Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава Ваикра посвящена законам жертвоприношений. Она начинается с законов о жертвах, которые приносят добровольно — жертва ола (всесожжение) — добровольная, по желанию человека.

Человек приносит «подарок» Б-гу. Тора говорит о различных возможностях. Можно принести быка, барана или козла, а можно — голубя. Понятно, что бык дороже барана или козла, а они оба намного дороже голубя. Кому-то может показаться, что «богатая» жертва состоятельного человека приятнее Б-гу, чем голубь бедняка. На это отвечает Мишна (Мнахот 110): сказано о всесожжении быка, что это «благоухание, приятное Б-гу» (Ваикра 1, 9), и сказано о всесожжении голубя «благоухание, приятное Б-гу» (Ваикра 1, 17). Почему одно и то же выражение употреблено в обоих случаях? — Показать нам, что оба жертвоприношения одинаково приятны Всевышнему. Когда человек приносит «подарок» в с оответствии со своими возможностями, это приятно Всевышнему.

(Конечно, «подарок» должен соответствовать действительным возможностям человека. Мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер зацаль рассказывал: когда-то он присутствовал на торжественном обеде, посвященном сбору средств на независимое образование в Израиле. Там присутствовал Рав Мойше Файнштейн. Его выступление было очень коротким: «Возможности каждого человека знает он сам и знает Б-г. Могу только зачитать вам Мишну из трактата Критут: бедняк, который принес жертву, приличествующую богатому, — выполнил свою обязанность. Богач, который принес жертву, приличествующую бедному, — своей обязанности не выполнил»).

Дальше в нашей главе сказано о хлебном приношении (Ваикра 2, 1): вэ-нэфеш ки такрив («Если кто приносит…», буквально же это можно перевести как «когда принесет в жертву душу»). Комментирует Раши: «Кто обычно приносит хлебную жертву? Бедняк. Всевышний относится к его жертве так, как будто он принес свою душу». Его приношение — дороже всего.

Спрашивает Хатам Софер: почему бедняк приносит хлебную жертву? Ведь если к муке добавить оливковое масло и левону (ароматическую смолу), как полагается по закону, это выйдет дороже, чем голубь? И отвечает: бывает, что это дороже по стоимости, но бедняку легче это принести. Случается, что он получает маасер ани (десятину для бедных), ему могут дать зерно, оливковое масло, а левону можно где-то найти в диком виде, если хорошо постараться. За голубя человек платит деньги из своего кармана. Но чтобы принести хлебную жертву, бедняк прилагает усилия, он отдает зерно и масло, которые мог бы использовать в пищу, ищет левону. Вкладывает душу. Именно поэтому употреблено слово «душа». Бедняк, который находится в стесненном положении и приносит хлебную жертву, — как будто принес душу в подарок Б-гу.

Когда человек, который должен много часов работать для обеспечения семьи, «отрывает от себя», от своего удобства время для изучения Торы, это особенно дорого перед Б-гом. То, что человек дает за счет своего удобства, части своих сил, — большой подарок Б-гу.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.