Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Определение единства Творца — это отрицание зла»Рамхаль
Б-г говорит Моше повелеть сынам Израиля принести чистейшего оливкового масла для зажигания светильника «постоянного горения», который Аарон будет зажигать в Святилище, чтобы тот горел «от вечера до утра». Всевышний также дает подробные предписания о семидневной церемонии посвящения в коэны Аарона и его четырех сыновей и об изготовлении Золотого Жертвенника для воскурения благовоний — кторет.

Большая часть нашей главы посвящена особым одеждам коаним и коэна гадоля — первосвященника. Сказано: «А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним из среды сынов Исраэля для его священнослужения Мне… И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для почета и благолепия» (Шмот 28; 1, 2).

Как известно, обычный коэн облачался в четыре одежды, а первосвященник — в восемь, добавляя четыре особых одеяния, и среди них — хошен. Хошен — особое украшение напротив сердца, «нагрудник» с двенадцатью драгоценными камнями в четыре ряда, на которых выгравированы имена двенадцати колен. А внутри нагрудника были урим вэ-тумим. За какие заслуги Б-г сделал Аарона первосвященником?

Б-г назначил Моше Своим посланником, чтобы вывести евреев из Египта. До этого Аарон был пророком, посланником Б-га к еврейскому народу. Именно поэтому Моше так долго отказывался выполнить волю Всевышнего: он не хотел занять место старшего брата. А как реагировал Аарон? Тора пишет об этом так: «…и вот, он выйдет навстречу тебе и, как увидит тебя, возрадуется в сердце своём» (Шмот 4, 14). Т.е. Аарон всем сердцем радовался величию брата, у него не было ни капли зависти к Моше, который стал главным посланником Б-га к еврейскому народу и как бы занял его место.

Мидраш говорит об этом так: Сказал раби Шимон бен-Йохай: сердце, которое радуется величию брата, пусть наденет урим вэ-тумим: «И вставь в наперсник судный урим и тумим, и они будут на сердце Аарона…» (Шмот 28, 30).

Рав Хаим Шмулевич зацал говорил: на сердце, которое способно радоваться радости другого, можно поместить урим вэ-тумим. И продолжал: потому что оно может чувствовать сердце каждого еврея и сердце всего еврейского народа.

Человек, у которого был вопрос, задавал его первосященнику. Буквы на камнях хошена начинали светиться, и из сочетания этих букв складывался ответ, который давал Всевышний. Это определенный уровень пророчества. Но надо уметь правильно прочесть сочетание букв. И для этого надо иметь «широкое сердце» — чувствовать весь еврейский народ и чувствовать другого еврея. Хана, будущая мать пророка Шмуэля, молилась в Храме с большим чувством, чтобы Всевышний послал ей детей. Первосвященник Эли посчитал её пьяной: «И вот, так как она долго молилась перед Господом, Эли следил за устами её. Хана же говорила в сердце своём: только губы её шевелились, голоса же её не было слышно; и Эли счёл её пьяною. И сказал ей Эли: доколе будешь ты пьянствовать? Вытрезвись от вина своего! И отвечала Хана, и сказала: нет, господин мой, я жена, скорбящая духом, вина же и шейхара не пила я, а излила душу мою перед Господом» (Шмуэль I, 12-15).

В чем была ошибка первосвященника Эли? Приводят пшат от имени Виленского Гаона: На нагруднике Эли засветились буквы хоф, шин, рейш, эй. Сочетание букв можно прочитать по-разному. Можно составить из них слово шикора («пьяная»), а можно – кэ-Сара – «как Сара», «подобная Саре», просившей Б-га о детях. В этом была ошибка Эли: он не прочувствовал, кто перед ним. Чтобы правильно прочитать ответ, надо правильно ощущать человека, задающего вопрос. Нужно иметь «широкое сердце», чувствующее другого еврея и всех евреев.

В сердце Аарона не было ни капли зависти, оно радовалось величию брата, поэтому Б-г избрал его и сделал его первосвященником.


О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Про лошадей. Недельная глава Бэшалах

р. Ури Калюжный

Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?

Недельная глава Бешалах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах