Темы: Греки, Маккавеи, Ханукальные свечи, Рав Гавриэль Фельдман, Ханука, Ассимиляция, Справедливость, Единство еврейского народа
В Израиле есть евреи, которые искренне верят в то, что еврейская власть несправедлива к арабскому населению, и пытаются по мере сил вредить израильской армии. В Кнессет не пустили трех помощниц депутатов, которые были нескромно одеты и нарушали тем самым правила нахождения в этом здании, поэтому на следующий день нескромно оделись еще десять помощниц, чтобы поддержать коллег и восстановить справедливость.
Я пишу эту колонку за неделю до Хануки — еврейского народного праздника. Народного в том смысле, что его с радостью отмечают очень многие, в том числе абсолютно светские евреи. Это такой теплый семейный праздник в холодное время года: красиво горят свечи, тают во рту пончики. Многие приезжающие в Израиль воспринимают Хануку как субститут зимних праздников, играющих огром-ную роль в культуре стран исхода, и это одна из причин почему, к большому сожалению, не вполне корректно считать Хануку чем-то объединяющим еврейский народ.
Рав Аарон Котлер основал ешиву «Лейквуд» и сыграл ключевую роль в возрождении религиозной общины в США. В те дни в Хануку во многих домах на подоконниках горели уже не свечи, а электрические ханукии с лампочками — так было больше похоже на рожденственские гирлянды. Рассказывают, что рав Котлер не мог обойти всех — ему бы не хватило ни сил, ни времени. Поэтому он заходил знакомиться к тем евреям, у которых еще горели свечи. Тогда настоящие свечи были индикацией определенной степени традиционности. Сегодня зажигать настоящие свечи даже модно, и сами по себе они уже ничего не рассказывают о человеке, который их зажигает.
Это Йом Кипур у религиозных со светскими более-менее один и тот же, а про Хануку этого, увы, не скажешь — Хануки у нас пока что разные. Да, свечи горят и там, и там, и повсеместно, махнув рукой на калории, евреи поедают пончики. Дети из семей любой степени религиозности, включая нуле-вую, играют в ханукальный волчок. Однако на этом сходства заканчиваются и начинаются принципиальные различия.
В светском обществе принято подверстывать Хануку под современную ситуацию: говорить о восстановлении национальной государственности, проводя параллель с возникшим в середине ХХ века государством Израиль. У религиозных Ханука наполнена совсем другим смыслом, который остается неизменным вот уже более 2000 лет, с тех самых пор, как ханукальные события были отрефлексированы и стали важ-ной частью еврейского календаря. Для соблюдающих евреев зажигание ханукальных свечей — это нечто намного большее, нежели просто красивый обычай. Это заповедь, и она важна настолько, что человек, у которого нет денег на свечи, обязан продать ради их приобретения собственную одежду.
Религиозный смысл Хануки не нравится светскому обществу . Более того, для светского общества он совершенно неприемлем. Ведь что, по сути, празднуют «пейсатые»? Они празднуют вопиющую не-справедливость — чудесную военную победу горстки повстанцев-ультраортодоксов, одержанную в ситуации, которая любому разумному человеку представлялась абсолютно безнадежной. Причем ладно бы еврейские партизаны просто извели каким-то образом несколько греко-сирийских армий — так нет же, они сражались не только против оккупантов, но и против «своих»: религиозные фанатики победили в гражданской войне, одолев своих же соплеменников, которых пленила «великая греческая культура». В те дни, конечно, почти не наблюдалось евреев, не знающих, что такое еврейство, но все же тогда, как и сегодня, очень многим еврейство было в тягость. И вот пришли «досы» и лишили самую про-грессивную часть общества возможности растовориться во всем греческом и заодно растворить в нем остальных.
Восстанию предшествовала греческая экспансия. В Иудее началась эллинизация — сперва ползучая и мирная, а после предельно жесткая, сопровождающаяся небывалыми прежде гонениями на все еврей-ское. Местное население лишили права открыто соблюдать еврейскую традицию и жить по Торе. Царь Антиох IV Епифан осквернил Иерусалимский Храм, задумав превратить его в место поклонения Зев-су. Написано, что восставшие понимали: шансов на победу у них нет. Тем не менее, попросту смириться с происходящим они отказывались, предпочитая смерть.
Великую греческую культуру наши мудрецы называют «тьмой». Чудесная победа Хашмонаим и их сторонников помогла еврейскому народу сохраниться и сохранить Тору. Сотни лет огоньки ханукальных свечей светили нам в ночи Изгнания, напоминая о том, что для того чтобы рассеять тьму достаточно совсем немного света.
Политическая независимость еврейского государства не была для восставших самоцелью. Свой клич — «Кто за Б-га — ко мне!» — они позаимствовали у Моше Рабейну, и как колено Леви, при-шедшее на зов Моше со своими мечами, они сражались, в первую очередь, за Царя праведного и справедливого — за Б-га Израиля. Откуда мы это знаем? Из простого факта: как было сказано выше, Хашмонаим победили, хотя их шансы были равны нулю. Всевышний решил, что это будет справедливо.
Мы зажигаем свечи в память об открытом чуде с кувшинчиком масла — с единственным обнаруженным в освобожденном Храме кувшинчиком, который не был осквернен идолопоклонниками. Мас-ла в кувшинчике хватало на один день, но в итоге оно продолжало гореть в Храмовой Меноре целых восемь дней, пока не принесли новое чистое масло. Это великое чудо, явленное Всевышним в эпоху «Сокрытия Лика» и «греческой тьмы», как явный знак, как однозначное подтверждение того, что Он по-прежнему с нами, что мы Ему не безразличны, что Его Присутствие не покидало наш «стан», и что военная победа тех, кто остался верен Ему — такое же чудо, как нарушение законов физики в истории с маслом.
Из журнала Мир Торы
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Толдот Йешурун
На любой войне пробуждаются тысячи сердец, Б-г хранит и оберегает нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Неизвестный автор
Добро, которые мы делаем другим людям, впоследствии возвращается. История о солдате, который был ранен арабским снайпером.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?