Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нарушающий субботу, свидетельствующий, что Всевышний не воздерживался от работы после сотворения мира, отрицает всю истинную и совершенную форму реальности, круг и святой чертог посередине, полную меру семи

Здесь мы попытаемся понять особое выражение, применяемое к тому, кто нарушает святость субботы: מחלל שבת — мехалель шабат. Как мы уже объясняли, «будние дни (חול) называются “пустым пространством” (חלל) круга, и все эти слова — холь (будничный), халаль (пустое пространство), хилель (осквернять) — однокоренные. Ибо, когда центральная точка уходит, оставшееся становится пустым, оскверненным и неживым. Отсюда и слово халаль — тело, из которого ушла душа, не содержащее срединной точки. В этом заключается тайна Шести будничных дней и седьмого святого» (Решит хохма).

Автор Шней Лухот аБрит объясняет более подробно: «…когда есть пустота (халаль) в центральной точке, она не наполнена и не может воздействовать, она пуста в своем пространстве… И соответственно ее порождения отмирают, так как у них нет сильного корня, чтобы черпать из него и наполнять свое пространство, ибо сам корень пуст. И потому написано: оскверняющий ее (мехалель, буквально — делающий пустым) — смертью умрет, другими словами: тот, кто делает субботу, которая является срединной точкой, пустой, и говорит, что она не способна дать будним дням энергию и пропитание, ибо сама она пуста, и делает из точки — края. То есть, выполняет в субботу работу, подобно будним дням, поскольку говорит, что она тоже край, как другие, будние, дни».

Теперь нам становится ясно, почему наказание за осквернение субботы столь сурово: «смертью умрет». «Он согрешил и нанес ущерб святой точке, которая теперь не дает ему жизнь, пропитание и энергию… и о нем сказано: “оскверняющий ее — смертью умрет”». Как он сделал субботу пустой (חלל), так его тело станет безжизненным (חלל), ибо когда душа отходит от тела — оно останется без точки души, которая получала жизненную силу от точки субботы. Это и есть «смертью умрет».

«Нарушающий субботу выражает своими действиями отрицание Творца и лжесвидетельствует, что Тот не воздерживался от работы после сотворения мира» (Раши)

Эти слова Раши были нам непонятны. Мы также привели вопрос Маараля, почему именно воздержание от работы является признанием и свидетельством о сотворении мира. Маараль объясняет это так: «Вопрос несложен, ибо суббота указывает на то, что Всевышний сделал все и завершил все… Ибо прекращение действия и прерывание указывает на законченность, завершение и совершенство. И поскольку Всевышний прекратил работу, в Его действии есть завершение» (Сефер Тиферет 40). Соблюдая субботу, мы свидетельствуем не только о сотворении мира, но и о совершенстве мироздания. «Известно, что у мира — шесть сторон-направлений, и они сотворены силой скрытого Имени, шестью печатями, у каждой стороны — одна печать, и сотворены они за шесть дней. Суббота же называется “знаком”, и нарушивший ее мекошеш (в Торе рассказывается о человеке, нарушившем субботу собиранием хвороста) отрицал этот знак и сотворение мира, сделал из святого — будничное и субботу — подобной остальным шести дням. И потому он называется мекошеш, ми кав шиша (от линии шести), ибо он вышел из средней линии шести сторон и отрицал седьмой, святой чертог» (рабейну Бехайе, Бамидбар 15:33).

Нарушающий субботу, свидетельствующий, что Всевышний не воздерживался от работы после сотворения мира, отрицает всю истинную и совершенную форму реальности, круг и святой чертог посередине, полную меру семи. Тем самым он отрицает все раскрытия качеств Всевышнего и их цели. Он отрицает те самые три субботы, что являются фундаментом всех основ веры. «Суббота свыше соответствует субботе внизу, и об этом сказали в мидраше: “Делать субботу на поколения ваши заветом вечным” — каждый, кто хранит субботу наверху, как будто “сделал ее наверху…” Объяснение таково: каждый, кто исполняет субботу внизу, свидетельствует, что он признает и верит в ее корень и основу наверху, а тот, кто упраздняет ее внизу — как будто упраздняет наверху» (рабейну Бехайе).

Нарушая субботу, еврей отрицает основу раскрытия царства Творца в мироздании — это Суббота Творения. Он отрицает все раскрытия имен и путей Всевышнего в мироздании — это Суббота дарования Торы. Отрицает он и надежду на совершенство мироздания в полном исправлении — раскрытие единства Творца, Грядущую Субботу. Поразмыслите над всем этим хорошенько.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.