Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Американская мечта и эксклюзивный урок для бизнесменов о Холокосте

13 сентября, темы: Виктория Ходосевич

Президент всемирно известной компании Starbucks Ховард Шульц вспоминает свою встречу с раби Натаном-Цви Финкелем зацаль:

Я вырос в Бруклине, в доме для людей с низкими доходами, квартиры в котором субсидировались из федерального бюджета. Мой отец, ветеран Второй мировой, не имел высшего образования и зарабатывал на жизнь тяжелым физическим трудом. Он всегда верил в американскую мечту, но эта мечта у него никак не сбывалась. Однажды, когда мне было семь лет, я пришёл домой и обнаружил отца на диване с ногой, загипсованной сверху донизу, — он упал на работе. Отец тогда работал водителем грузовика, доставлял в магазины подгузники (это было ещё до того, как изобрели памперсы) и ненавидел свою работу. Но как он жалел в тот злополучный день, что потерял её! Большинство компаний в сфере услуг в 60-е годы не оплачивали работникам ни госпитализацию, ни больничный лист.

Я не понаслышке знаю о бедственном положении рабочего класса, и это в значительной степени повлияло на мое видение мира. Поэтому, достигнув высокого положения в Starbucks, я стал прилагать все усилия, чтобы наша компания стала такой, о какой мой отец мог только мечтать. Мы пытаемся создать новую необычную индустрию, которой раньше не существовало. И я считаю, что для того, чтобы построить успешный, солидный и уважаемый бренд, необходимо в первую очередь завоевать уважение, доверие и лояльность своих сотрудников. Мы разработали стратегию, согласно которой люди, работающие на Starbucks, — не просто наемные работники, но совладельцы. С 1989 года мы предлагаем нашим сотрудникам участие в акционерной собственности. Когда мы начинали, у нас было не больше двухсот человек и всего пятьдесят кофейных магазинов. Сегодня у нас 50 тысяч сотрудников, которых мы называем партнерами, и 3500 кофеен по всему миру. Благодаря заботе о людях нам удалось создать преуспевающий бизнес, построенный на прочном фундаменте.

Недавно я шёл по улице фешенебельного района Лондона. Один шикарный бутик сменялся другим… Дорогие магазины, высокая арендная плата. И тут краем глаза я заметил маленький магазинчик, который выделялся на фоне всего этого великолепия своим скромным видом. Вывеска состояла из одного слова: «СЫР». Мне стало интересно, и я зашёл. За прилавком стоял невзрачный продавец лет семидесяти. Увидев меня, он сразу оживился. Я сказал: «Я плохо знаю Лондон, но мне кажется, ваш магазин как-то не сочетается с этой улицей». Он ответил: «Многие так говорят, молодой человек. Но на самом деле мы находимся здесь больше ста лет». «Разве не выгоднее было бы вам продать бизнес или сдавать помещение в аренду?» — поинтересовался я. «Мне нет нужды сдавать помещение в аренду потому, что я владелец всего здания. К тому же это не просто магазин, это моя гордость и мое наследство. Я несу ответственность за него перед поколениями моих предков, которые были здесь до меня. Поэтому каждый день я прихожу на работу и продаю свой сыр». После его слов этот сыр предстал для меня в совершенно новом свете. Я задумался: в конце концов, успешный бизнес — это не только и даже не столько прибыль. Деньги — всего лишь средство для достижения цели. Настоящий успех — в торжестве человеческого духа, передаче традиций, в уважении сотрудников и клиентов.

Однажды в Израиле я посетил Меа-Шеарим, ультраортодоксальный район Иерусалима. Нам, группе американских бизнесменов, довелось встретиться с Раби Натаном-Цви Финкелем, руководителем знаменитой ешивы Мир. До того дня я никогда не слышал о Раби Финкеле и ничего не знал о нем. Минут десять мы ждали в его кабинете, наконец, дверь открылась и вошёл раввин. Оказалось, что он страдает тяжелой формой болезни Паркинсона. Он сел во главе стола, а мы все старались не смотреть, чтобы не смущать его.

Внезапно Раби Финкель с силой стукнул ладонью по столу: «Джентльмены, посмотрите на меня сейчас же!» Недуг повлиял не только на его тело, но и на его речь. Тяжело было слушать его и смотреть на него. Тут он слегка подколол нас: «У меня для вас всего несколько минут, так как вы все очень занятые американские бизнесмены». Потом он спросил: «Кто может мне сказать, в чем заключается главный урок Катастрофы?» Мы чувствовали себя как пятиклассники, не выучившие домашнее задание. Один из нас неуверенно ответил: «Никогда не забывать?» Раби не удостоил этот ответ вниманием. Я мысленно посочувствовал тому парню, но в следующую секунду понял, что сейчас Раби задаст этот же вопрос кому-то другому. «Только не мне, только не мне», — вертелось у меня в голове. Нам всем хотелось в тот момент залезть под стол, мы потели и прятали глаза. К счастью, он вызвал не меня, а другого парня из нашей группы, и тот дал, как мне показалось, прекрасный ответ: «Мы никогда не будем ни жертвами, ни сторонними наблюдателями!» Но Раби Финкель сказал: «Вы так ничего и не поняли! ОК, джентльмены, я расскажу вам про величие человеческого духа».

«Как вы знаете, во время Холокоста людей загоняли в вагоны и отправляли в лагеря. Они думали, что их везут в трудовые лагеря, а на самом деле это были лагеря смерти. Они ехали в нечеловеческих условиях — без света, воды, туалета. Холодные и голодные они прибывали в лагеря, где под ослепительным светом их делили на группы — отдельно мужчин и женщин, взрослых и детей — и гнали в бараки, где только один человек из шести получал одеяло. Тот, кому доставалось одеяло, должен был решить, оставить его себе или передать тем, кому оно не досталось. Именно в тот момент мы узнали настоящую силу человеческого духа потому, что каждый, кому доставалось одеяло, передавал его остальным пятерым».

С этими словами Раби Финкель поднялся из-за стола и сказал: «Возьмите ваше одеяло. Возвращайтесь в Америку и передайте его ещё пятерым!»

По материалам сайта Эш а-Тора


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.