Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В ночь на четверг 5-го тамуза множество людей собралось на похороны рава Давида Вайса, да будет благословенна память о нем. Он умер после нескольких лет тяжелой болезни на восьмидесятом году жизни.

В ночь на четверг 5-го тамуза множество людей собралось на похороны рава Давида Вайса, да будет благословенна память о нем. Он умер после нескольких лет тяжелой болезни на восьмидесятом году жизни.

Рав Давид Вайс родился во время Второй мировой войны в г. Пресбурге (сегодня — Братислава) 18-го швата 5702 (1942) в семье раби Моше-Яакова Вайса, последнего главы святой общины Пресбурга. Отец рава Давида, рав Моше-Яаков был влиятельным человеком, у него были связи во «властных структурах» еще до войны, и он спас многих евреев от рук нацистов, самоотверженно действуя на благо общины.

В 5710 (1949) году он поднялся с семьей в Землю Израиля — чудом пережив страшные события Катастрофы. Его семья была одной из немногих полностью уцелевших. По указанию Хазон Иша семья поселилась в Петах-Тикве, там рав Моше-Яаков основал и возглавил общину «Хуг Хатам Софер» (община выходцев из Венгрии и Чехословакии).

В юности рав Давид Вайс учился в ешиве «Беэр Яаков» и был выдающимся учеником. Был близок к раву гаону Моше-Шмуэлю Шапиро и машгиаху ешивы раву Шломо Вольбе. Рав Вайс всю жизнь был приверженцем взглядов рава Вольбе, часто упоминал его идеи. Со временем рав Вайс издал серию книг «Матнат Ани», в которых изложил идеи своего наставника, взгляды рава Вольбе на воспитание и служение. Эти книги принесли огромную пользу всем людям Торы, а ученикам рава — в особенности.

В 5727 (1966) он женился на рабанит Ривке, дочери раби Хаима-Арье Зильберштейна из Антверпена. После женитьбы продолжал с огромной увлеченностью учиться и преподавать в ешиве «Беэр Яаков». В эти годы он начал распространять знание Торы, устраивая встречи для тех учеников ешивы, которые были в этом заинтересованы.

Рав Вайс работал машгиахом в ешиве «Ломжа», а позже — в ешивах «Коль Тора», «Ор Барух» и «Бейт Талмуд» и вырастил множество учеников, которые до сих пор вспоминают его беседы на темы Мусара (еврейской этики). Рав Вайс готовил эти беседы очень тщательно, они отличались глубиной, были необыкновенно интересными, для многих стали озарением. Одновременно под руководством своих учителей рав Вайс начал преподавать в семинарах для девушек.

Сразу после падения «железного занавеса» в СССР, зимой 5751 (1990) года, когда лидеры поколения начали создавать ешивы и семинары в России, раби Моше Соловейчик попросил рава Вайса и рабанит Ривку заняться созданием семинара «Бейт Йеудит» в Москве. И по благословению Рава Шаха были основаны прекрасные семинар и школа для девочек. Благодаря этому семинару был построено множество семей людей Торы. Раби Давид Вайс с огромной мудростью и талантом работал так, как научился у своего наставника рава Вольбе, и вырастил достойных учениц.

Работая в Москве, рав Вайс ездил каждую неделю в различные российские общины, в Пермь и в другие города, где давал уроки Торы и Мусара. Многие его слушатели из этих городов пошли по пути Торы, поступили в ешивы в Израиле и в Америке. Он много советовался с Равом Штейнманом, который считал эту работу чрезвычайно важной и всячески ее поддерживал.

Около восьми лет назад рав Вайс и рабанит вернулись в Землю Израиля и поселились в Ар-Шмуэль возле Иерусалима. И там влияние его личности было велико, рава очень уважали и много помогали ему в последние годы его жизни.

Р. Давид ВайсРав Давид Вайс

Когда болезнь одолела его, он переносил страдания с удивительным спокойствием, принимал с любовью. Никогда не жаловался и ни в чем не показывал, насколько эти страдания тяжелы. Улыбка не сходила с его лица буквально до последних мгновений.

На его похоронах (процессия вышла из Бейт-Шамгар в Иерусалиме) выступали многие раввины, в том числе раби Ицхак Эзрахи — один из руководителей ешивы Мир в Иерусалиме. Он описал работу рава Вайса в России как «Посылает… слово Свое и заставляет их таять…» (см. Тэилим 147:18). Рав Вайс заставлял оттаивать сердца в стране холода и тогдашнего неверия. Затем говорил друг юности рава Вайса раби Эльяким Гецль Фашкес, глава ешивы «Гиват Шауль». Он со слезами вспомнил годы, проведенные с равом Вайсом, совместное изучение Мусара у наставников.

Раввин Москвы раби Пинхас Гольдшмит процитировал стих: «Если человек умрет в шатре…» (Бемидбар 19:14) и со слезами рассказал о многих учениках, на которых воздействовала личность рава Давида Вайса. Брат рава Давида, раби Шабтай Вайс оплакал своего брата, который невероятно походил на их отца и унаследовал от того благородство и деликатность. А также — его удивительную силу молчания (см. Берешит Рабба 78, 5). Он говорил о его учебе и преданности своему учителю раби Шломо Вольбе.

Зять рава Вайса гаон раби Мордехай Леви, духовный руководитель ешивы «Беэр а-Тора» говорил о глубине мысли рава Вайса и его глубоком понимании людей. Старший сын рава, гаон раби Шмуэль-Меир Вайс, глава колеля в Кирьят-Сефер, упомянул стих: «Прекраснейший ты из сынов человеческих, влита прелесть в уста твои, поэтому благословил тебя Господь навеки» (Тэилим 45:3). Он говорил о том, как его отец тщательно выбирал слова и как эти слова проникали в сердца людей, которые почти не знали о своем еврействе. Он «подключал» их корни, как бы пробуждал их.

Гаон рав Шимон Элияу шлита говорил об особом таланте благодарности, которым был наделен рав Вайс. Последним выступил сын рава Вайса, раби Йоэль-Ицхак. Он оплакивал отца, который был истинным «воплощением отца», «отцовской фигурой», вся деятельность которого заключалась в воспитании своих детей и учеников. Он посвящал себя этой деятельности самоотверженно. Рав Йоэль-Ицхак произнес стих, в котором говорится об идеальном родительстве: «Крепость и достоинство — одежда ее, и смеется она над грядущим (последним) днем» (Мишлей 31:25).

Рав Вайс ушел, покинув свою супругу, рабанит Ривку, да продлятся ее дни, которая самоотверженно ухаживала за ним и поддерживала его все годы болезни, оставил сыновей и дочерей, зятьев и невесток, внуков и правнуков, хранящих его наследие, и многочисленных учеников. Некоторые из его учеников даже надорвали свою одежду в знак траура по учителю. Этого удивительного человека и его наследие невозможно забыть.

Да будет его душа завязана в узле жизни, омейн.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»