Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава Ваикра посвящена законам жертвоприношений. Она начинается с законов о жертвах, которые приносят добровольно, — жертва ола (всесожжение) — добровольная, по желанию человека.

Человек приносит «подарок» Б-гу. Тора говорит о различных возможностях. Можно принести быка, барана или козла, а можно — голубя. Понятно, что бык дороже барана или козла, а они оба намного дороже голубя. Кому-то может показаться, что «богатая» жертва состоятельного человека приятнее Б-гу, чем голубь бедняка. На это отвечает Мишна (Мнахот 110): сказано о всесожжении быка, что это «благоухание, приятное Б-гу» (Ваикра 1, 9), и сказано о всесожжении голубя «благоухание, приятное Б-гу» (Ваикра 1, 17). Почему одно и то же выражение употреблено в обоих случаях? — Показать нам, что оба жертвоприношения одинаково приятны Всевышнему. Когда человек приносит «подарок» в с оответствии со своими возможностями, это приятно Всевышнему.

(Конечно, «подарок» должен соответствовать действительным возможностям человека. Мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер зацаль рассказывал: когда-то он присутствовал на торжественном обеде, посвященном сбору средств на независимое образование в Израиле. Там присутствовал Рав Мойше Файнштейн. Его выступление было очень коротким: «Возможности каждого человека знает он сам и знает Б-г. Могу только зачитать вам Мишну из трактата Критут: бедняк, который принес жертву, приличествующую богатому, — выполнил свою обязанность. Богач, который принес жертву, приличествующую бедному, — своей обязанности не выполнил»).

Дальше в нашей главе сказано о хлебном приношении (Ваикра 2, 1): вэ-нэфеш ки такрив («Если кто приносит…», буквально же это можно перевести как «когда принесет в жертву душу»). Комментирует Раши: «Кто обычно приносит хлебную жертву? Бедняк. Всевышний относится к его жертве так, как будто он принес свою душу». Его приношение — дороже всего.

Спрашивает Хатам Софер: почему бедняк приносит хлебную жертву? Ведь если к муке добавить оливковое масло и левону (ароматическую смолу), как полагается по закону, это выйдет дороже, чем голубь? И отвечает: бывает, что это дороже по стоимости, но бедняку легче это принести. Случается, что он получает маасер ани (десятину для бедных), ему могут дать зерно, оливковое масло, а левону можно где-то найти в диком виде, если хорошо постараться. За голубя человек платит деньги из своего кармана. Но чтобы принести хлебную жертву, бедняк прилагает усилия, он отдает зерно и масло, которые мог бы использовать в пищу, ищет левону. Вкладывает душу. Именно поэтому употреблено слово «душа». Бедняк, который находится в стесненном положении и приносит хлебную жертву, — как будто принес душу в подарок Б-гу.

Когда человек, который должен много часов работать для обеспечения семьи, «отрывает от себя», от своего удобства время для изучения Торы, это особенно дорого перед Б-гом. То, что человек дает за счет своего удобства, части своих сил, — большой подарок Б-гу.


Царь Давид — легендарная фигура в еврейской истории. Кроме того, что он был царем и успешным воином, Давид много сил и энергии отдавал служению Всевышнему. Давид считается в еврейском народе величайшим праведником. Он сочинял восхваления — псалмы — в честь Б-га, он собрал книгу Теилим (Псалмов), многие из которых написаны самим Давидом. Именно Давид выкупил участок для постройки Храма и заложил его фундамент. Читать дальше

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Давид. Поединок с Гольятом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда в пределы Израиля вторглось войско филистимлян, Давид вызвался сразиться с богатырем Гольятом. После этой победы Давид завоевал любовь всего народа.

Давид. Мудрец, псалмопевец и пророк

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Оставаясь в Иерусалиме, Давид судил народ и изучал Тору. На вершине власти он сумел сохранить скромность.

Как назвать ребенка?

Переводчик Виктория Ходосевич

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.