Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек в этом мире нуждается в обществе

Идти по дороге

Человек в этом мире нуждается в обществе.

Об этом говорит Гемара[1]: весь мир создан, чтобы «составить компанию» этому (то есть Адаму). Следовательно,человек нуждается в сообществе сотворённых.

А Мудрецы отмечают[2]: если человек идёт по дороге без попутчика, то должен заняться Торой. «Идтипо дороге» — это жизнь человека в Этом Мире.[3] Тора же — прообразТворения и отражение всех созданий[4].Занимаясь Торой, человек получает в спутники всё Мироздание.

Существование в этом мире недаром уподобляется «движению по дороге». Это движение, это преодоление пути — ни чтоиное, как работа, которую Гемара[5]называет работой по соблюдению заповедей. Вся жизнь — это непрерывный труд.Потому-то в Талмуде день смерти называется «отдохновением души», иботолько с её приходом человек «отдыхает от трудов».

Человек для труда рождён, и потому указывается вЙерушалми[6]: «Сказал раби  Хия: во все дни моей жизни я не мог сосредоточиться (вмолитве)…из-за забот…» — ибо жизнь — тяжкий труд — мешаетсосредоточению. Достичь нужного настроя в полной мере в этом мире невозможно.

Только Шабат, называемый подобием Грядущего Мира,является днём Покоя, как сказано[7]: «Лишь тот, кто трудился в Канун Субботы — будет вкушать в Субботу, кто жепренебрёг хлопотами загодя, в Субботу что станет есть?»

Разум и желание

Две силы управляют человеком: разум и желание. Не этоли имеет в виду Йерушалми[8]: «Сказал Святой, благословен Он: если дашь мне сердце твоё и глаза твои — Ябуду знать, что мой ты…» «Глаза» — это разум. Говорит Гемара[9]: импульсы, заставляющиеглаза направлять взгляд, исходят из сердца. Глаза — отражение разума, ноглавным является серце, ибо в нём средоточие жизни. Разум плетётся за желанием,подобно сказанному: «подкуп ослепляет глаза мудрых». Желание сбиваетс толку разум.

И всё же: «Глаз видит и сердце жаждет» — именно разум рождает желание. Об этом говоритсяя[10]: «Если нет мудрости — нет и страха (перед Всевышним), но если нет страха — нет и мудрости».

Разум и желание связаны, дополняя друг друга.

Сказано[11]: «Отец мой и матьоставили меня…» Родители уподобляются уму и сердцу, и оба «оставилименя»? Почему? Нет мудрости в грехах, также как нет и понимания. В вотчинедурного начала нет упоминания о добре, инет ни разума, ни воли[12].

И всё же, даже тогда: «Всевышний подберётменя…»[13] — то есть поможетвыбраться (из тупика, в который человек загнал сам себя). И это касается дажесамых последних поколений, (похожих на человека, встреченного раби Элазаром бенШимоном), как приведено в Гемаре[14], «скажи Мастеру,сделавшему меня: как безобразен сосуд этот, который Ты вылепил…» Святой,благословен Он — тот самый Мастер, который, сделав нас без разума,  безсердечного понимания и желания, — «подберёт» нас, то есть соберётнас, отдалённых, что, по сути, для нашего спасения является главным.»Собери разбросанное наше…» — то есть, все потерянные частичкидуши, все разрозненные её части. Когда они все вернутся к человеку — (только)тогда он — праведник и спасён.

Смешение душ

Во сне возможна замена души. Так объясняют Мудрецымидраш «Шохар Тов», где говорится, что (как правило) Всевышний, неперемешивает души, данные Им в залог человеку, но в принципе это возможно.Однако, это касается лишь тех, кто сам, добровольно, вручает Ему душу. Те же,кто видят во всём случай и уверены, что мир живёт по «естественным»законам, подвергаются опасности замены души.

Сказано в Гемаре[15]: «Сон — однашестидесятая часть смерти». И ещё сказано[16], что после смерти укаждого человека — два «владения»: в Ган Эдэне и Геиноме. Праведникменяет свою долю со злодеем: берёт себе его часть в Ган Эдэне и отдаётсвой «надел» в Геиноме.

Подобным образом может произойти и во сне: праведнаячасть души злодея примешивается к душе достойного человека, а злодею, в своюочередь, приходится вместить в себя дурное из души ближнего. Недаром сказано[17]: «Сон злодея — приятен и ему самому, и всему миру.» Обратная картина с праведниками: дажеполучив от негодяя лучшее, что есть у того в душе, тем не менее, даже этолучшее приправлено укоренённым злом, которое праведнику приходится извлекать изсебя и изживать, а то и подвергаться «очистительным процедурам» ввиде несчастий. Потому и сказано: плохо от этого обмена и самому праведнику, ивсему миру. Действенное средство против перемешивания душ во сне (как дляправедника, так и для злодея) — прочтение молитвы «Шма» перед сном.


[1] Брахот,6:

[2] Ирувин,54.

[3] Сота,21.

[4] Берешит Рабо,1

[5] Брахот,1.

[6]Йерусалимский Талмуд, Брахот, раздел 2,алаха4

[7] Авода Зара,3.

[8] Брахот, конец первого раздела (9: )

[9] Авода Зара,28:

[10] Авот, третий раздел.

[11] Теилим,27

[12]Недорим,32:

[13] Теилим,27

[14] Таанит,

[15] Брахот,57:

[16] Хагига,15.

[17] Санедрин,71:

из журнала «Мир Торы»


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше