Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Настоящее счастье — это то, что чувствует человек, когда делает то, что должен.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

МИШНА ПЕРВАЯ

ВОТ УЗЛЫ, ЗА завязывание КОТОРЫХ ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ: УЗЕЛ ПОГОНЩИКОВ ВЕРБЛЮДОВ И МОРСКОЙ УЗЕЛ И ТАК ЖЕ, КАК человек ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ ЗА ИХ ЗАВЯЗЫВАНИЕ — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ ЗА ИХ РАЗВЯЗЫВАНИЕ. РАБИ МЕИР ГОВОРИТ: ЗА ЛЮБОЙ УЗЕЛ, КОТОРЫЙ МОЖНО РАСПУСТИТЬ ОДНОЙ РУКОЙ, НЕ ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ.

Объяснение мишны первой

Эта и следующая мишны рассматривают вопрос о завязывании и развязывании узлов — действиями, которые, как Мишна сообщала выше (7:2), являются «отцами работ». Мы уже разъясняли (там же), что подлежит наказанию только тот, кто завязывает или развязывает в субботу прочный узел, способный просуществовать долгое время. Эта мишна приводит два примера таких узлов.

ВОТ УЗЛЫ, ЗА завязывание КОТОРЫХ в субботу ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ: УЗЕЛ ПОГОНЩИКОВ ВЕРБЛЮДОВ — которые делают отверстие в носовой перегородке верблюда, продевают через него ремень и завязывают его в виде кольца очень крепким узлом, который должен остаться навсегда, — И также МОРСКОЙ УЗЕЛ — которым завязывают канат, прикрепляя его к носу судна, чтобы там остался навсегда. И ТАК ЖЕ, КАК человек ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ ЗА ИХ ЗАВЯЗЫВАНИЕ в субботу, он ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ ЗА ИХ РАЗВЯЗЫВАНИЕ в субботу. Потому что для того, чтобы добыть хилазон для нужд Мишкана, ловцы должны были развязывать узлы сети, дабы сделать ее более узкой или более широкой (Гемара, Раши). РАБИ МЕИР ГОВОРИТ: ЗА ЛЮБОЙ УЗЕЛ, КОТОРЫЙ МОЖНО РАСПУСТИТЬ ОДНОЙ РУКОЙ — несмотря на то, что это может быть постоянный узел, завязанный с намерением, чтобы он остался так навсегда однако если он не очень сильно затянут, и человек способен развязать его одной рукой, за его завязывание и развязывание в субботу НЕ ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ. ОДНАКО ГАЛАХА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ МЕИРА.

МИШНА ВТОРАЯ

ЕСТЬ У НАС УЗЛЫ, ЗА КОТОРЫЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ ТАК, КАК ЗА УЗЕЛ ПОГОНЩИКОВ ВЕРБЛЮДОВ И ЗА МОРСКОЙ УЗЕЛ: ЗАВЯЗЫВАЕТ ЖЕНЩИНА ВЫРЕЗ СВОЕЙ НИЖНЕЙ РУБАХИ, И НИТИ СЕТКИ ДЛЯ ВОЛОС, И тесемки ПОЯСА, И РЕМЕШКИ БОТИНКА ИЛИ САНДАЛИИ, И МЕХИ С ВИНОМ ИЛИ С МАСЛОМ, И ГОРШОК С МЯСОМ. РАБИ ЭЛИЭЗЕР, СЫН ЯАКОВА, ГОВОРИТ: ПРИВЯЗЫВАЮТ веревку в проходе ПЕРЕД СКОТОМ, ЧТОБЫ НЕ ВЫШЕЛ. ПРИВЯЗЫВАЮТ К ВЕДРУ ПОЯС, НО НЕ ВЕРЕВКУ РАБИ ЙЕГУДА РАЗРЕШАЕТ. СКАЗАЛ РАБИ ЙЕГУДА, что есть ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: ЗА ЛЮБОЙ ВРЕМЕННЫЙ УЗЕЛ НЕ ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ.

Объяснение мишны второй

Эта мишна говорит об узлах за завязывание и развязывание которых в субботу не подлежат наказанию, а также об узлах, завязывать и развязывать которые разрешается принципиально.

