Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы, обладая духом святости, знали о духовном наполнении и корне мироздания. Они постигли суть понятия времени и корень семи дней. Они раскрыли нам лишь малую часть этих глубин, но это замечательные знания, возвышающие того, кто удостоился их услышать.

«Иди и смотри. Высшая тайна этой вещи, все эти шесть дней объединяются в тайне одной святой точки. И есть другие дни, которые стоят вовне, в иной стороне. И есть другие дни, которые стоят в святом круге и объединяются в святой точке. И святой Израиль, и все те, кто занимаются святостью каждый день недели, соединяют эти шесть дней с теми шестью днями внутри, которые соединяются с той точкой, чтобы сохранить ее, и все эти шесть дней недели относятся к той скрытой точке. Когда приходит суббота, уходит та точка и венчается и объединяется наверху, и все скрываются в ней. Иди и смотри. Есть дни и есть дни. Будничные дни, как мы учили, и они стоят вовне, для язычников. Дни субботы — это дни недели, стоящие для Израиля. И когда поднимается та точка, все прячется, и она поднимается. И когда поднимается, называется субботой» (Зоар 204).

Мудрецы, обладая духом святости, знали о духовном наполнении и корне мироздания. Они постигли суть понятия времени и корень семи дней. Они раскрыли нам лишь малую часть этих глубин, но это замечательные знания, возвышающие того, кто удостоился их услышать.

Мы уже говорили о двух видах дней: дни в простом смысле слова, и духовные корни этих дней — свечения, качества управления миром. Здесь же Мудрецы открывают нам еще один вид дней. В этом раскрытии заложено указание на то, что человек способен изменить реальность времени — сущность дней, в которых он живет. Но прежде чем разъяснить эти виды дней, мы должны осмыслить следующее предисловие.

«Б-г сделал человека прямым» (Коэлет 7:29)

«После того, как был сотворен Первый человек, и начал действовать силой свободы выбора, тогда было установлено управление Провидения, посредством которого Всевышний может отменить законы природы и управлять миром в ту или другую сторону в соответствии с деяниями людей по закону награды и наказания… И тогда Он добавил имя Авайе к имени Элоким, ведь имя Авайе указывает на второе управление, выходящее за рамки законов природы» (Мальбим).

В отличие от других созданий, управление которыми равномерно, закругленно и «природно», управление человеком происходит в соответствии с прямотой его деяний. Это индивидуальное провидение, исключительное для человека. Человека судят каждый час: «По мгновениям испытываешь Ты его». Более того: Творец передал в его управление все системы мироздания. Своими действиями, речью и мыслями человек приводит мир к лучшему или к худшему. Он приближает мироздание к свету Лика Всевышнего, чтобы получить изобилие Его блага, или, наоборот, отдаляет от Него. На человека возложена задача привести мир к полному исправлению. Все это заложено в сущности «образа Б-га» в человеке.

Именно на это намекают нам Мудрецы в мидраше Берешит раба (11:1): «“Ибо в этот [день] (Шаббат) Он прекратил всякую Свою работу” — работу над Своим миром прекратил, но не прекратил ни работу злодеев, ни работу праведников, но действует с этими и с теми». Прекращение работы указывает на совершенство мироздания. Однако есть аспект реальности, в котором не были завершены Его действия. Его Он отдал на откуп человеку, и человек силой своего выбора должен привести мир к совершенству, но способен и разрушить его. Мальбим продолжает объяснение:

«Другими словами, “прекратил всякую Свою работу” — работу над природой, то есть воздержался от всяких новых деяний в ней. Однако управление Провидением, которое управляет в соответствии с действиями человека и назначает ему награду и наказание, — не прекратил. Ибо сказал Он, что отныне начинается управление Провидения, в соответствии с деяниями обитателей нижнего мира… Таким образом, Природное управление осталось установленным на шесть будних дней, а управление Провидения — на день Субботы, ибо каждое из них пробуждается в тот день, в который было сотворено».

Нам известно, что цель раскрытия Имен и путей Всевышнего — они же корни всех этих дней — состоит в том, чтобы Он был постижим для созданий. Имя Авайе есть «источник всех Имен, ибо все они эманированы от него». Оно указывает на само бытие, на то, что Всевышний доступен для сотворенных. В это Имя заложена вся воля Всевышнего по отношению к миру и к человеку. Суббота — это день, в который раскрывается это Имя — полное и совершенное раскрытие воли Творца. «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, которое совершенно со всех сторон» (Зоар).

А в будние дни властвуют остальные имена, управление этих дней происходит в соответствии с природным процессом, корень которого — в имени Элоким, раскрывшимся при сотворении мира. Это — «круговое» управление, процессы которого постоянны. Имя Авайе является корнем качества Милосердия; это качество, цель и сущность которого — отношение и связь между Творцом и Его творениями. Поэтому в свечении этого Имени заложено управление «Провидения, выходящего за рамки природы». Суббота есть центральная точка; она выражает сияние этого святого Имени, и посылает свои лучи — влияние — на шесть будних дней.

Первые буквы стиха: «…день шестой. И закончены были небо и земля и все воинство их» образуют Имя Всевышнего, Имя Авайе: יום השישי. ויכלו השמים והארץ. Полное Имя — на исполненный мир.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы