Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В общественном транспорте религиозные мужчины и женщины сидят отдельно. Такой обычай проистекает из еврейских законов скромности, запрещающих общение между чужими людьми разных полов.

Многие заметили одну особенность в поведении религиозных евреев, — не всех, а главным образом тех, что одеты в черные костюмы, носят шляпы и пейсы: стоит в автобусе женщине присесть рядом с таким евреем, как он тут же встает и отходит. В чем дело? Что заставляет человека отказаться от своего места, за которое он заплатил отнюдь не 5 копеек, и встать в проходе, как часто случается даже на междугородних рейсах?

Обычай, не больше того. Считается предосудительным разговаривать на улице с чужими женами (а женщинам с чужими мужьями). Закон категорически запрещает мужчине и женщине, не женатым друг на друге, находиться в изолированном помещении. (У этого запрещения есть много тонких особенностей, которые не место здесь упоминать). Но сидеть рядом не запрещено! Вполне достаточно того, что между сидящими остается пространство или они сидят на соседних сидениях, а не на одном. Тем не менее обычай сохраняется, и очень многие его соблюдают.

Окружающие стараются не садиться рядом с религиозным человеком противоположного пола — чтобы тем самым не согнать его с места. По крайней мере так поступают, если в автобусе есть свободные места.

И только если мест нет, а человек хочет сидеть, на что он имеет полное право! — только тогда он считает возможным сесть на любое свободное место, не взирая на то, кто окажется его соседом.

Так принято у израильтян, которые, как правило, уважительно относятся ко всем.


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру