Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака и милость, которую делают евреи, порождают добрых ангелов, которые защищают наш народ на небесах.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а
По материалам газеты «Истоки»

Продолжаем обсуждение высказывания великого Илеля, начатое в прошлом выпуске.

«НЕ ГОВОРИ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ. НЕ ГОВОРИ: “БУДЕТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ — ПОУЧУСЬ”, — ПОТОМУ ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, ЧТО НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ» (трактат Авот 2:4).

Говори только то, что можно понять. Любая неясность речи может привести к неправильному пониманию твоих слов, что грозит, не дай Б‑г, нарушением заповедей, если ты преподаешь Тору.

«Не говори, что непонятно, но в конце концов будет понято». Тут речь идет не о неправде или искажении тобой смысла, а о словах безусловно правильных, но таких, что для их понимания требуются усилия и большая работа. Хочешь быть понятым — говори предельно ясно. А не хочешь — так вообще молчи. Вспомним высказывание Шамая: Говори мало! (Авот 1:15).

Рабену Йона дает совсем другой контекст: если знаешь тайну — не спеши поделиться ею даже с близким другом. В оригинале сказано: «Не говори того, что нельзя услышать, но рано или поздно будет услышано». — Разве мой друг меня выдаст? Остерегись, весть скоро разойдется, и виновным в ее распространении окажешься ты! Это подразумевал царь Шломо, когда сказал (Коэлет 10:20): «Потому что небесная птица разнесет твою речь, крылатая расскажет слово».

У Раши есть еще одно толкование. Не говори об уроке Торы, который можешь выучить сегодня: выучу завтра. Этот смысл впрямую увязывается воедино со следующим предложением:

«Не говори: когда будет свободное время, тогда и поучусь, потому что может так случиться, что не будет у тебя свободного времени». Об этом говорил Шамай, когда советовал ученику Торы установить постоянные часы для ежедневных занятий. От себя добавим: «завтра, завтра, не сегодня» говорят не только лентяи, но и все, у кого нет никакого завтра. Хочешь, чтобы оно у тебя было, — установи его уже сегодня. Садись и учись!


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.