоззрении и связи недельной главы Микец с Ханукой

Эта глава читается в неделю, на которую приходится Ханука.

Конфликт в семье Яакова, начавшийся между Йосефом и братьями, продолжается и во время ханукальных событий, которые начались именно с гражданской войны и не закончились и до нашего времени.

Один из самых важных аспектов этого конфликта — отношение к галуту.

Братья считают, что галут нужно переждать, отделившись и как можно меньше соприкасаясь с аборигенами.

Йосеф получил от Яакова знания, выученные им в ешиве Шема и Эвера, как быть праведным в поколении Потопа, то есть противостоять разврату, и также в поколении Вавилонской башни, то есть не идти к «великим целям» создания себе имени.

Позиция Йосефа по поводу галута противоположна позиции братьев: насколько можно активно влиять на ситуацию. Йосеф хочет ассимилировать Египет.

Опасность обоих подходов достаточно очевидна.

Мидраш в таких образах описывает ситуацию.

Братья — Йосефу: «Твои потомки поставят идолов в Израиле».

Йосеф — братьям: «Ваши потомки будут бегать и поклоняться тем идолам, которых поставят мои потомки».

Ханука (חנוכה) имеет один корень со словом (חינוך) хинух (образование)

Как дать детям (и себе) еврейское образование?

С правильным мировоззрением, мироощущением и приоритетом ценностей?

И при этом сделать прививку против негативных влияний, чтобы и наши дети, как и мы, могли бы им противостоять?

Как известно, Ханука началась с гражданской войны.

Ханукальная вставка в молитве говорит о том, что Творец предал «тмеим бе-яд теhорим» — «духовно-нечистых в руки духовно-очищенных».

Но טמאים тмеим (от טומאה тум'а — «духовная нечистота») могут быть только евреи.

Самая гражданская война — это война внутри нас.

И ассимиляция — процесс, также идущий постоянно и внутри нас.

Когда мы даже незаметно для нас впускаем внутрь Их взгляды, Их систему ценностей, мы ассимилируемся.

Когда мы меняем себя под влиянием Творца и Его Торы, мы способны ассимилировать Их.

Но ещё глубже и труднее найти правильный баланс между личным подходом и принадлежностью даже к правильной группе.

И здесь есть опасность ассимиляции в «религию».

Живое общение с Творцом — это не «я Тебе молитву три раза в день, а Ты мне за это достаток».

Это не «я беру хумрот (устрожения), потому что так делают вокруг» — беру и ненавижу.

Или я молюсь с такой скоростью, что у меня нет времени сконцентрироваться на том, что я говорю, и как это относится ко мне лично. Потому что так молятся все вокруг меня.

Я слишком горд, чтобы молиться или читать Теилим (псалмы) на понятном мне языке, хотя я не понимаю и половины того, что я читаю.

В результате наши внутренние дети, которым мы должны дать духовные знания, вообще остаются за бортом.

«Не делайте из иудаизма религию», — говорил рав М. Вайнберг.

Наш личный вклад в Тору (но именно в Тору) уникален и безумно ценен.

Также как ценно умение быть и чувствовать себя частью еврейского общества, соблюдающего Тору, получая то самое вкусное, чем оно нас способно накормить, и получая тот свет, которое оно излучает.


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше