Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ошибочно думать, будто животные имеют преимущество перед человеком. Они, правда, не нуждаются в тени, защищающей их от зноя, и в крыше, защищающей их от дождя, не должны готовить себе пищу, ибо находят ее сразу в том виде, в каком употребляют.

Человек — создание, наиболее достойное уважения в сотворенном мире, более совершенное, чем все остальные творения. Он превосходит все живые существа, во-первых, гармоничностью своего характера и, во-вторых, способностью к интеллектуальному познанию. Подтверждением первого является факт, что человек одинаково реагирует на воздействия диаметрально противоположные1, а второго — способность человека создавать новые виды работ и области знаний.

Ошибочно думать, будто животные имеют преимущество перед человеком. Они, правда, не нуждаются в тени, защищающей их от зноя, и в крыше, защищающей их от дождя, не должны готовить себе пищу, ибо находят ее сразу в том виде, в каком употребляют. Некоторые из них, как, например, хищные звери и птицы, добывая пищу, проявляют немалую хитрость во время охоты. Поэтому среди древних философов были такие, кто считал человека самым ущербным существом на земле по сравнению со всеми животными: потому что, мол, им не нужно садиться на других животных для того, чтобы достичь отдаленного места, — так как животные превосходят человека в легкости передвижения; потому что, мол, им не нужно изготовлять оружие для войны со своими врагами — так как они обладают им по природе своей: у быка есть рога, у свиньи — клыки, у ежа — колючки, у ящерицы панцырь и т.п. И так же животным не нужно изготовлять одежду — они уже рождаются в ней, и им не надо приготовлять себе пищу — так как они едят ее в том виде, в котором находят ее. Человек же лишен всех этих преимуществ, он вынужден шить себе одежду, строить дом, чтобы защититься от непогоды, тратить много времени на приготовление пищи, чтобы она стала съедобной, и т.д. и т.п.2.

Однако если исследовать это мнение поглубже, сразу выявляется его полная несостоятельность. Изучая формы, которые принимает материя во всем, что находится в нашем мире, мы обнаруживаем ее стремление к совершенству. То есть, каждая последующая форма превосходит предыдущую. Словно материя находится в постоянном движении, принимая различные формы — сначала низшие, примитивные, затем все более и более совершенные, поднимаясь со ступеньки на ступеньку от несовершенства к совершенству. В самом начале материя существует лишь в виде элементов3, затем она принимает форму минералов, по сравнению с которой уровень элементов представляется первичным, затем форму растений, по сравнению с которой уровень минералов представляется первичным, потом материя поднимается на уровень живых существ, по сравнеию с которым первичным является уровень растений, и, наконец, она достигает уровня человека, а животные оказываются лишь первичным уровнем для него, и на этом творение останавливается. Подобно тому, как при движении каждая частица его служит основанием следующей, так, по-видимому, обстоит дело в становлении всего, что наполняет наш мир: каждый этап его служит основанием для следующего. И подобно тому, как любое движение идет к какой-то цели и она является первопричиной для каждой из частиц движения, так Творение поднимается со ступеньки на ступеньку, пока не достигает уровня человека и не останавливается на ней, потому что он — конечная цель Творения4.

Доказательством непрерывности движения материи от ущербных созданий к совершенным служит наличие промежуточных ступеней5. Таков, например, коралл: он является промежуточной ступенью от минерала к растению. Такова морская губка: она — переходная ступень от растения к животному, обладающая только одним отличительным качеством последнего — способностью ощущать прикосновение. Или обезьяна: она промежуточная ступень от животного к человеку, на котором, как было сказано, Творение останавливается.

Итак, человек — конечная цель сотворения нашего мира, существо, заслуживающее наибольшего уважения и обладающее наибольшим возможным совершенством. Он включает в себя все предшествующие формы, они — лишь предварительные этапы достижения его уровня. Поэтому человек превосходит их всех, покоряет все живые существа и властвует над ними.

Дело в том, что в то время, как каждое животное преследует лишь какую-то частную цель и обладает для ее достижения каким-то частным средством, человек постигает общие цели и стремится к ним при помощи средств также общего характера. Животное не в состоянии постичь какую бы то ни было цель, выходящую за узкие рамки его существа. Оно наделено лишь индивидуальными способностями защиты и нападения6. Например, у свиньи есть клыки, у быка — рога, у ежа колючки, у ящерицы есть панцырь, защищающий ее тело. Человек же в силу того, что он — конечная цель Творения, концентрирует в себе все частные совершенства, какие можно найти во всех остальных живых существах и стремится к целям общего характера. Разум его обладает способностью широчайшего постижения; то есть, он способен ко всему тому, на что способен разум животного, но, кроме того, он способен обобцать все частные цели и постигать цели всеобщие.

Поэтому средства, которыми одарен человек, тоже имеют общий характер. Так, руки его способны владеть всеми видами оружия, чтобы бороться с любыми кивотными всеми возможными способами и покорить их: не обладая рогами, человек берет в руки копье, вместо клыков — действует мечом, он защищает свое ело щитом или одевает его в панцирь. Но в отличие от кивотных, оружие которых дано им природой, оружие геловека не появляется на свет вместе с ним, чтобы не )тягощать его и не вынуждать носить его постоянно.

Творец, в несравненной мудрости Своей, одарил чеювека орудиями действия, равными по силе всем видам >рудий, и дал ему разум, в одинаковой мере способный юстигать и все то частное, что способны постигать жиютные, и всеобщее. Он предоставил человеку пользоваться всеми этими орудиями различным образом тогда, :огда в этом есть необходимость, и оставлять их тогда, когда она исчезает, чтобы они не стали человеку в тяость. Творец научил человека делать одежду для своео тела, чтобы тот менял ее в зависимости от времени года — надевал теплую зимой и легкую летом, и чтобы она не была ему в тягость (как шерсть для овцы, которую потом необходимо стричь). И дал Он человеку муфость и знания, чтобы тот строил прочные дома, в коорых он может укрываться от врагов, подобно тому, :ак животные скрываются в норах и в скалах. И так же ггобы смог человек выдумать все ухищрения, которые употребляют животные, и познать все частные свойства, характерные для них (ч.З, гл.1). /…/

У каждого вида созданий есть особое, присущее только ему, свойство7, которым оно отличается от всех остальных живых существ. Причина наличия этого свойства цель, для которой Творец предназначил этот вид8.

Ради нее данное живое существо сотворено в той форме, которую оно имеет. И, поскольку человек — тоже часть природы, более того, он превосходит все остальные создания, в нем также обязательно должно быть какое-то особое свойство, присущее только ему. Причем оно не может быть связано именно с тем, что является общим для всех живых существ, например, не со сферой питания или сферой ощущений: если бы это было так, то совершенство и цель существования осла было бы равным совершенству и цели существования человека9. Следовательно, это свойство должно выражаться только в том, чем человек отличается от всех прочих живых существ.

Поскольку в человеке заложены потенции, позволяющие ему как воспринимать интеллектуальные знания, так и открывать новые и воплощать их в действительность более, чем в любом другом живом существе, очевидно, что совершенство человека зависит именно от силы его разума. А поскольку эта сила проявляется в двух аспектах — теоретическом и практическом10, то, по-видимому, достижение человеком совершенства зависит в большей степени от теоретического аспекта его интеллекта, нежели от практического, поскольку в нем наиболее полно отражается природа человека.

Потому что нельзя предположить, что главная цель, ради которой человек одарен разумом, это практика, то есть исполнение различных видов работ или ремесел. Уже давно доказано /…/11, что любые животные обладают — каждое в своей области — большим совершенством, нежели человек. Кроме того, исходя из того, что всякая цель важнее средства, ведущего к ней, можно было бы сказать, что практическая деятельность важнее теоретической, но тогда окажется, что те виды теоретической деятельности, которые не имеют непосредственного практического применения, — бессмысленное, пустое занятие. А это — прямая противоположность и всему, что является основой существования человека на земле, и общепринятому мнению. Ибо все согласны, что теоретическая деятельность выше практической. Кроме того, настоящую радость приносит лишь достижение цели, а покуда она не достигнута, то, что находится к ней ближе, доставляет большую радость, нежели то, что находится дальше от цели. А мы испытываем несравненно большую радость, несравненно большее удовлетворение от постижения даже какой-то малости из теоретических знаний, нежели от любой практической деятельности. Это — указание на то, что главная цель человеческого существования связана именно с теоретическим аспектом его умственной силы. /…/

Человек не в состоянии достичь совершенства, если не выявит потенции, заложенные в нем. Таким образом, достижение человеком совершенства включает в себя два этапа, которые мы назовем достижениями первой и второй степени совершенства. Первая выявляется в действующем объекте немедленно, как только он реализуется, и может быть названа реальным совершенством. Вторая же, более высокая степень совершенства не выявляется сразу, но остается в потенции и достигается лишь тогда, когда эти потенции реализуются. Поэтому эта степень совершенства должна называться окончательным совершенством. И именно эта степень совершенства уготована человеку12 (там же, гл.2).

Всякая потенция должна быть реализована. Нереализованная потенция пропадает втуне и будто не существует13. Поэтому ясно, что если конечная цель существования человека не будет достигнута, то все существование человеческого рода окажется напрасным, так как тогда окажется, что у человека нет преимущества перед животными.

Поэтому нам надлежит разъяснить подробно, в чем состоит это совершенство — чтобы побудить людей стремиться достигнуть его14.

По мнению философов, совершенство человека состоит в постижении понятий. Они считают, что именно разум, приобретаемый в результате этого остается существовать и после смерти человека15.

Сразу же скажем, что стоит чуть внимательнее изучить эту точку зрения, как тут же выявляется ее несостоятельность. С одной стороны, она противоречит сама себе — то, чего пытаются избежать, и становится причиной гибели. С другой стороны, она абсолютно несовместима с мнением Б-жественной Торы.

Одно из двух: или эта конечная цель человеческого существования достижима, или недостижима. Если она недостижима, то существование человека не имеет смысла, и нет у него преимущества перед ослом или свиньей. Если же она достижима, то нет никакого сомнения в том, что большинство людей ( не говоря уж о всем человечестве) никогда не смогут достигнуть ее разве что один человек из тысячи, а то и один-единственный во всем поколении — вроде Сократа, или Платона, или кого-нибудь подобного им16. Однако все остальное человечество, не поднявшееся до уровня их интеллекта, по сравнению с ними будет в положении ослов или свиней, поскольку, в силу своих умственных возможностей, не достигло цели человеческого существования. И окажется, что все оно существует напрасно, за исключением какого-нибудь человека, единственного в своем поколении. А если появится такое поколение, в котором не будет такого совершенного человека, как, например, Сократ, — значит, в это время существование всего человечества будет напрасным?! То, чего эти философы стараются избежать, как раз и становится их ошибкой. Потому что, по их словам, получается, что деяние Б-га не достигает своей цели как правило, в огромной степени, а иногда и совершенно. Но ведь подобное недостойно любого мало-мальски умелого работника — тем более, нельзя подобное приписать Всевышнему, Причине всех причин! (Там же, гл.З)

Каждому существу тем легче достичь совершенства какого бы то ни было вида, чем более оно развито по своей природе. Это ясно видно при рассмотрении тех видов совершенства, которые присущи человеческому роду.

Мы видим, что есть люди, совершенные по строению тела и сильные по своей природе, обладающие безупречным здоровьем, не прилагая к тому ни малейших усилий, — оно словно неотъемлемое качество их организма17. Есть другие люди, не столь здоровые, чтобы поддержать себя им необходимо прилагать усилия. А есть люди, здоровье которых еще слабее, они вынуждены постоянно заботиться о нем, и благодаря их усердию здоровье их нормальное. Есть, наконец, люди столь слабые, что никакое усердие, никакие старания не приносят им здоровья. Однако лишь одним усилием или немногими действиями они достигают не здоровья, но чего-то похожего на него — то есть, например, их болезнь не прогрессирует, или они не заболевают другими болезнями.

Точно так же обстоит дело в отношении знаний или в отношении богатства. В этом также есть много различных ступеней: один человек легко приобретает их, другой должен для этого тяжко трудиться, а иной не приобретет их даже ценой неимоверных усилий — однако, все же благодаря затраченным силам, он достигнет какого-то уровня знаний или какой-то степени состояния.

И то же самое относится ко всем созданиям в мире: они достигают уготованного им совершенства в зависимости от их природы. Первопричина всего18, самодостаточность Которой постоянно обеспечивает Ей наиболее полную степень проявления совершенства, присущего Ей по Ее природе, не нуждается ни в каких усилиях ни со своей стороны, ни со стороны кого бы то ни было. Духовные же создания19, свободные от оков материи, обладающие совершенством по самой своей природе, для поддержания высшей степени его проявления в себе должны прилагать только одно усилие — и не к себе, а к другому, а именно: двигать небесные сферы. А сами эти сферы, обладая разумной душой (в чем согласны все мудрецы), уже в большей степени связаны с материей и для поддержания той степени совершенства, которая присуща им по их природе, им уже надо воздействовать на самих себя, а именно — постоянно находиться в движении. Поскольку их разумная душа облечена в тело, для того, чтобы достичь присущего ей по природе совершенства, она нуждается в деятельности тела20.

Это указывает на то, что ни одно материальное существо не в состоянии достигнуть совершенства, присущего его душе по природе, иначе, как только при помощи своего материального тела, совершающего определенные действия. Поэтому, например, небесные сферы должны постоянно находиться в движении, чтобы их душа, двигая тело, смогла достичь предназначенного ей совершенства.

Отсюда следует, что человеку, отягощенному материей гораздо более грубой, нежели та, которая составляет тело небесных сфер, необходимо гораздо больше трудиться, чтобы ценою многих усилий достигнуть того совершенства, которое присуще ему по природе его. И это совершенство — совершенство его разумной души. Если бы было возможно достичь этого только при помощи интеллекта и не прибегая к физической деятельности, то небесные сферы опередили бы в этом человека, поскольку они обладают качествами, гораздо более сообразными этому, нежели человек. Чтобы достичь совершенства души, они не должны были бы двигаться, то есть нуждаться в деятельности своего тела. Однако, как сказано, ни одно материальное создание не может достичь какой бы то ни было степени душевного совершенства иначе, как только при помощи деятельности своего тела.

Животные, лишенные дара речи, гораздо больше, чем человек, удалены от уровня, на котором находятся духовные создания, и для них невозможно достижение индивидуального совершенства, поскольку они лишены разума, им дано другое. Индивидуальное существование у них уступает место существованию вида, для поддержания которого требуется лишь одно усилие или всего лишь несколько. Это не настоящее совершенство, но нечто, напоминающее его, — поскольку животные не обладают душой, обеспечивающей личное бессмертие.

Однако на человека (которому обеспечивает индивидуальное существование имеющаяся у него разумная душа наподобие небесных сфер, которая однако невероятно далека от их уровня) возложена необходимость долго и упорно трудиться, восполняя то, чего ему не хватает. Благодаря интенсивной и многосторонней деятельности человек имеет возможность достигнуть уровня наподобие уровня небесных сфер, достигающих совершенства лишь одним или немногими усилиями21.

Ясно, что далеко не любые действия приносят совершенство душе, но лишь надлежащие. Также нельзя предположить, что даже надлежащие действия оказывают такое воздействие только потому, что исполняются материальным телом, — потому что тогда бы все материальные существа, обладающие животной душой, также достигали такого же совершенства. Но, с другой стороны, поскольку человек имеет материальное тело, он не в состоянии достичь человеческого совершенства лишь одной только умственной деятельностью, без обращения к физической деятельности (как мы показали на примере небесных сфер). Поэтому необходимо, чтобы способ достижения человеком совершенства объединял бы и физические действия тела, и интеллектуальную работу души, то есть чтобы действия тела были осмысленными и проникнутыми духовностью. Именно такое сочетание приносит совершенство душе человека22 (там же, гл.4).

Разумное участие души в физическом действии, о котором мы сказали как о необходимом условии достижения совершенства, это не постижение каких-то глубоких понятий. Оно состоит лишь в том, что, совершая какое-то физическое действие, человек имеет намерение послужить этим Б-гу. Другими словами, человек сознает, что он делает то, что в глазах Всевышнего является хорошим и верным, — но не преследует лишь свои личные или какие-либо другие цели23.

Необходимо, чтобы все поступки человека приближали его к этой цели: исполнить волю Всевышнего, не ожидая никакого вознаграждения, — ибо только такой образ действия угоден Всевышнему. Мудрецу, например, хотя и дана мудрость в первую очередь для его личного совершенства, тем не менее, приличествует воздействовать на другого человека, делясь с ним своею мудростью. А богатырю для того и дано больше силы, чем любому другому, чтобы он употреблял ее для помощи ближнему (хотя, правда, в первую очередь сила эта дана ему для самозащиты). Так же и богатство дается человеку в первую очередь для удовлетворения его собственных нужд, но вместе с тем и для того, чтобы он проявлял сострадание к своему ближнему и творил добро.

В этом-то и состоит смысл слов пророка: что все, что делает человек — оказание милости, восстановление справедливости, проявление сострадания к ближнему — должно быть проникнуто намерением сделать то, что угодно Всевышнему: «Что именно это угодно Мне, — молвит Г-сподь».

Отсюда следует, что любое дело, совершаемое человеком, должно быть осознанно, проникнуто намерением сделать лишь то, что угодно Всевышнему, как сказано устами пророка: «Осмысливай и постигай, что Я, Г-сподь, творю добро, что именно это угодно Мне, молвит Г-сподь». Настоящее знание достигается лишь тогда, когда к теоретическому знанию присоединяется практика, — не ранее этого. Об этом говорит Ирмеягу: «Ведь отец твой и ел, и пил, но творил правосудие и справедливость … разбирал он тяжбу бедного и нуждающегося — потому и хорошо ему было» [22:15-16]. Из этого ясно видно, что величие сильного человека (то есть царя) состоит не в чем ином, как в деле восстановления справедливости, оно-то и называется «постижением Б-га»24.

Ясно, что нет у человека цели более высокой в достижении человеческого совершенства, чем познание Б-га. Но Сам Всевышний говорит, что только образ действий, совершаемых с намерением исполнить волю Всевышнего, называется познанием Б-га и лишь через него достигаемо высшее человеческое совершенство, то есть существование души в будущем мире (там же, гл.5).


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?