ЕСТЬ У НАС УЗЛЫ, ЗА КОТОРЫЕ — за завязывание и развязывание которых в субботу — НЕ ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ ТАК, КАК ЗА УЗЕЛ ПОГОНЩИКОВ ВЕРБЛЮДОВ И ЗА МОРСКОЙ УЗЕЛ — о которых говорила предыдущая мишна — но которые, однако, в принципе, запрещается завязывать в субботу. Мишна не приводит образцы таких узлов, однако Гемара разъясняет, что здесь имеются в виду узлы, которые завязывают только на известное время, но отнюдь не навсегда. Например, — узел, которым привязывают длинную веревку, продетую через кольцо в носу верблюда, к его кормушке или узел, которым пришвартовывают корабль к тумбам, вкопанным в землю на берегу, и т.п. А есть узлы, которыми завязывают веревки на время, но которые остаются надолго и потому считаются как бы постоянными узлами, — такие узлы также в принципе запрещается завязывать в субботу. А ВОТ УЗЛЫ, КОТОРЫЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗРЕШАЕТСЯ ЗАВЯЗЫВАТЬ В СУББОТУ: ЗАВЯЗЫВАЕТ ЖЕНЩИНА ВЫРЕЗ СВОЕЙ НИЖНЕЙ РУБАХИ. Когда жещина надевает свою нижнюю рубаху («халук» на иврите), она привязывает правую сторону выреза к левому плечу, а левую — к правому. Несмотря на то что она может снять рубаху, развязав только один из этих узлов и оставив другой на долгое время, — тем не менее, он не называется постоянным узлом поскольку она распускает его каждый день. И также завязывает женщина НИТИ СЕТКИ ДЛЯ ВОЛОС, когда надевает ее на голову, И тесемки своего ПОЯСА, И РЕМЕШКИ БОТИНКА ИЛИ САНДАЛИИ. В Гемаре приводятся галахические различия между ремешками ботинок и сандалий. Среди них есть такие, за завязывание которых в субботу человек подлежит наказанию, а есть такие, которые в принципе запрещается завязывать в субботу, однако если завязали — не получают наказания, и есть в принципе разрешенные. Рамбам разъясняет, что в принципе разрешенные узлы, которыми делают, завязывая обувь, это те, которые завязывают изо дня в день, когда надевают обувь, — поэтому что нет сомнения в том, что они только временные («Тосфот Йомтов»). И кожаные МЕХИ С ВИНОМ ИЛИ С МАСЛОМ — горловину которых затягивают и перевязывают. Несмотря на то что при этом завязывают два узла, развязав только один из которых уже с некоторым трудом можно нацедить из меха вина или масла, — тем не менее, оба эти узла не считаются постоянными. И ГОРШОК С МЯСОМ. Его горловину перевязывают материей, чтобы сохранить тепло, и хотя из горшка можно вынуть еду, не развязывая узла, которым привязана эта материя, — тем не менее, этот узел не является постоянным. РАБИ ЭЛИЭЗЕР, СЫН ЯАКОВА, ГОВОРИТ: ПРИВЯЗЫВАЮТ веревку в проходе ПЕРЕД СКОТОМ, ЧТОБЫ НЕ ВЫШЕЛ — привязывают в субботу веревку поперек выхода из коровника, чтобы животные не вышли оттуда, и делают при этом только временный узел. И ТАКОВА ГАЛАХА. ПРИВЯЗЫВАЮТ К ВЕДРУ ПОЯС. Разрешается в субботу привязывать к ведру, которым достают воду из колодца, пояс — поскольку его не оставляют привязанным к ведру, а отвязывают сразу после того, как достали воду, так что узел, который завязывают при этом — только временный. НО НЕ ВЕРЕВКУ — однако запрещается в субботу привязывать к ведру веревку. Этот запрет наложен из опасения, что эту веревку оставят привязанной к ведру навсегда и получится, что узел, который завязали в субботу, — постоянный. А РАБИ ЙЕГУДА РАЗРЕШАЕТ привязывать к ведру даже веревку. Гемара разъясняет, что речь здесь идет о веревке, которой пользуется при работе ткач: [несмотря на то, что ее привязывают крепким узлом, который может остаться на долгое время,] поскольку веревка нужна ткачу для работы, он не оставит ее привязанной к ведру навсегда однако мудрецы запрещают привязывать ее к ведру из-за опасения, что в другой раз возьмут обыкновенную веревку и привяжут постоянным узлом, а раби Йегуда этот запрет не накладывает. СКАЗАЛ РАБИ ЙЕГУДА, что есть ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: ЗА ЛЮБОЙ ВРЕМЕННЫЙ УЗЕЛ НЕ ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ. Каждый раз, когда в субботу завязывают только временный узел, сделавший это не подлежит наказанию даже в том случае, если использовал обыкновенную веревку, — другое дело, если завязали прочный узел с намерением, что он просуществует долгое время. Именно по этой причине раби Йегуда раби Йегуда не запрещает веревку ткача из-за вероятности взять обыкновенную веревку (Шнот Элиягу). Относительно различий между законами о завязывании узлов в субботу есть две точки зрения. ПО МНЕНИЮ РАШИ: завязавший любой постоянный узел — то есть тот, который завязан с намерением оставить его таким навсегда, — обязан принести хатат даже если он сделал это совсем непрофессионально любой узел, который недостаточно крепок, чтобы сохраниться на долгое время, однако выглядит так, как будто его завязали с намерением, чтобы он нескоро развязался, — запрещается завязывать в субботу, но, тем не менее, тот, кто все же сделал это, свободен от наказания («свободен от наказания, однако нарушил запрет») любой узел, который завязан для того, чтобы в скором времени или хотя бы в тот же день его развязать, принципиально разрешается завязывать в субботу. ПО МНЕНИЮ ГАРИФА: завязавший любой постоянный узел — который не должен быть развязан никогда, — подлежит наказанию, если завязал его профессионально (наподобие морского или узла погонщиков верблюдов) завязавший узел постоянный, однако непрофессионально — так, как любой человек завязывает узел, который должен просуществовать долгое время, — свободен от наказания, однако нарушил запрет то же самое относится к завязавшему профессиональный, однако не долговечный узел что же касается любого временного и непрофессионального узла, то их принципиально разрешается завязывать в субботу.

МИШНА ТРЕТЬЯ

СКЛАДЫВАЮТ ВЕЩИ ДАЖЕ ЧЕТЫРЕ И ПЯТЬ РАЗ И ЗАСТИЛАЮТ КРОВАТИ В НОЧЬ НА СУББОТУ, ОДНАКО НЕ В СУББОТУ ДЛЯ НОЧИ ПОСЛЕ ИСХОДА СУББОТЫ. РАБИ ИШМАЭЛЬ ГОВОРИТ: СКЛАДЫВАЮТ ВЕЩИ И ЗАСТИЛАЮТ КРОВАТИ С ЙОМ-КИПУРА НА СУББОТУ, И САЛО СУББОТНИХ жертвоприношений ПРИНОСИТСЯ НА ЖЕРТВЕННИК В ЙОМ-КИПУР. РАБИ АКИВА ГОВОРИТ: НЕ ПРИНОСИТСЯ сало СУББОТНИХ жертвоприношений В ЙОМ-КИПУР, И НЕ приносится сало жертвоприношений ЙОМ-КИПУРА В СУББОТУ.

Объяснение мишны третьей

Поскольку в предыдущей мишне мы учили: «Завязывает женщина вырез своей нижней рубахи, и нити сетки для волос, и [тесемки] пояса» — то есть о том, что связано с приведением в порядок одежды, — эта мишна продолжает ту же тему.

СКЛАДЫВАЮТ ВЕЩИ — например, снятую в субботу одежду разрешается аккуратно сложить, чтобы она не помялась, — ДАЖЕ ЧЕТЫРЕ И ПЯТЬ РАЗ. То есть: если в первый раз не удалось ее сложить как следует, разрешается складывать ее снова даже несколько раз — пока она не будет сложена хорошо (Гамеири). О чем именно идет речь? О случае, когда человек намерен надеть эту одежду в тот же день, в ту же субботу, или когда он снимает ее субботней ночью и намеревается снова надеть ее завтра, субботним днем однако если человек снимает ее в субботу и намерен надеть ее в ночь после исхода субботы, — складывать ее запрещается (как будет разъяснено ниже). В Гемаре сказано, что складывать одежду в субботу разрешается при четырех условиях: 1. если одежду складывает один человек — однако двум запрещено вместе складывать ее, поскольку со стороны это выглядит, как будто они что-то исправляют в одежде 2. если одежда — новая и на ней нет заметных морщин в отличие от этого если одежда — старая, то складывание ее выглядит как самое настоящее исправление 3. если одежда — белого цвета однако складывать в субботу цветную одежду безусловно запрещено, так как это самое настоящее исправление ее 4. если у человека нет другой одежды, которую он мог бы надеть вместо этой однако если он имеет другую одежду, которую может надеть в честь субботы, эту складывать запрещается. И ЗАСТИЛАЮТ КРОВАТИ — расстилают простыни на кроватях, чтобы лечь на них, — В НОЧЬ НА СУББОТУ — то есть для нужд самой субботы, — ОДНАКО НЕ В СУББОТУ ДЛЯ НОЧИ ПОСЛЕ ИСХОДА СУББОТЫ — так как запрещается в субботу готовить то, что будет использовано в будни. РАБИ ИШМАЭЛЬ ГОВОРИТ: СКЛАДЫВАЮТ ВЕЩИ И ЗАСТИЛАЮТ КРОВАТИ С ЙОМ-КИПУРА НА СУББОТУ. Если Йом-Кипур пришелся на пятницу, разрешается в этот день складывать одежду и застилать кровати для нужд субботы — поскольку, по мнению раби Ишмаэля, святость Йом-Кипура ниже, чем святость субботы. И по той же причине САЛО СУББОТНИХ жертвоприношений — то есть те части ежедневного жертвоприношения тамид, совершенного в субботу после полудня, которые остались несожженными до ночи, — ПРИНОСИТСЯ НА ЖЕРТВЕННИК В ЙОМ-КИПУР — сжигаются в ночь после окончания субботы на Йом-Кипур. ОДНАКО ЧАСТИ ТАМИДА, СОВЕРШЕННОГО В ЙОМ-КИПУР, СОВПАВШИЙ С ПЯТНИЦЕЙ, ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ НЕ СЖИГАЮТСЯ НА ЖЕРТВЕННИКЕ В НОЧЬ НА СУББОТУ, НАСТУПИВШУЮ ПОСЛЕ ЙОМ-КИПУРА. Святость субботы выше, чем святость Йом-Кипура, поскольку за нарушение субботы грозит наказание скила, а за нарушение Йом-Кипура — карет, и так же, как запрещено совершать в субботу жертвоприношение ола будничного дня, так же запрещено совершать в субботу жертвоприношение ола Йом-Кипура. РАБИ АКИВА ГОВОРИТ: НЕ ПРИНОСИТСЯ сало СУББОТНИХ жертвоприношений В ЙОМ-КИПУР, И НЕ приносится сало жертвоприношений ЙОМ-КИПУРА В СУББОТУ. Святость субботы и Йом-Кипура — равна в отношении жертвоприношений, и жертвоприношение одного из этих дней не совершается во второй из них. Тем более — не складывают одежду и не застилают кровати в один из этих двух дней для нужд другого, поскольку это — потребности человека [а не предназначенное для исполнения заповеди]. ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ СЛОВАМ РАБИ АКИВЫ. Согласно календарю, принятому в наше время, Йом-Кипур никогда не совпадает с кануном субботы и никогда не начинается сразу после исхода субботы однако во времена Мишны, когда начало нового месяца устанавливали по показаниям свидетелей, увидевших новорожденный месяц, могло случиться, что Йом-Кипур выпадет на пятницу или на воскресенье (см. «Тосфот Йомтов»).


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе