Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вы спросите, неужели я и в самом деле думаю, что Хозяину Вселенной есть дело до моих денежных затруднений и поломанных корзин. Да! Именно так! Такова земля Израиля — переплетение повседневного и вечного. Постоянное Его участие во всех наших делах. Недаром же здесь так трудно жить…

Хочу сделать признание: я люблю Израиль! После 18 лет, прожитых здесь, двух интифад, двух войн, страха и горя от непрекращающихся терактов, взлётов и падений экономики моя любовь к Израилю не ничуть не уменьшилась. Почему я люблю Израиль? Я объездила полмира, я искала себя: медитировала в Варанаси, погружалась в священные воды Ганга, гуляла в Ватикане, посещала буддийскую ступу в Сарнатхе, купалась в водах Лурда, карабкалась по трёхметровым сугробам к храму плачущей Мадонны во французских Альпах и добиралась до самых удаленных ашрамов в Гималаях. Я испытывала особенные чувства во всех этих местах. Но только в Израиле я ощущаю присутствие Творца всегда —когда ищу место для парковки, готовлю ужин, развешиваю белье или беспокоюсь о том, как заплатить за телефон. И это не удивительно, ведь Он сам сообщает нам об этом в Его Торе: «Земля, которую Господь, Б-г твой, взыскивает; непрестанно глаза Господа, Б-га твоего, на ней — от начала года и до конца года.» (Дварим 11:12)

Мои иерусалимские друзья могут рассказать миллион историй о том, как прямое Божественное вмешательство проявляется в их жизни. Хочу поделиться парой своих собственных. Когда мы с мужем (он по профессии музыкант) делали алию, новым иммигрантам по закону разрешалось ввезти три контейнера, не облагаемых налогом. Это значит, что мы могли привезти из Америки мебель и бытовую технику без необходимости платить 100% таможенной пошлины. Как не воспользоваться такой возможностью? Для нашего третьего и последнего контейнера мы купили микроволновку, машину для сушки белья, духовку и прочие полезные вещи, необходимые для жизни.

Когда мы посчитали стоимость всего, что купили, плюс перевозку и страховку, оказалось, что нам не хватает 2100 долларов. Я молилась Всевышнему, чтобы Он послал нам недостающую сумму, ведь в конце концов мы купили все это для переезда на Святую Землю. Через несколько дней с почтой пришёл конверт от Федерации Музыкантов, к которой мой муж когда-то принадлежал. В письме сообщалось, что телешоу, над которым он работал лет десять назад продано одной радиовещательной компании. К письму прилагался чек на $2100.

Другая история. Квартиры в Израиле, как известно, тесноваты. Поэтому я считаю, что 14 лет назад, когда мы въехали в нашу квартиру, мне несказанно повезло найти две одинаковые пластмассовые корзины для белья, которые по форме и размеру в аккурат умещались в коридорчике между спальней и ванной, где стоит стиральная машина. С годами одна из корзин потрескалась и пришла в негодность, в то время, как другая все ещё была как новая. Однажды я посмотрела на поломанную корзину и подумала: Не подобает Тиферет Йерушалаим (великолепию Иерусалима) держать в доме эту развалюху. Но где же найти замену? Такие корзины больше не делают, да и магазин, где я их когда-то купила давно вышел из бизнеса.

На следующий день я пошла выбросить мешок мусора, образовавшегося после работы в саду. В Старом Городе, где я живу, в домах есть специальные помещения для мусора, одно на несколько квартир. Я редко туда захожу потому, что у нас в семье обычно мусор выносит мой муж, как и во многих семьях. Я открыла дверь мусорной комнаты и не поверила своим глазам: передо мной стояла выброшенная кем-то пластмассовая корзина, совершенно идентичная моей и в прекрасном состоянии! Совпадение? Таких историй у меня много, почти каждый день...

Вы спросите, неужели я и в самом деле думаю, что Хозяину Вселенной есть дело до моих денежных затруднений и поломанных корзин. Да! Именно так! Такова земля Израиля — переплетение повседневного и вечного. Постоянное Его участие во всех наших делах. Недаром же здесь так трудно жить…

Творец любит землю Израиля больше, чем самый пламенный сионист. Откуда мне это известно? Он Сам поведал нам об этом в своей Книге. Рекламные брошюры министерства туризма не превозносят Израиль так, как Тора. Израиль — не просто красивая и интересная страна, это земля, неразрывно связанная с нашей душой, душой еврейского народа. Первое, что Всевышний повелел Аврааму — переехать в Израиль. «Иди из земли твоей, с родины твоей, из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе» (Берешит 12:1) На иврите здесь за словом лех (иди) следует слово леха, что означает «к себе». Так, возвращаясь в Израиль, на нашу Родину, мы возвращаемся к своему истинному «Я».

Когда Всевышний открылся Моше из горящего куста, Он открыл ему план по спасению евреев из египетского рабства: «И снизошёл Я, чтобы спасти его от руки Мицраима и вывести его из этой страны на землю добрую и обширную, на землю, источающую молоко и мед» (Шемот3:8) Исход это не только переход из состояния рабства к свободе, но и физическое перемещение из места под названием Египет в новую землю, которая будет называться Эрец Исраэль. Приход в эту землю — неотъемлемая часть освобождения. Народ, который стал свидетелем чудес, который у горы Синай получил Тору от самого Всевышнего, мог поселиться только в этом особом месте, в Земле Израиля.

В нескольких местах Тора называет Землю Израиля «эрец рехава», что означает «земля просторная, обширная». Это кажется забавным, ведь по площади Израиль совсем невелик, примерно как штат Нью Джерси. Даже при древней Месопотамии Израиль был всего лишь маленькой полоской земли, окружённой со всех сторон великими империями. Но наши учителя объясняют, что «рехава» здесь понятие не географическое, а духовное. Живя на этой земле, человек духовно растёт, «расширяется».

Евреи — единственный народ, для которого Всевышний выделил особую землю. Каждый сантиметр этой земли в границах, обозначенных Торой (что не включает Эйлат и большую часть Негева) обладает святостью. Это имеет далеко идущее практическое значение. Например у нас есть заповеди, регулирующие различные аспекты земледелия, такие, как заповедь шмиты или заповедь оставлять по краям поля несжатые полосы для бедных. Как любила говорить ребецин Ципора Хеллер: «Простой помидор, растущий на Земле Израиля обладает большей святостью, чем манна небесная, выпадающая в пустыне».

Всевышний в Торе часто начинает перечисление заповедей со слов: «Когда придёте в землю…». Нахманид, один из величайших мудрецов и учителей Торы (13 век) утверждал, что заповеди Торы можно полностью реализовать только в Земле Израиля. Вне Израиля, писал он, мы только практикуемся в навыках их выполнения, чтобы, вернувшись на свою землю, знать что и как делать.

Кузари сравнивает замысел Творца сделать еврейский народ «святым народом, народом священников» с выращиванием виноградника. Чтобы вырастить виноградник нужны виноградная лоза, земля, солнце и дождь. Виноградная лоза здесь символизирует еврейский народ, земля — Эрец Исраэль, солнце — Божественное провидение (ашгаха пратит), а дождь — Тору. Понятно, что если посадить французский виноград в Калифорнии, то плоды будут другими. Так же и еврейский народ не может реализовать свой потенциал, выполнить свое предназначение вне Земли Израиля.

Сама почва в Израиле обладает огромной духовной силой. Многие евреи, приезжая в Израиль, в Иерусалим, к Восточной стене Храма, чувствуют это. Ветхая, полуразрушенная стена—все, что осталось от Второго Храма. Здесь казалось бы нет ничего такого, что могло бы тронуть душу: ни фресок, ни музыки и благовоний, ни впечатляющей архитектуры. Но Божественное присутствие, Шехина, наполняет это место такой осязаемой духовностью, что не почувствовать это невозможно.

Представьте, молодой человек ведет свою возлюбленную к какому-то особенному для него месту. В руках у него корзина с вином и хлебом. По пути он рассказывает ей об этом месте: «Оно совсем непохоже ни на какое другое, там можно найти уединение и тишину, оно прекрасно, это — другой мир. Ты тоже полюбишь его».

Наконец, они попадают на какую-то, ничем как будто бы не примечательную лесную поляну. «Так это и есть то особое место, о котором ты говорил? — разочарованно спрашивает девушка. — Но ведь здесь ничего нет! Даже — скамейки, на которой можно было бы посидеть, даже стола, на котором мы могли бы устроить пикник. Ты считаешь, я должна сидеть на земле? Смотри, насекомые ползают по траве. Терпеть не могу насекомых!».

Как по-вашему будут складываться их дальнейшие отношения, если девушка отвергнет место, которое приготовил для нее возлюбленный?

Тора описывает, как на второй год после Исхода из Египта евреи подошли к границам Земли Обетованной. Они послали разведчиков, которые должны были принести им информацию об этой земле. И десять из двенадцати принесли негативный отзыв. Услышав такое, народ отказался «совершать алию».

Наши мудрецы говорят, что этот проступок разведчиков был еще более тяжким, чем создание золотого тельца. После ошибки с золотым тельцом Моше поднялся на гору Синай и вымолил у Всевышнего прощение для своего народа, но за недовольство Землей Израиля Он нас не простил.

Один из способов отвернуться от Эрец Исраэль — это нежелание жить в Израиле. Но есть и другой, ещё более разрушительный вариант — относиться к Земле Израиля, как к некой недвижимости, имеющей чисто материальную ценность.

Представьте, что наши влюбленные пришли к месту, выбранному юношей. И девушка, деловито окинув взглядом волшебную поляну, воскликнула: «Прекрасный кусок недвижимости! Его можно разбить на десяток участков размером 50 на 60 и получать отличную прибыль от аренды!»

Земля Израиля — не обычная земля. Мы не можем жить «как другие народы». Это нарушает смысл нашего пребывания на этой земле. Представьте, архитекторы Флоренции решили сделать её «таким же городом, как другие города». И, например, приняли решение разрушить её бесценные архитектурные сокровища… Бесценное сокровище Израиля — это его уникальная связь с еврейским народом, его духовная сила.

Земля Израиля дана нам не для того, чтобы евреи могли сбежать от антисемитизма. Эта цель себя не оправдала: именно в Израиле сегодня евреев убивают за то, что они евреи. И не для того, чтобы у нас было еврейское руководство.

Земля Израиля — это место, которое Всевышний выбрал для встречи со своим народом. Можем ли мы пренебречь такой честью и благом?

Сара Йохевед Риглер, с сайте Эйш а-Тора

Переводчик Виктория Ходосевич


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени