Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

1. Человек, который обидел кого-либо или навредил ему, обязан попросить прощения. Если человек раскаялся в содеянном, но не попросил прощения (и его не простили), то даже Йом Кипур (День искупления) не может очистить его перед небесным судом. В случае, если человек должен другому деньги или нанес материальный ущерб, то даже если он раскаялся в содеянном, прощение не наступит, пока он, во-первых, не вернет долг или не возместит ущерба, а во-вторых, пока не попросит и не получит прощения.

2. Даже если человек не хотел специально обидеть другого или навредить ему, следует попросить прощения и сделать все возможное, чтобы тот не продолжал хранить обиду в своем сердце.

3. Потерпевшему нельзя проявлять жестокость и отказываться простить, т.к. это не свойственно потомкам Авраама, Ицхака и Якова[1]. Поэтому если обидчик попросил прощения раз или два, и видно, что он действительно раскаялся в содеянном, нужно простить ему. Если человек сразу реагирует на просьбу о прощении и быстро забывает о своих обидах, это достойно похвалы и уважения.

4. Мудрецы объясняют, как можно проверить, что вы полностью простили своего обидчика: если вы способны молиться за него, чтобы тот преуспел в чем-то или выздоровел, значит, вы действительно простили его и освободили свое сердце от обид и негативных чувств.

Есть мнение, что закон не требует от человека такого уровня благочестия. В Торе написано только: «Не мсти…», то есть главное — это остановить свои мысли и не желать плохого своему ближнему. Однако заслуга человека, который нашел в себе силы полностью простить другого, очень велика, и он желанен и любим Творцом.

Выходя из лифта гостиницы, я услышал слова уборщика, который клялся, что никогда не простит коллегу, взявшего без разрешения его ключ. В тот момент я подумал: «Кто сравнится с народом Твоим — Израилем…» — за куда более тяжелые обиды евреи искренне прощают друг друга перед Йом Кипуром.

5. Просить прощения лучше всего самому. Стыд, который человек чувствует в этот момент, очищает его. Но если ему слишком тяжело, или он знает, что для примирения ему стоит послать своего товарища, который сможет лучше уговорить потерпевшего простить обидчика, второй вариант предпочтительней.

Ривка по ошибке оставила свой портфель возле умывальника. Сара подошла помыть руки, и случайно вода пролилась на лежащий рядом портфель. Она заметила, что произошло, но ничего не сказала своей подруге. Зазвенел звонок, все быстро собрали свои вещи и побежали в класс. Учительница подошла к Ривке и попросила тетрадь с домашним заданием. Та достала мокрую тетрадь и дрожащей рукой протянула учительнице. «Так приносят домашнее задание?» — возмутилась учительница. Саре было очень жаль Ривку.

За несколько дней до Рош ашана[2] отец Сары рассказал о том, что прощения нужно просить, даже если все произошло совершенно случайно. Сара сразу решила, что нужно подойти к однокласснице и попросить прощения, но этому кое-что препятствовало. Сара думала, что Ривка попытается воспользоваться случаем и попросит о какой-нибудь услуге. Кроме того, Сара боялась, что она, наоборот, очень разозлится на нее и не захочет простить. Она обратилась за советом к отцу, и тот предложил попросить другую девочку (их общую подругу) о помощи. Девочка должна была сказать приблизительно следующее: «Есть одна ученица, которая хочет попросить у тебя прощения, но я не могу открыть тебе, кто она, пока ты не скажешь, что прощаешь ее…».

20 сентября — 20 марта

6. Тора обязывает обидчика сделать три попытки просить прощения, если человек продолжает хранить обиду и не может простить. Желательно каждый раз использовать разные формы обращения и уговоров. Каждый раз пусть с ним приходят еще трое. Если и после этого человек не простил, нужно подойти к десяти евреям и сказать, что вы уже попросили прощения. Нужно, чтобы люди знали, что вы сделали все возможное. После этого вы уже не обязаны добиваться прощения.

7. Когда приходят просить прощения, необходимо рассказать, о каком проступке идет речь. Но если некоторые детали (например, что вы подумали о человеке или что хотели сделать) могут только вызвать обиду и повредить дальнейшему развитию отношений, о них лучше не рассказывать.

8. Если человек обидел кого-то, он не может просить прощения, обращаясь в общей форме к группе людей, в которой тот сейчас находится. Обращаться нужно непосредственно к обиженному.

9. Человек, которого оклеветали, не обязан прощать. Но и здесь «по мере хасидута» лучше простить и не накапливать злость и обиду.

10. Тот, кто обидел своего учителя (от которого получил все свои знания в Торе или даже только часть), должен просить у него прощения столько раз, сколько понадобится, пока учитель не простит его.

Один человек рассказал нехорошие вещи, которые не соответствовали истине, об одном из учеников рава Натана Цви Финкеля, что привело к отмене помолвки того с девушкой из хорошей семьи. Но на этом все не закончилось: поскольку ученик остался неженатым, его забрали в царскую армию, и ему пришлось пережить много тяжелых испытаний.

Через несколько лет этот человек написал письмо раву Финкелю, в котором он признал свою вину и просил учителя сделать все возможное, чтобы товарищ простил его. Учитель связался со вторым учеником и рассказал обо всем. Выслушав его, ученик встал и сказал: «Я полностью прощаю его (мехила гмура)». Тот был очень удивлен. Чтобы после стольких страданий так быстро простить, нужно обладать особыми душевными качествами и сильной волей. Рав Финкель обратился к ученику еще раз: «Ты действительно не хранишь на него зла?» Тот без всякого промедления повторил: «В моем сердце нет ни капли обиды, ни желания мстить и никакой злобы». Учитель подошел, поцеловал его и назвал его настоящим праведником.

21 сентября — 21 марта

11. Нет обязанности прощать другого человека, пока тот не раскается в содеянном и не попросит прощения, тем более, если он продолжает поступать плохо. Если обидчик говорит: «Я причиню ему боль, а потом попрошу прощения», — закон рассматривает это как очень строгое нарушение. Тот, кто не прощает ему за содеянное, ничего не нарушает. Подобное мудрецы говорят и о человеке, провинившемся перед Всевышним. Если он говорил: «Согрешу, а потом раскаюсь», — ему не открываются врата Тшувы[3] (т.е. очень затрудняется возможность раскаяться).

Гаон рав Йехиель Вайнберг ехал в поезде вместе с равом Хаимом Соловейчиком, знаменитым раввином из Бриска. На одной из станций зашел еврей и сел рядом с равом Хаимом. Усаживаясь, он так толкнул рава, что рав Хаим упал с сидения на пол. На вокзале в Бриске собралось много евреев, ожидавших приезда знаменитого рава Соловейчика. Неосторожный попутчик заметил, что происходит, и понял, что рядом с ним сидит уважаемый человек. Он повернулся к мудрецу и начал просить прощения. На удивление, мудрец ни под каким предлогом не соглашался принимать его извинений. «Ты просишь прощения только после того, как узнал, кто я. Значит, все твои извинения обращены не к бедному еврею, ехавшему в поезде, а к важному раввину. Как же я могу простить тебя?» — объяснил он.

Только после того, как попутчик пообещал, что будет относиться с уважением к любому еврею, даже самому простому, рав Соловейчик согласился простить его.

12. Иногда человек преследует определенную цель и специально делает вид, что не прощает обидчика. Если он делает это для того, чтобы избежать возможных неприятностей, которые могут возникнуть сразу после перемирия, или это является частью воспитательной работы, запрет не нарушается. Если обидчик (нарушитель) действительно сожалеет о случившемся и раскаивается, необходимо убрать из сердца всякую ненависть, даже если вы не сообщаете ему о прощении.

Тринадцатилетний Давид считал, что его учитель в хедере не разбирается в житейских вещах. При каждом удобном случае он высмеивал его. Однажды перед Пуримом ученики придумали историю, в которой их учитель был показан в отрицательном свете. История переходила из класса в класс, и ее сопровождали насмешки и критика. К сожалению, даже взрослые поверили в эти сплетни, и с тех пор они уже не доверяли учителю, как прежде. Например, теперь, когда ему требовалось занять большую сумму денег, ему было тяжело найти поручителей.

Пришло время Давиду поступать в ешиву. Он всячески готовился к собеседованию и просил Б-га о помощи. Перед Рош а-Шана он подошел к своему учителю и попросил прощения за все, что учинил вместе со своими друзьями. Ему было тяжело умиротворить своего учителя, и он приходил просить прощения несколько раз. Несмотря на все уговоры, учитель не принял извинений.

У него было несколько причин не прощать Давида:

а) Он — рав Давида, который обучает его Торе;

б) Он видел, что насмешки еще продолжаются;

в) Давид опозорил его и скомпрометировал в глазах его коллег;

г) Он хотел показать Давиду, что в жизни не все так просто, и что есть вещи, который могут навсегда изменить ход событий. Давид должен научиться брать на себя ответственность за свои поступки.

г) Он знал, что получив прощение, Давид снова начнет насмехаться над ним, увидев в нем мягкотелого и слабого человека.

13. Разрешается напоминать человеку о причиненном ущербе и о своих денежных претензиях по этому поводу, когда тот приходит просить прощения.

14. Даже если человек не является прямым виновником того, что произошло, потерпевший вправе высказать свое недовольство и даже попросить компенсацию (это может быть небольшая сумма). Но здесь многое зависит от самого человека — иногда удается умилостивить пострадавшего и без этого.


[1] Три праотца — основатели еврейского народа.

[2] Праздник Новолетия, установленный Торой 1-го Тишрея. Основной заповедью в этот день является трубление в шофар. Десять дней от Рош а-Шана до Йом Киипура называются днями раскаяния.

[3] Буквально тшува переводится как раскаяние, более точно — возвращение на пути Всевышнего.


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.