Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Упоминание имени человека, с которым вы разговариваете, всегда оказывает положительное воздействие: «Говори с товарищем о нем самом, и ему будет интересно слушать, и для большинства людей нет слова приятнее, чем его имя».

Косвенный комплимент

Еще одна возможность для комплимента — хвалить супруга, высказываясь в адрес детей. Например, когда муж говорит во время субботней трапезы слова Торы, жена обращается к детям: «Папа сказал очень важную мысль». Эти слова сказаны детям, но, несомненно, они повлияют и на чувства мужа, в дополнение к их важному педагогическому воздействию на детей. Отец тоже скажет детям, что «мама добавила очень интересное замечание» или «мама приготовила замечательные блюда в честь субботы и чувствуется, что она вложила много сил и энергии, чтобы мы выполнили как следует субботние заповеди».

Еще один способ выразить косвенный комплимент предлагает нам рав Деслер в своей книге «Михтав меЭлияу». Он отмечает, что упоминание имени человека, с которым вы разговариваете, всегда оказывает положительное воздействие: «Говори с товарищем о нем самом, и ему будет интересно слушать, и для большинства людей нет слова приятнее, чем его имя». Когда вы разговариваете с супругом, стоит время от времени называть его по имени. Это пробудит в нем открытость и желание слушать, и даст ему приятное ощущение. То же самое относится к прощанию, когда покидают дом, и к приветствию, когда приходят домой и здороваются.

Приветливое выражение лица

Уважение к супругу выражается не только словами, но и мимикой. В Мишне (трактат Авот) написано: «Шамай говорит… принимай каждого человека с приветливым выражением лица (1:15)».

Прежде чем мы объясним эту мишну, стоит подчеркнуть, что она говорит не только о принятии гостя. Речь идет о любом случае, когда вы сталкиваетесь с другим человеком.

Эта мишна и ее авторство поднимают несколько вопросов. Шамай обычно учил строгому закону. Мы не находим в Мишне рассказов о его действиях вне рамок Закона. образом А раз так, «принимать каждого человека с приветливым выражением лица» — это не особая форма благочестия, но обязанность. Почему?

Об этом пишет Маараль в своем комментарии на трактат Авот. Человек по природе своей весьма интересуется тем, что думают о нем другие — любят ли они его, или пренебрегают им. А узнать их отношение можно, понаблюдав за их выражением лица в тот момент, когда они сталкиваются с ним. Улыбка на лице других людей свидетельствует об уважении и открытости к его личности. Безразличное, ничего не выражающее лицо свидетельствует о презрении и неуважении. Поэтому человек, который не улыбается тому, с кем он встречается, передает ему ощущение пренебрежения, что строжайше запрещено. Поэтому принимать человека с приветливым выражением лица — это не благодеяние, а обязанность, чтобы он не почувствовал себя презираемым. По-другому вести себя нельзя.

В соответствии с этим принципом, люди и, конечно же, супруги, которые улыбаются, когда встречают взглядом другого, дают ему подсознательно понять: я ценю тебя, ты для меня важен. Следует упомянуть, что женщина в особенности ожидает от мужа улыбки, когда он приходит домой. Если же он приходит домой нахмуренный и безразличный, то выражает тем самым пренебрежение к жене, и это выглядит так, что ему не очень-то хочется возвращаться в свой дом.

Комплимент самому себе

Поскольку комплименты и похвалы ведут к сближению между супругами, следует использовать все возможности расширить и укрепить эту связь. Поэтому, в дополнение к комплиментам, которые супруги должны говорить друг другу, можно использовать еще один вариант: комплимент самому себе. Время от времени каждому из супругов стоит рассказывать о себе похвальные вещи — о каком-то удачном деле, о комплиментах, услышанных в свой адрес, об умной мысли, которая пришла ему в голову. Если все это будет высказано деликатно, а не как рядовое хвастовство, такие вещи окажут позитивное влияние на отношение супруга к нему.

Уважение и комплименты себе

Как мы видим, выражение уважения другому человеку — это искусство. Но чем больше человек уважает себя, тем меньше он нуждается в уважении общества, которое его окружает. И это не потому, что ему не нужны эмоциональные «подкрепления», а потому, что он самостоятельно поставляет их своей эмоциональной сфере, сам того не замечая. Другими словами, он постоянно доволен сам собой. У человека с уверенностью в своих силах это происходит неосознанно, но и любой другой может сделать то же самое. Каждый раз, когда он делает нечто с его точки зрения, позитивное, он должен остановиться на секунду и сказать себе: «Я смог, я сделал это, я доказал себе, что способен». Такой прием в некотором смысле облегчит недостаток внимания и положительной оценки окружающих и усилит уверенность в своих силах — наиважнейшее чувство для каждого человека.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени