Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Законы о «мукце» в Субботу и праздники 22. Действия, в результате которых предмет становится запрещенным в Субботу

Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу

Запрет допускать попадание «мукце» на разрешенный предмет или внутрь него в Субботу распространяется не на все ситуации

Запрет совершения действий, в результате которых предметом станет запрещено пользоваться в Субботу («битуль кли ме-эйхано»)

Существует специальное постановление мудрецов, согласно которому запрещено совершать такие действия, в результате которых пользование предметом в Субботу становится более ограниченным («битуль кли ме-эйхано»). Существует два варианта действий такого рода. Первый — допустить попадание «мукце» в Субботу на разрешенный предмет или внутрь его, в результате чего этот предмет будет запрещено перемещать. Второй — пользоваться предметом так, что в результате этого он сам становится «мукце», как, например, в случае если одеждой вытерли грязь, в результате чего ею невозможно продолжать пользоваться и она становится «мукце махмат гуфо». Причина постановления о «битуль кли ме-эйхано» состоит в том, что совершение действий, в результате которых изначально разрешенный предмет будет запрещено перемещать, выглядит так, как будто этот предмет прочно прикрепили к определенному месту или вывели из строя, что строго запрещено делать в Субботу.

Запрет допускать попадание «мукце» на разрешенный предмет или внутрь него в Субботу распространяется не на все ситуации. Если сразу после попадания предмета-«мукце» на разрешенный предмет «мукце» можно стряхнуть, это не считается «битуль кли ме-эйхано». Если для того, чтобы устранить «мукце» с разрешенного предмета, необходимо выждать некоторое время, в обычной ситуации запрещено допускать попадание на него «мукце». В случае, когда вероятен значительный ущерб, это разрешено. Если человеку важно, чтобы предмет-«мукцэ» находился именно на данном разрешенном предмете, допускать попадание «мукце» на него запрещено в любом случае.

Разрешено допускать попадание «мукце» на предмет, на котором находятся разрешенные вещи, если предмет-«мукце» менее важен хозяевам, чем разрешенная вещь, ибо предмет, на котором находится «мукце» вместе с разрешенными вещами, не меняет своего статуса, если разрешенные вещи более важны, чем «мукце».

После того, как предмет, статус которого «мукце махмат гуфо», предназначили к использованию в Субботу, запрещено допускать попадание на него «мукце», т.к. из-за этого его будет запрещено перемещать.

С разрешенного предмета, на котором в начале Субботы лежали разрешенные вещи и «мукце», разрешено в Субботу брать разрешенные вещи, даже если на нем останется только «мукце» и его будет запрещено перемещать. Так, например, если до начала Субботы на столе лежали халы и горели свечи, разрешено в Субботу пользоваться халами, хотя после этого на столе останется только «мукце».

Постановление о «битуль кли ме-эйхано» не распространяется на ситуацию, когда на разрешенный предмет кладут «кли ше-млахто ле-исур», ведь как только захотят воспользоваться разрешенным предметом с него сразу смогут устранить «кли ше-млахто ле-исур», который разрешено перемещать «ле-цорех мекомо».

Запрещено допускать попадание «мукце махмат гуфо» на «кли ше-млахто ле-исур», т.к. в этом случае происходит ограничение возможностей перемещения «кли ше-млахто ле-исур». Если до попадания на него «мукце махмат гуфо» его разрешено было перемещать «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо», то после попадания на него «мукце махмат гуфо» его запрещено будет перемещать вообще.

В мусорное ведро или пакет для мусора, которые и без этого являются «мукце махмат гуфо», разрешено класть мусор в Субботу, т.к. при этом не происходит ограничения возможностей их использования и перемещения. В одноразовую посуду и обычные пакеты, согласно многим законоучителям, разрешено класть мусор, хотя после этого их будет запрещено перемещать, поскольку они изначально созданы для одноразового использования. В том случае, когда мусор будет разрешено перемещать согласно законам о «граф шель рэи», его разрешено класть на любые предметы, т.к. при этом предмет, на который положили «мукце», разрешено перемещать.

Как уже упоминалось, постановление о «битуль кли ме-эйхано» распространяется и на ситуации, когда разрешенный предмет становится «мукце» в результате такого использования, для которого этот предмет не предназначен. Поэтому запрещено сознательно способствовать тому, чтобы тот или иной разрешенный предмет испачкался или промок в Субботу до такой степени, что им будет невозможно пользоваться. Разрешено воспользоваться тряпкой для того, чтобы вытереть грязь или устранить лужу с пола т.к. она специально предназначена для такого использования[1].


[1] При этом следует учитывать законы о выжимании («схита») в Субботу, что является частным случаем запрета отбеливания («мелабэн»).

Из журнала Мир Торы

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»