Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И праведнику недоступна та высота, какой достигает грешник своим раскаянием.»Раби Абау, Санедрин 99а
В общественном транспорте религиозные мужчины и женщины сидят отдельно. Такой обычай проистекает из еврейских законов скромности, запрещающих общение между чужими людьми разных полов.

Многие заметили одну особенность в поведении религиозных евреев, — не всех, а главным образом тех, что одеты в черные костюмы, носят шляпы и пейсы: стоит в автобусе женщине присесть рядом с таким евреем, как он тут же встает и отходит. В чем дело? Что заставляет человека отказаться от своего места, за которое он заплатил отнюдь не 5 копеек, и встать в проходе, как часто случается даже на междугородних рейсах?

Обычай, не больше того. Считается предосудительным разговаривать на улице с чужими женами (а женщинам с чужими мужьями). Закон категорически запрещает мужчине и женщине, не женатым друг на друге, находиться в изолированном помещении. (У этого запрещения есть много тонких особенностей, которые не место здесь упоминать). Но сидеть рядом не запрещено! Вполне достаточно того, что между сидящими остается пространство или они сидят на соседних сидениях, а не на одном. Тем не менее обычай сохраняется, и очень многие его соблюдают.

Окружающие стараются не садиться рядом с религиозным человеком противоположного пола — чтобы тем самым не согнать его с места. По крайней мере так поступают, если в автобусе есть свободные места.

И только если мест нет, а человек хочет сидеть, на что он имеет полное право! — только тогда он считает возможным сесть на любое свободное место, не взирая на то, кто окажется его соседом.

Так принято у израильтян, которые, как правило, уважительно относятся ко всем.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.