Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Десять казней и десять чудес, произошедших в Египте, взаимосвязаны. Человек стоит выше природы, что и продемонстрировал Творец.

5:5 Десять чудес было сотворено для наших праотцев в Египте, и десять — на море.

Те десять чудес, которые были сотворены для наших праотцев в Египте, — это десять казней, которые навел Б-г на Египет, дабы вывести оттуда сыновей Израиля. Именно этой цели служили все десять казней, и именно поэтому сами они и являются чудесами, сотворенными для наших праотцев в Египте. Рамбам же объясняет, что чудо, явленное нашим праотцам в Египте, состоит в том, что они не пострадали во время десяти казней. А потому это чудо состояло из десяти отдельных чудес. Ведь лягушек (например) Б-г навел на всю землю Египетскую, а не только на египтян, поэтому то, что Б-г спас от них сыновей Израиля, тоже было отдельным чудом. Доказательство этому можно усмотреть в том, что казнь тьмой — с точки зрения естественного хода вещей — невозможно было навести только на египтян: ведь израильтяне и египтяне жили вместе. И все же для евреев был свет, а для египтян — тьма.

Отсюда ты можешь заключить, что Б-г сотворил для евреев чудо, избавив их от тьмы. И теперь ясно, что и во всех остальных казнях происходило то же самое: Б-г спасал израильтян от казней, насылаемых на Египет. И теперь ясно стало также, почему мишна должна была подчеркнуть, что в Египте сыновьям Израиля было явлено десять чудес — ведь в Торе только об этой казни прямо сказано, что она не распространялась на Израиль (поэтому мишна должна была сказать, что так же было и в остальных случаях). Те же десять чудес, которые были сотворены для наших праотцев на море, Рамбам перечисляет подробно, и то же самое делает Раши, так что все эти чудеса ясны и разъяснены, и нет необходимости подробно останавливаться на них.

Однако здесь следует задать вопрос: после того как Б-г уже явил евреям десять чудес в Египте, для чего нужны были еще десять чудес на море? По-видимому, следует сказать, что Б-г творит для народа Израиля чудеса ради того, чтобы евреи были совершенно преданы Ему, согласно сказанному (Шмот 20): «Я — Б-г, твой Г-сподь, Который вывел тебя из земли Египетской». Поскольку Б-г вывел вас из Египта, должно быть так, чтобы Он стал для вас Г-сподом. А спасение бывает двух видов. Первый — это спасение от противника, то есть, от человека, наделенного разумом и свободой выбора. Второе же спасение — это спасение от другого вида противника, то есть, от природы. При этом противник-человек в определенном отношении более опасен, чем противник-природа. Ведь этот противник все время пользуется своей мудростью, измышляя способы нападения. Поэтому с ним труднее справиться, чем с природой, которая действует всегда одинаково, подчиняясь своим законам. Кроме того, человек стоит гораздо выше природы! Но с другой стороны, человек и менее опасный противник, чем природа: ведь его настроение может измениться и он может перестать быть врагом; природа же на это неспособна именно потому, что всегда одинакова. Поэтому Б-г, выводя евреев из Египта, спас их от врага, обладающего разумом: от фараона и египтян, которые выступили против них с силой и мощью, не давая им покинуть Египет; Б-г же (преодолел их сопротивление) и вывел евреев оттуда. Но, кроме того, Б-г явил им чудеса и на море, которое представляет собой природного врага. В то время, когда евреи уже не находились более под властью фараона, Б-г вывел их из моря, рассек его воды, то есть, преодолел противостоящую евреям природу моря. И оказалось, что Б-г спас народ Израиля и от врага, обладающего разумом, и от врага-природы, и тем самым приобрел евреев Себе в рабы, сделав их полностью преданными Себе. Поэтому важность чудес в Египте и на море одинакова, и поэтому и тех, и других было десять.

И следует тебе также узнать и понять еще одно различие. Когда Б-г вывел евреев из Египта, Он спас их от фараона, царствовавшего в то время, однако еще не спас их от Египта, то есть, от всего египетского народа. Ведь евреи находились под властью Египта и, освободившись от гнета тех египтян, что жили с ними в одно время, еще не стали свободными от Египта в целом: в это понятие включаются ведь и те египтяне, что придут после! А это спасение совершилось в момент рассечения Красного моря: тогда сотворенное Б-гом чудо позволило евреям полностью оставить эту страну, а египтяне все, как один, погибли в море.

Поэтому, когда Писание описывает события на море, Египет всегда упоминается лишь в единственном числе: «И вот, Египет гонится за ними…» (Шмот 14:10) и так далее, поскольку битва велась со всем египетским народом как единым целым. Именно на этом основывались наши мудрецы (Шмот раба 21), когда из стиха «И вот, Египет гонится за ними…» сделали вывод, что евреи увидели ангела Египта, который спустился, чтобы помочь народу Египта, и потому «испугались весьма» (там же). Дело именно в том, что победа на море — это была не только победа над этими (конкретными) египтянами, но над всем народом, подчиняющимся своему ангелу. Поэтому-то ангел и спустился, чтобы помочь им! И когда ангел Египта был побежден, тем самым была достигнута окончательная победа над всем народом Египта в целом. И все события, связанные с рассечением Красного моря, были направлены именно на это. Поэтому стих (Шмот 14:13) говорит: «…Ибо так, как вы видели Египет сегодня, больше не увидите его до скончания века». Таким образом, эти события означали окончательный исход из Египта, на все времена; и здесь не место распространяться об этом.

Смысл числа десять мы уже разъясняли тебе: Б-г пожелал явить Израилю чудеса всех возможных форм и видов, поскольку чудеса не все одинаковы. Чудо — это изменение порядка природы, и это изменение для разных вещей различно. Одну вещь в каком-то определенном отношении легко изменить, а в каком-то — сложно, другая легче поддается изменениям в одной области, но тяжелее — в другой. Но десять (различных) чудес охватывают собой все возможные стороны мироздания, и когда Б-г явил евреям в Египте десять (таких) чудес, они окончательно убедились, что благословенный Б-г творит для них чудеса и меняет для них порядок мироздания во всех его проявлениях.

Так следует понимать число десять и во всех остальных местах, где оно упомянуто. Б-г сотворил мир Десятью Речениями, и поэтому в мире ни в чем нет недостатка, он содержит в себе все возможные части, которых всего десять. От Первого Человека до Ноаха и от Ноаха до Авраама прошло десять поколений, поскольку Б-г воздерживался от проявления Своего гнева, ожидая, что какое-то из поколений, возможно, будет отличаться от предыдущих, а это ожидание могло длиться лишь до десяти поколений, как мы объясняли выше (мишна 3). И десятью испытаниями испытали наши праотцы Б-га в пустыне, чтобы подвергнуть Его всем возможным видам испытаний. И десять вещей были сотворены в сумерки шестого дня, поскольку они выбивались из естественного миропорядка (каждая в своей области). Это число содержит в себе все возможные варианты, отличающиеся друг от друга: другими словами, содержит в себе все.

Однако наши мудрецы доказывают в мидраше, что все эти отрывки, в которых упоминается число десять, связаны с тем, что мир был сотворен Десятью Речениями, то есть, стоит на самом высоком уровне, на который указывает это число. По этой причине число десять содержится во всех тех (важнейших для мира) событиях, о которых говорит эта глава Мишны: (это означает, что) Б-г управляет миром через его высшую ступень, содержащую число десять.

с разрешения издательства Швут Ами