Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Б-г говорит Моше повелеть сынам Израиля принести чистейшего оливкового масла для зажигания светильника «постоянного горения», который Аарон будет зажигать в Святилище, чтобы тот горел «от вечера до утра». Всевышний также дает подробные предписания о семидневной церемонии посвящения в коэны Аарона и его четырех сыновей и об изготовлении Золотого Жертвенника для воскурения благовоний — кторет.

Большая часть нашей главы посвящена особым одеждам коаним и коэна гадоля — первосвященника. Сказано: «А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним из среды сынов Исраэля для его священнослужения Мне… И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для почета и благолепия» (Шмот 28; 1, 2).

Как известно, обычный коэн облачался в четыре одежды, а первосвященник — в восемь, добавляя четыре особых одеяния, и среди них — хошен. Хошен — особое украшение напротив сердца, «нагрудник» с двенадцатью драгоценными камнями в четыре ряда, на которых выгравированы имена двенадцати колен. А внутри нагрудника были урим вэ-тумим. За какие заслуги Б-г сделал Аарона первосвященником?

Б-г назначил Моше Своим посланником, чтобы вывести евреев из Египта. До этого Аарон был пророком, посланником Б-га к еврейскому народу. Именно поэтому Моше так долго отказывался выполнить волю Всевышнего: он не хотел занять место старшего брата. А как реагировал Аарон? Тора пишет об этом так: «…и вот, он выйдет навстречу тебе и, как увидит тебя, возрадуется в сердце своём» (Шмот 4, 14). Т.е. Аарон всем сердцем радовался величию брата, у него не было ни капли зависти к Моше, который стал главным посланником Б-га к еврейскому народу и как бы занял его место.

Мидраш говорит об этом так: Сказал раби Шимон бен-Йохай: сердце, которое радуется величию брата, пусть наденет урим вэ-тумим: «И вставь в наперсник судный урим и тумим, и они будут на сердце Аарона…» (Шмот 28, 30).

Рав Хаим Шмулевич зацал говорил: на сердце, которое способно радоваться радости другого, можно поместить урим вэ-тумим. И продолжал: потому что оно может чувствовать сердце каждого еврея и сердце всего еврейского народа.

Человек, у которого был вопрос, задавал его первосященнику. Буквы на камнях хошена начинали светиться, и из сочетания этих букв складывался ответ, который давал Всевышний. Это определенный уровень пророчества. Но надо уметь правильно прочесть сочетание букв. И для этого надо иметь «широкое сердце» — чувствовать весь еврейский народ и чувствовать другого еврея. Хана, будущая мать пророка Шмуэля, молилась в Храме с большим чувством, чтобы Всевышний послал ей детей. Первосвященник Эли посчитал её пьяной: «И вот, так как она долго молилась перед Господом, Эли следил за устами её. Хана же говорила в сердце своём: только губы её шевелились, голоса же её не было слышно; и Эли счёл её пьяною. И сказал ей Эли: доколе будешь ты пьянствовать? Вытрезвись от вина своего! И отвечала Хана, и сказала: нет, господин мой, я жена, скорбящая духом, вина же и шейхара не пила я, а излила душу мою перед Господом» (Шмуэль I, 12-15).

В чем была ошибка первосвященника Эли? Приводят пшат от имени Виленского Гаона: На нагруднике Эли засветились буквы хоф, шин, рейш, эй. Сочетание букв можно прочитать по-разному. Можно составить из них слово шикора («пьяная»), а можно – кэ-Сара – «как Сара», «подобная Саре», просившей Б-га о детях. В этом была ошибка Эли: он не прочувствовал, кто перед ним. Чтобы правильно прочитать ответ, надо правильно ощущать человека, задающего вопрос. Нужно иметь «широкое сердце», чувствующее другого еврея и всех евреев.

В сердце Аарона не было ни капли зависти, оно радовалось величию брата, поэтому Б-г избрал его и сделал его первосвященником.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.