Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Законы о «мукце» в Субботу и праздники 20. Незначительная вещь на разрешенном предмете, мукце на дверях или в кармане одежды

Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу

Входная дверь, на которой находится «мукце»

Незначительная вещь на разрешенном предмете

Если «мукце» — вещь крайне незначительная, то предмет, на котором находится «мукце», не является «басис ле-давар а-асур». Так, например, стол, на котором лежит немного шелухи или несколько мелких монет, не становится «басис ле-давар а-асур». Почему если отходов или денег на столе много, он считается «басис ле-давар а-асур», а когда их мало — не считается, если в обеих ситуациях ценность стола все равно выше? Дело в том, что когда отходов или денег много, функция стола как подставки приобретет значимость и в наших глазах он становится не только столом, но и предметом, на котором лежат отходы или деньги. Если количество отходов или денег незначительно, то мы не ощущаем, что стол служит для них подставкой, поэтому он не становится «басис ле-давар а-асур».

При этом мусорное ведро является «басис ле-давар а-асур» даже если в нем находится совсем немного мусора, т.к. оно предназначено для того, чтобы класть в него мусор. Аналогично обстоит дело и с кошельком: если в него положили даже совсем незначительную сумму, он сразу становится «басис ле-давар а-асур», т.к. он специально предназначен для хранения денег.

Двери и дверцы, на которых находится «мукце»

Входная дверь, на которой находится «мукце», как, например, это бывает в случае, когда на крючке, прикрепленном к двери, висит одежда с деньгами в карманах, не является «басис ле-давар а-асур». Объясняется это тем, что дверь предназначена для открывания и закрывания, и то, что она служит подставкой для «мукце», не берется в расчет. Согласно некоторым мнениям, это верно и в отношении дверцы шкафа, холодильника, морозильной камеры и т.п.

Некоторые люди одно из отделений нижних кухонных шкафов выделяют специально для мусорного ведра. В таком случае дверцу этого отделения шкафа разрешено открывать только для того, чтобы выбросить мусор, т.е. «ле-цорех гуфо», а закрывать ее разрешено, только если она мешает пройти или чтобы предотвратить распространение неприятного запаха, т.е. «ле-цорех мекомо».

Дверца аптечки, на внутренней стороне которой находятся полочки, на которых хранятся являющиеся «мукце» лекарства, считается «басис ле-давар а-асур». Чтобы дверцу было разрешено открывать и закрывать в Субботу, с дверных полочек необходимо устранить до Субботы все лекарства, которые являются «мукце».

Одежда, в карманах которой находится «мукце»

Разбирая законы о «басис ле-давар а-асур», невозможно обойти стороной вопрос об одежде, в карманах которой находится «мукце». Имеет ли такая одежда статус «басис ле-давар а-асур», зависит от того, о каком типе карманов идет речь. Обычно карманы делятся на два типа, один из которых условно можно назвать «брючным» карманом, а другой — «рубашечным». Карманы брюк обычно пошиты в форме мешочка, прикрепленного к одежде. «Брючные» карманы бывают также в пиджаках, пальто и некоторых других видах одежды. Карман рубашки, как правило, представляет собой кусочек ткани, пристроченный к ней с внешней стороны.

Принципиальное отличие «рубашечного» кармана от «брючного» заключается в том, что он является частью одежды, и если в кармане находится «мукце», то вся одежда становится «басис ле-давар а-асур». Если предмет-«мукце» положили в карман рубашки, чтобы он оставался там в Субботу, рубашка становится «басис ле-давар а-асур» и ее запрещено перемещать в Субботу, даже если этот предмет выпадет из кармана. Но если предмет-«мукце» не собирались оставлять в кармане на Субботу, то после того, как его не станет в кармане, рубашку будет разрешено перемещать и ею пользоваться.

«Брючный» карман, в отличие от «рубашечного», является отдельным и не столь значительным элементом одежды. И хотя карман такого типа, если в нем находится «мукце», считается «басис ле-давар а-асур», на саму одежду это не распространяется, т.к. «мукце» не находится на основной ее части. Что касается самого кармана, в котором находится только «мукце», либо «мукце» и разрешенные вещи, которые менее важны, чем «мукце», то он считается «басис ле-давар а-асур». Пользоваться таким карманом следует в соответствии с правилами о «басис ле-давар а-асур» — даже после того, как из него удалят «мукце»[1]. Если в Субботу обнаружили, что в «брючном» кармане находится предмет-«мукце», его необходимо сразу же вытряхнуть из кармана. Если карман является «басис ле-давар а-асур», «мукце» вытряхивают, не прикасаясь к карману. Если карман не является «басис ле-давар а-асур», то при устранении «мукце» его разрешено держать руками. Если в момент обнаружения предмета — «мукце» в кармане одежды человек находился в таком месте, где есть риск что при вытряхивании предмета из кармана он может испортиться или пропасть, разрешено отойти в более удобное место и вытряхнуть его там. Если по какой-то причине не представляется возможным вытряхнуть из кармана «мукце», то одеждой пользоваться разрешено, а карманом — запрещено.


[1] Если в кармане находится «мукце махмат гуфо», то и карман такого типа разрешено перемещать в соответствии с законами о «мукце махмат гуфо»: в него запрещено чтобы-то ни было класть и его нельзя из чего-либо вынимать. В случае, когда в кармане находится «кли ше-млахто ле-исур», им разрешено пользоваться, т.к. это расценивается «ле-цорех гуфо». Если «мукце» не собирались оставлять в кармане на Субботу, он не стал «басис ле-давар а-асур», но для того, чтобы им было разрешено пользоваться, из него необходимо предварительно вытряхнуть «мукце». Причем, поскольку карман не стал «басис ле-давар а-асур», при вытряхивании из него «мукце», разрешено держать карман руками.

Из журнала Мир Торы

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»