Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Президент всемирно известной компании Starbucks Ховард Шульц вспоминает свою встречу с раби Натаном-Цви Финкелем зацаль:

Я вырос в Бруклине, в доме для людей с низкими доходами, квартиры в котором субсидировались из федерального бюджета. Мой отец, ветеран Второй мировой, не имел высшего образования и зарабатывал на жизнь тяжелым физическим трудом. Он всегда верил в американскую мечту, но эта мечта у него никак не сбывалась. Однажды, когда мне было семь лет, я пришёл домой и обнаружил отца на диване с ногой, загипсованной сверху донизу, — он упал на работе. Отец тогда работал водителем грузовика, доставлял в магазины подгузники (это было ещё до того, как изобрели памперсы) и ненавидел свою работу. Но как он жалел в тот злополучный день, что потерял её! Большинство компаний в сфере услуг в 60-е годы не оплачивали работникам ни госпитализацию, ни больничный лист.

Я не понаслышке знаю о бедственном положении рабочего класса, и это в значительной степени повлияло на мое видение мира. Поэтому, достигнув высокого положения в Starbucks, я стал прилагать все усилия, чтобы наша компания стала такой, о какой мой отец мог только мечтать. Мы пытаемся создать новую необычную индустрию, которой раньше не существовало. И я считаю, что для того, чтобы построить успешный, солидный и уважаемый бренд, необходимо в первую очередь завоевать уважение, доверие и лояльность своих сотрудников. Мы разработали стратегию, согласно которой люди, работающие на Starbucks, — не просто наемные работники, но совладельцы. С 1989 года мы предлагаем нашим сотрудникам участие в акционерной собственности. Когда мы начинали, у нас было не больше двухсот человек и всего пятьдесят кофейных магазинов. Сегодня у нас 50 тысяч сотрудников, которых мы называем партнерами, и 3500 кофеен по всему миру. Благодаря заботе о людях нам удалось создать преуспевающий бизнес, построенный на прочном фундаменте.

Недавно я шёл по улице фешенебельного района Лондона. Один шикарный бутик сменялся другим… Дорогие магазины, высокая арендная плата. И тут краем глаза я заметил маленький магазинчик, который выделялся на фоне всего этого великолепия своим скромным видом. Вывеска состояла из одного слова: «СЫР». Мне стало интересно, и я зашёл. За прилавком стоял невзрачный продавец лет семидесяти. Увидев меня, он сразу оживился. Я сказал: «Я плохо знаю Лондон, но мне кажется, ваш магазин как-то не сочетается с этой улицей». Он ответил: «Многие так говорят, молодой человек. Но на самом деле мы находимся здесь больше ста лет». «Разве не выгоднее было бы вам продать бизнес или сдавать помещение в аренду?» — поинтересовался я. «Мне нет нужды сдавать помещение в аренду потому, что я владелец всего здания. К тому же это не просто магазин, это моя гордость и мое наследство. Я несу ответственность за него перед поколениями моих предков, которые были здесь до меня. Поэтому каждый день я прихожу на работу и продаю свой сыр». После его слов этот сыр предстал для меня в совершенно новом свете. Я задумался: в конце концов, успешный бизнес — это не только и даже не столько прибыль. Деньги — всего лишь средство для достижения цели. Настоящий успех — в торжестве человеческого духа, передаче традиций, в уважении сотрудников и клиентов.

Однажды в Израиле я посетил Меа-Шеарим, ультраортодоксальный район Иерусалима. Нам, группе американских бизнесменов, довелось встретиться с Раби Натаном-Цви Финкелем, руководителем знаменитой ешивы Мир. До того дня я никогда не слышал о Раби Финкеле и ничего не знал о нем. Минут десять мы ждали в его кабинете, наконец, дверь открылась и вошёл раввин. Оказалось, что он страдает тяжелой формой болезни Паркинсона. Он сел во главе стола, а мы все старались не смотреть, чтобы не смущать его.

Внезапно Раби Финкель с силой стукнул ладонью по столу: «Джентльмены, посмотрите на меня сейчас же!» Недуг повлиял не только на его тело, но и на его речь. Тяжело было слушать его и смотреть на него. Тут он слегка подколол нас: «У меня для вас всего несколько минут, так как вы все очень занятые американские бизнесмены». Потом он спросил: «Кто может мне сказать, в чем заключается главный урок Катастрофы?» Мы чувствовали себя как пятиклассники, не выучившие домашнее задание. Один из нас неуверенно ответил: «Никогда не забывать?» Раби не удостоил этот ответ вниманием. Я мысленно посочувствовал тому парню, но в следующую секунду понял, что сейчас Раби задаст этот же вопрос кому-то другому. «Только не мне, только не мне», — вертелось у меня в голове. Нам всем хотелось в тот момент залезть под стол, мы потели и прятали глаза. К счастью, он вызвал не меня, а другого парня из нашей группы, и тот дал, как мне показалось, прекрасный ответ: «Мы никогда не будем ни жертвами, ни сторонними наблюдателями!» Но Раби Финкель сказал: «Вы так ничего и не поняли! ОК, джентльмены, я расскажу вам про величие человеческого духа».

«Как вы знаете, во время Холокоста людей загоняли в вагоны и отправляли в лагеря. Они думали, что их везут в трудовые лагеря, а на самом деле это были лагеря смерти. Они ехали в нечеловеческих условиях — без света, воды, туалета. Холодные и голодные они прибывали в лагеря, где под ослепительным светом их делили на группы — отдельно мужчин и женщин, взрослых и детей — и гнали в бараки, где только один человек из шести получал одеяло. Тот, кому доставалось одеяло, должен был решить, оставить его себе или передать тем, кому оно не досталось. Именно в тот момент мы узнали настоящую силу человеческого духа потому, что каждый, кому доставалось одеяло, передавал его остальным пятерым».

С этими словами Раби Финкель поднялся из-за стола и сказал: «Возьмите ваше одеяло. Возвращайтесь в Америку и передайте его ещё пятерым!»

По материалам сайта Эш а-Тора


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»