Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хороший человек и дальним близок, плохой — и ближним далек»Раби Шломо Алеми
Человек в этом мире нуждается в обществе

Идти по дороге

Человек в этом мире нуждается в обществе.

Об этом говорит Гемара[1]: весь мир создан, чтобы «составить компанию» этому (то есть Адаму). Следовательно,человек нуждается в сообществе сотворённых.

А Мудрецы отмечают[2]: если человек идёт по дороге без попутчика, то должен заняться Торой. «Идти по дороге» — это жизнь человека в Этом Мире.[3] Тора же — прообразТворения и отражение всех созданий[4].Занимаясь Торой, человек получает в спутники всё Мироздание.

Существование в этом мире недаром уподобляется «движению по дороге». Это движение, это преодоление пути — ни что иное, как работа, которую Гемара[5]называет работой по соблюдению заповедей. Вся жизнь — это непрерывный труд.Потому-то в Талмуде день смерти называется «отдохновением души», ибо только с её приходом человек «отдыхает от трудов».

Человек для труда рождён, и потому указывается в Йерушалми[6]: «Сказал раби  Хия: во все дни моей жизни я не мог сосредоточиться (в молитве)…из-за забот…» — ибо жизнь — тяжкий труд — мешает сосредоточению. Достичь нужного настроя в полной мере в этом мире невозможно.

Только Шабат, называемый подобием Грядущего Мира, является днём Покоя, как сказано[7]: «Лишь тот, кто трудился в Канун Субботы — будет вкушать в Субботу, кто же пренебрёг хлопотами загодя, в Субботу что станет есть?»

Разум и желание

Две силы управляют человеком: разум и желание. Не это ли имеет в виду Йерушалми[8]: «Сказал Святой, благословен Он: если дашь мне сердце твоё и глаза твои — Я буду знать, что мой ты…» «Глаза» — это разум. Говорит Гемара[9]: импульсы, заставляющие глаза направлять взгляд, исходят из сердца. Глаза — отражение разума, но главным является сердце, ибо в нём средоточие жизни. Разум плетётся за желанием,подобно сказанному: «подкуп ослепляет глаза мудрых». Желание сбивает с толку разум.

И всё же: «Глаз видит и сердце жаждет» — именно разум рождает желание. Об этом говорится[10]: «Если нет мудрости — нет и страха (перед Всевышним), но если нет страха — нет и мудрости».

Разум и желание связаны, дополняя друг друга.

Сказано[11]: «Отец мой и мать оставили меня…» Родители уподобляются уму и сердцу, и оба «оставили меня»? Почему? Нет мудрости в грехах, так же, как нет и понимания. В вотчине дурного начала нет упоминания о добре, и нет ни разума, ни воли[12].

И всё же, даже тогда: «Всевышний подберёт меня…»[13] — то есть поможет выбраться (из тупика, в который человек загнал сам себя). И это касается даже самых последних поколений, (похожих на человека, встреченного раби Элазаром бен Шимоном), как приведено в Гемаре[14], «скажи Мастеру,сделавшему меня: как безобразен сосуд этот, который Ты вылепил…» Святой, благословен Он — тот самый Мастер, который, сделав нас без разума,  без сердечного понимания и желания, — «подберёт» нас, то есть соберёт нас, отдалённых, что, по сути, для нашего спасения является главным.»Собери разбросанное наше…» — то есть, все потерянные частички души, все разрозненные её части. Когда они все вернутся к человеку — (только) тогда он — праведник и спасён.

Смешение душ

Во сне возможна замена души. Так объясняют Мудрецы мидраш «Шохар Тов», где говорится, что (как правило) Всевышний, не перемешивает души, данные Им в залог человеку, но в принципе это возможно.Однако, это касается лишь тех, кто сам, добровольно, вручает Ему душу. Те же, кто видят во всём случай и уверены, что мир живёт по «естественным» законам, подвергаются опасности замены души.

Сказано в Гемаре[15]: «Сон — одна шестидесятая часть смерти». И ещё сказано[16], что после смерти у каждого человека — два «владения»: в Ган Эдэне и Геиноме. Праведник меняет свою долю со злодеем: берёт себе его часть в Ган Эдэне и отдаёт свой «надел» в Геиноме.

Подобным образом может произойти и во сне: праведная часть души злодея примешивается к душе достойного человека, а злодею, в свою очередь, приходится вместить в себя дурное из души ближнего. Недаром сказано[17]: «Сон злодея — приятен и ему самому, и всему миру.» Обратная картина с праведниками: даже получив от негодяя лучшее, что есть у того в душе, тем не менее, даже это лучшее приправлено укоренённым злом, которое праведнику приходится извлекать из себя и изживать, а то и подвергаться «очистительным процедурам» в виде несчастий. Потому и сказано: плохо от этого обмена и самому праведнику, и всему миру. Действенное средство против перемешивания душ во сне (как для праведника, так и для злодея) — прочтение молитвы «Шма» перед сном.


[1] Брахот,6:

[2] Ирувин,54.

[3] Сота,21.

[4] Берешит Рабо,1

[5] Брахот,1.

[6]Йерусалимский Талмуд, Брахот, раздел 2,алаха4

[7] Авода Зара,3.

[8] Брахот, конец первого раздела (9: )

[9] Авода Зара,28:

[10] Авот, третий раздел.

[11] Теилим,27

[12]Недорим,32:

[13] Теилим,27

[14] Таанит,

[15] Брахот,57:

[16] Хагига,15.

[17] Санедрин,71:

из журнала «Мир Торы»


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.