Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

МИШНА ПЕРВАЯ

ПОЙМАВШИЙ ВОСЕМЬ ШЕРЕЦОВ, О КОТОРЫХ СКАЗАНО В ТОРЕ, И НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, А что касается ОСТАЛЬНЫХ МЕЛКИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И НАСЕКОМЫХ — НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ. ПОЙМАВШИЙ ИХ ДЛЯ чего-то НЕОБХОДИМОГО — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, БЕЗ НАДОБНОСТИ — СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ. ПОЙМАВШИЙ ЗВЕРЯ И ПТИЦУ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЕГО ВЛАДЕНИИ, — СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ, А НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ.

Объяснение мишны первой

Эта мишна продолжает тему о поимке животных в субботу и также добавляет указания о тех, кто в субботу наносит животным ушибы.

ПОЙМАВШИЙ В субботу ВОСЕМЬ ШЕРЕЦОВ, О КОТОРЫХ СКАЗАНО В ТОРЕ. В разделе «Шмини» (Ваикра, 11:29-30) перечисляются восемь шерецов: крот, мышь, черепаха, четыре вида ящерицы — геккон, варан, ящерица обыкновенная и сцинк, а также [согласно комментарию Раши] один из видов летучих мышей. Итак, ПОЙМАВШИЙ ВОСЕМЬ ШЕРЕЦОВ — то есть, любого из них — И — или — НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. ПОЙМАВШИЙ ШЕРЕЦА подлежит наказанию потому, что ловля этих шерецов — явление распространенное: на них охотятся ради их кожи а НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — потому, что в этом есть нечто от убийства живого существа. А именно: поскольку у этих шерецов тело покрыто кожей и в результате ушиба возникает кровоподтек — то есть нарушается нормальное кровообращение и кровь скапливается в одном месте (только что кожа не дает ей выйти наружу), — то, поскольку «кровь — это душа» [Дварим, 12:23)], в создании кровоподтека есть нечто от лишения жизни этого участка тела, и потому это действие рассматривается как «порождение» «совершающего шхиту» (Раши, «Тосафот», Гаран). Другая точка зрения — что ударивший шереца подлежит наказанию из-за того, что из-за кровоподтека кожа изменяет свой цвет: это «порождение» «красильщика» (Раши, Бартанура). Наконец, согласно Рамбаму, ударивший шереца сбивает его кровь с ее обычного места и потому подлежит наказанию как «разделяющий на части», что является порождением «молотильщика» (Законы о субботе, 8:7). А что касается ОСТАЛЬНЫХ МЕЛКИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И НАСЕКОМЫХ — у которых нет кожного покрова — то НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ — если не повредил их кожу и кровь не вышла наружу. Однако если в результате удара кровь вышла наружу, то нанесший это повреждение любому из мелких живых существ подлежит наказанию как совершивший убийство (Гаран, Гамеири, Гагра). Из слов же Рамбама (Законы о субботе, 8:9) следует, что даже если в результате удара кровь вышла наружу, виновник этого свободен от наказания (см. «Магид мишнэ», там же). А в отношении поимки этих живых существ — ПОЙМАВШИЙ ИХ в субботу ДЛЯ чего-то НЕОБХОДИМОГО — например, чтобы использовать их для приготовления лекарства, — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ как поймавший животное в субботу. БЕЗ НАДОБНОСТИ — СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ, потому что таких обычно не ловят (Раши, Бартанура). Другие комментаторы возражают против этого объяснения, ссылаясь на то, что если принять этот довод, следует освободить от наказания и того, кто ловит мелких животных и насекомых для какой-то цели. Причина же того, что мишна освобождает от наказания поймавшего их без нужды, заключается в том, что она соответствует мнению раби Шимона — считающего, что совершающий в субботу работу, действие которой не является его настоящей целью, свободен от наказания. Отсюда следует, что поймавший без надобности даже такие живые существа, которые обычно ловятся ради какой-то цели, — тем не менее, освобождается от наказания («Тосафот»). Есть также мнение, что то же самое относится и к восьми шерецам: поймавший кого-то из них подлежит наказанию только в том случае, когда сделал это ради какой-то нужды. Различие состоит в том, что, поскольку эти шерецы обычно безвредны, любая поимка их считается сделанной для какой-то надобности что же касается остальных мелких живых существ и насекомых, то поскольку они чаще всего вредят, иногда человек ловит их не для того, чтобы извлечь их них какую-то пользу, но только ради того, чтобы предохранить себя от них, — поэтому, имея в виду это различие, мишна говорит о таких живых существах после шерецов. Однако Рамбам, в соответствии со своей точкой зрения, постановляет, что «как восемь шерецов, о которых сказано в Торе, так и остальные мелкие живые существа и насекомые, которых ловят, — поймавший одного из всех них хоть ради надобности, хоть без нужды, или чтобы играть с ним, подлежит наказанию, поскольку сделал это сознательно потому что совершающий работу, действие которой не является его целью, подлежит наказанью за это» (Законы о субботе, 10:21). ПОЙМАВШИЙ ЗВЕРЯ И ПТИЦУ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЕГО ВЛАДЕНИИ — во владении того, кто поймал кого-то из них, — СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ — потому что их больше не надо ловить, они и так уже пойманы А НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, потому что у них есть кожный покров. Бартанура разъясняет, что нанесший ушиб любому из всех живых существ, о которых говорит эта мишна, подлежит наказанию только в том случае, если он сделал это ради того, чтобы использовать их кровь (например, в лекарственных целях) однако если его цель — нанести повреждение, то тут вступает в силу галаха, гласящая, что каждый, кто портит, — свободен от наказания.

МИШНА ВТОРАЯ

НЕ ГОТОВЯТ РАССОЛ В СУББОТУ, ОДНАКО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК СОЛЕНУЮ ВОДУ И МАКАЕТ В НЕЕ СВОЙ КУСОК ХЛЕБА, И ДОБАВЛЯЕТ ЕЕ В КУШАНЬЕ. СКАЗАЛ РАБИ ЙОСЕЙ: ДА ВЕДЬ ЭТО И ЕСТЬ РАССОЛ — ХОТЬ МНОГО, ХОТЬ МАЛО! А КАКАЯ СОЛЕНАЯ ВОДА РАЗРЕШЕНА — это когда человек СНАЧАЛА ДОБАВЛЯЕТ МАСЛО В ВОДУ ИЛИ В СОЛЬ.

Объяснение мишны второй

Эта мишна говорит о работе, подобной выделыванию кожи.


НЕ ГОТОВЯТ РАССОЛ В СУББОТУ — то есть, не растворяют много соли в большом количестве воды, добавляя немного масла, чтобы засолить в этой смеси овощи. Причина этого запрета в том, что это действие выглядит как подготовка к такой обработке овощей, в результате которой их вкус улучшится и они сохранятся в этом виде долгое время. Несмотря на то, что в принципе, обработка пищи разрешена [в отличие от обработки кожи и т.п.], мудрецы запретили готовить рассол в субботу (Гамеири). ОДНАКО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК СОЛЕНУЮ ВОДУ — растворяет в небольшом количестве воды немного соли И МАКАЕТ В НЕЕ СВОЙ КУСОК ХЛЕБА, И ДОБАВЛЯЕТ ЕЕ В КУШАНЬЕ — потому что так разрешается делать во время еды, чтобы улучшить вкус пищи. СКАЗАЛ РАБИ ЙОСЕЙ: ДА ВЕДЬ ЭТО И ЕСТЬ РАССОЛ — ХОТЬ МНОГО, ХОТЬ МАЛО! — Чем отличается рассол от соленой воды? Ведь немного соленой воды — это и есть рассол, только в малом количестве! Если мы разрешим приготовлять в субботу соленую воду, люди скажут: большая работа — запрещена, однако маленькая работа — разрешается! Поэтому запрещается делать соленую воду в любом количестве — как в большом, так и в малом, — поскольку это все равно что обработка и улучшение вкуса пищи. А КАКАЯ СОЛЕНАЯ ВОДА РАЗРЕШЕНА — это когда человек СНАЧАЛА ДОБАВЛЯЕТ МАСЛО В ВОДУ — раньше, чем всыпает в воду соль, — ИЛИ В СОЛЬ — или, наоборот, прежде всего добавляет немного масла в соль, а потом уже заливает водой, потому что масло ослабляет остроту соли, и после этого человек, делающий это, уже не выглядит как совершающий приготовления к такой обработке пищи, в результате которой она сохранится долгое время. Однако не следует сначала растворять соль в воде, а уже потом добавлять масло: в этом случае оно уже не ослабляет крепость рассола, и потому создается впечатление, что человек, его приготовивший, собирается заняться консервированием овощей — чтобы они стали вкуснее и хорошо сохранились долгое время. ОДНАКО ГАЛАХА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ЙОСЕЙ.

МИШНА ТРЕТЬЯ

НЕ ЕДЯТ ЛАВАНДУ В СУББОТУ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО — НЕ ЕДА ЗДОРОВЫХ людей, ОДНАКО ЕСТ человек АДИАНТУМ И ПЬЕТ настой СПОРЫША. ЛЮБУЮ ПИЩУ ЕСТ ЧЕЛОВЕК КАК ЛЕКАРСТВО, И ЛЮБОЙ НАПИТОК ОН ПЬЕТ — КРОМЕ «ПАЛЬМОВОЙ ВОДЫ» И «КУБКА КОРЕНЬЕВ», ПОСКОЛЬКУ ОНИ ОТ ЖЕЛТУХИ ОДНАКО ПЬЕТ человек «ПАЛЬМОВУЮ ВОДУ» ДЛЯ УТОЛЕНИЯ ЖАЖДЫ И УМАЩАЕТСЯ «МАСЛОМ КОРЕНЬЕВ» НЕ ДЛЯ ИЗЛЕЧЕНИЯ.

Объяснение мишны третьей

Эта мишна рассматривает вопрос о лекарственных средствах, запрещенных в субботу. Правда, если жизни больного угрожает опасность — даже если существует лишь вероятность этого, — разрешается нарушать любые субботние запреты и делать для больного все, что требуется (Йома, 8:6, Рамбам, Законы о субботе, 2:1-3). Однако если человек чувствует недомогание, которое не представляет никакой угрозы его жизни, мудрецы наложили запрет на использование в субботу лекарственных средств из опасения, что человек истолчет в порошок лекарственные снадобья, — а это является «порождением» «мельника». Впрочем, некоторые авторитеты считают, что на больного, которому был предписан постельный режим, этот запрет мудрецов не распространяется, и ему разрешено пользоваться в субботу лекарственными средствами («Бейт-Йосеф», Рамбан, «Магид мишнэ»). Эта мишна учит, что все то, что здоровые люди едят и пьют, разрешается есть и пить тому, кто чувствует в субботу недомогание, несмотря на то что он использует это как лекарство однако то, что применяется исключительно в лекарственных целях, чувствующему недомогание запрещено есть и пить в субботу.


НЕ ЕДЯТ ЛАВАНДУ В СУББОТУ.

Лаванда (на иврите «эйзовьон») — вид иссопа, убивающий глисты в кишечнике, и мишна сообщает, что запрещается есть его в субботу, ПОСКОЛЬКУ ЭТО — НЕ ЕДА ЗДОРОВЫХ людей и совершенно ясно, что едят только в качестве лекарственного средства. Как уже упоминалось в предисловии к объяснению этой мишны, мудрецы запретили принимать лекарства против недомоганий, не угрожающих жизни больного, — из опасения, как бы, приготовляя лекарство, не стали толочь или растирать снадобья в порошок. ОДНАКО ЕСТ человек АДИАНТУМ — растение, являющееся средством от глистов в печени. Его разрешается есть в субботу, так как оно служит пищей и для здоровых людей. И ПЬЕТ водный настой СПОРЫША — помогающий в случае, если человек выпил воду, стоявшую открытой и отравленную ядом змеи, которая ее попила (Гемара). Этот настой разрешается пить в субботу, потому что и здоровые люди часто пьют его как напиток. ВОТ ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: ЛЮБУЮ ПИЩУ — которую едят также здоровые люди — ЕСТ ЧЕЛОВЕК КАК ЛЕКАРСТВО — разрешается есть в субботу человеку, чувствующему недомогание, даже если он делает это только ради излечения, И ЛЮБОЙ НАПИТОК — который пьют также здоровые люди — ОН ПЬЕТ как лекарство, КРОМЕ «ПАЛЬМОВОЙ ВОДЫ» — «мей-декалим» на иврите. Это вода из известного в Стране Израиля целебного источника, бьющего из земли между двумя финиковыми пальмами она обладает послабляющим свойством и способствует очищению кишечника. В Йерушалми приводится иная версия: «МЕЙ-ДЕКАРИМ», то есть «колючая вода» — вода, оказывающая воздействие на желчный пузырь. И «КУБКА КОРЕНЬЕВ» — напитка, приготовленного из целебных и благовонных корней растений. Эти два напитка запрещается пить в субботу, ПОСКОЛЬКУ ОНИ ОТ ЖЕЛТУХИ — как всем известно, они помогают излечиться от желтухи. По цвету лица человека, страдающего желтухой, сразу узнают, чем он болен, и если видят, что он пьет «пальмовую воду» или «кубок кореньев», сразу понимают, что он делает это только ради излечения. Гемара замечает, что «кубок кореньев» делает человека бесплодным, и поэтому этот напиток так назвали для того, чтобы люди поостереглись пить его и постарались найти иное средство от своего заболевания («Тосфот Йомтов»). ОДНАКО ПЬЕТ в субботу здоровый человек, не больной желтухой, «ПАЛЬМОВУЮ ВОДУ» ДЛЯ УТОЛЕНИЯ ЖАЖДЫ И УМАЩАЕТСЯ «МАСЛОМ КОРЕНЬЕВ» — маслом, ароматизированным благовонными кореньями, — если он делает это НЕ ДЛЯ ИЗЛЕЧЕНИЯ.

МИШНА ЧЕТВЕРТАЯ

ЗАБОЛЕЛИ ЗУБЫ — НЕ ПРОПОЛОЩЕТ ИХ УКСУСОМ, ОДНАКО МАКАЕТ ОН в уксус свой хлеб КАК ОБЫЧНО И ЕСЛИ ИЗЛЕЧИТСЯ — ТАК ИЗЛЕЧИТСЯ. БОЛИТ ПОЯСНИЦА — НЕ РАЗОТРЕТ больное место ВИНОМ И УКСУСОМ, ОДНАКО УМАЩАЕТСЯ ОН МАСЛОМ — ТОЛЬКО НЕ РОЗОВЫМ. ЦАРСКИЕ СЫНОВЬЯ МАЖУТ РОЗОВЫМ МАСЛОМ БОЛЬНЫЕ МЕСТА — ПОТОМУ ЧТО ТАК УМАЩАЮТСЯ ОНИ ОБЫЧНО В БУДНИЕ ДНИ. РАБИ ШИМОН ГОВОРИТ: ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ — ЭТО ЦАРСКИЕ СЫНОВЬЯ.

Объяснение мишны четвертой

ЗАБОЛЕЛИ ЗУБЫ в субботу — НЕ ПРОПОЛОЩЕТ ИХ УКСУСОМ. Запрещается набрать полный рот уксуса, чтобы избавиться от боли, потому что все сразу понимают: это сделали для излечения. ОДНАКО МАКАЕТ ОН — человек, у которого болят зубы, — в уксус свой хлеб КАК ОБЫЧНО И ЕСЛИ ИЗЛЕЧИТСЯ — ТАК ИЗЛЕЧИТСЯ.

Гемара уточняет, что и набрать полный рот уксуса запрещается только тогда, когда его затем выплевывают — так как в этом случае ясно, что делают это только для излечения однако если уксус затем проглатывают, разрешается наполнить им рот. И пишут кодификаторы законов Торы, что речь здесь идет о случае, когда зуб не болит, а только ноет однако при настоящей зубной боли, когда человек так страдает, что все его тело слабеет, разрешается применять любые лекарственные средства, чтоб уменьшить боль («Турей загав» к: «Шулхан арух», «Орах хаим», 328:32). БОЛИТ ПОЯСНИЦА в субботу — страдающий от этого НЕ РАЗОТРЕТ больное место ВИНОМ И УКСУСОМ — потому что смесью вина и уксуса поясницу растирают только для излечения, — ОДНАКО УМАЩАЕТСЯ ОН — мажет поясницу оливковым МАСЛОМ — потому что и здоровые люди часто умащают оливковым маслом свое тело, — ТОЛЬКО НЕ РОЗОВЫМ — потому что оно стоит дорого, и увидевший сразу понимает, что это делают только ради излечения. ЦАРСКИЕ СЫНОВЬЯ МАЖУТ в субботу РОЗОВЫМ МАСЛОМ БОЛЬНЫЕ МЕСТА на своем теле, ПОТОМУ ЧТО ТАК — розовым маслом — УМАЩАЮТСЯ ОНИ ОБЫЧНО и В БУДНИЕ ДНИ — даже когда все их тело здорово. РАБИ ШИМОН ГОВОРИТ: ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ — ЭТО ЦАРСКИЕ СЫНОВЬЯ, и поэтому то, что разрешается детям царя, — разрешается каждому еврею. Гемара уточняет, что в тех местах, где розовое масло очень распространено и все люди привыкли им умащаться, разрешается и тому, у кого болит поясница, умащаться им в субботу. На основании этого постановляет Рамбам (в своем комментарии к Мишне), что галаха соответствует словам раби Шимона — при условии, что это масло используют для умащения много людей. (И вызывает удивление комментарий Бартануры, где сказано: «НО ГАЛАХА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ШИМОНА» см. «Тосфот Йомтов»).


Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: «Радостное сердце освещает мир». Читать дальше