Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не подобает гневаться на жену, чтобы сделать приятное родителям»Сефер Хасидим — Книга Благочестивых
Человек в этом мире нуждается в обществе

Идти по дороге

Человек в этом мире нуждается в обществе.

Об этом говорит Гемара[1]: весь мир создан, чтобы «составить компанию» этому (то есть Адаму). Следовательно,человек нуждается в сообществе сотворённых.

А Мудрецы отмечают[2]: если человек идёт по дороге без попутчика, то должен заняться Торой. «Идтипо дороге» — это жизнь человека в Этом Мире.[3] Тора же — прообразТворения и отражение всех созданий[4].Занимаясь Торой, человек получает в спутники всё Мироздание.

Существование в этом мире недаром уподобляется «движению по дороге». Это движение, это преодоление пути — ни чтоиное, как работа, которую Гемара[5]называет работой по соблюдению заповедей. Вся жизнь — это непрерывный труд.Потому-то в Талмуде день смерти называется «отдохновением души», иботолько с её приходом человек «отдыхает от трудов».

Человек для труда рождён, и потому указывается вЙерушалми[6]: «Сказал раби  Хия: во все дни моей жизни я не мог сосредоточиться (вмолитве)…из-за забот…» — ибо жизнь — тяжкий труд — мешаетсосредоточению. Достичь нужного настроя в полной мере в этом мире невозможно.

Только Шабат, называемый подобием Грядущего Мира,является днём Покоя, как сказано[7]: «Лишь тот, кто трудился в Канун Субботы — будет вкушать в Субботу, кто жепренебрёг хлопотами загодя, в Субботу что станет есть?»

Разум и желание

Две силы управляют человеком: разум и желание. Не этоли имеет в виду Йерушалми[8]: «Сказал Святой, благословен Он: если дашь мне сердце твоё и глаза твои — Ябуду знать, что мой ты…» «Глаза» — это разум. Говорит Гемара[9]: импульсы, заставляющиеглаза направлять взгляд, исходят из сердца. Глаза — отражение разума, ноглавным является серце, ибо в нём средоточие жизни. Разум плетётся за желанием,подобно сказанному: «подкуп ослепляет глаза мудрых». Желание сбиваетс толку разум.

И всё же: «Глаз видит и сердце жаждет» — именно разум рождает желание. Об этом говоритсяя[10]: «Если нет мудрости — нет и страха (перед Всевышним), но если нет страха — нет и мудрости».

Разум и желание связаны, дополняя друг друга.

Сказано[11]: «Отец мой и матьоставили меня…» Родители уподобляются уму и сердцу, и оба «оставилименя»? Почему? Нет мудрости в грехах, также как нет и понимания. В вотчинедурного начала нет упоминания о добре, инет ни разума, ни воли[12].

И всё же, даже тогда: «Всевышний подберётменя…»[13] — то есть поможетвыбраться (из тупика, в который человек загнал сам себя). И это касается дажесамых последних поколений, (похожих на человека, встреченного раби Элазаром бенШимоном), как приведено в Гемаре[14], «скажи Мастеру,сделавшему меня: как безобразен сосуд этот, который Ты вылепил…» Святой,благословен Он — тот самый Мастер, который, сделав нас без разума,  безсердечного понимания и желания, — «подберёт» нас, то есть соберётнас, отдалённых, что, по сути, для нашего спасения является главным.»Собери разбросанное наше…» — то есть, все потерянные частичкидуши, все разрозненные её части. Когда они все вернутся к человеку — (только)тогда он — праведник и спасён.

Смешение душ

Во сне возможна замена души. Так объясняют Мудрецымидраш «Шохар Тов», где говорится, что (как правило) Всевышний, неперемешивает души, данные Им в залог человеку, но в принципе это возможно.Однако, это касается лишь тех, кто сам, добровольно, вручает Ему душу. Те же,кто видят во всём случай и уверены, что мир живёт по «естественным»законам, подвергаются опасности замены души.

Сказано в Гемаре[15]: «Сон — однашестидесятая часть смерти». И ещё сказано[16], что после смерти укаждого человека — два «владения»: в Ган Эдэне и Геиноме. Праведникменяет свою долю со злодеем: берёт себе его часть в Ган Эдэне и отдаётсвой «надел» в Геиноме.

Подобным образом может произойти и во сне: праведнаячасть души злодея примешивается к душе достойного человека, а злодею, в своюочередь, приходится вместить в себя дурное из души ближнего. Недаром сказано[17]: «Сон злодея — приятен и ему самому, и всему миру.» Обратная картина с праведниками: дажеполучив от негодяя лучшее, что есть у того в душе, тем не менее, даже этолучшее приправлено укоренённым злом, которое праведнику приходится извлекать изсебя и изживать, а то и подвергаться «очистительным процедурам» ввиде несчастий. Потому и сказано: плохо от этого обмена и самому праведнику, ивсему миру. Действенное средство против перемешивания душ во сне (как дляправедника, так и для злодея) — прочтение молитвы «Шма» перед сном.


[1] Брахот,6:

[2] Ирувин,54.

[3] Сота,21.

[4] Берешит Рабо,1

[5] Брахот,1.

[6]Йерусалимский Талмуд, Брахот, раздел 2,алаха4

[7] Авода Зара,3.

[8] Брахот, конец первого раздела (9: )

[9] Авода Зара,28:

[10] Авот, третий раздел.

[11] Теилим,27

[12]Недорим,32:

[13] Теилим,27

[14] Таанит,

[15] Брахот,57:

[16] Хагига,15.

[17] Санедрин,71:

из журнала «Мир Торы»


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.