Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Продолжаем обсуждение высказывания великого Илеля, начатое в прошлом выпуске.

«НЕ ГОВОРИ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ. НЕ ГОВОРИ: “БУДЕТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ — ПОУЧУСЬ”, — ПОТОМУ ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, ЧТО НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ» (трактат Авот 2:4).

Говори только то, что можно понять. Любая неясность речи может привести к неправильному пониманию твоих слов, что грозит, не дай Б‑г, нарушением заповедей, если ты преподаешь Тору.

«Не говори, что непонятно, но в конце концов будет понято». Тут речь идет не о неправде или искажении тобой смысла, а о словах безусловно правильных, но таких, что для их понимания требуются усилия и большая работа. Хочешь быть понятым — говори предельно ясно. А не хочешь — так вообще молчи. Вспомним высказывание Шамая: Говори мало! (Авот 1:15).

Рабену Йона дает совсем другой контекст: если знаешь тайну — не спеши поделиться ею даже с близким другом. В оригинале сказано: «Не говори того, что нельзя услышать, но рано или поздно будет услышано». — Разве мой друг меня выдаст? Остерегись, весть скоро разойдется, и виновным в ее распространении окажешься ты! Это подразумевал царь Шломо, когда сказал (Коэлет 10:20): «Потому что небесная птица разнесет твою речь, крылатая расскажет слово».

У Раши есть еще одно толкование. Не говори об уроке Торы, который можешь выучить сегодня: выучу завтра. Этот смысл впрямую увязывается воедино со следующим предложением:

«Не говори: когда будет свободное время, тогда и поучусь, потому что может так случиться, что не будет у тебя свободного времени». Об этом говорил Шамай, когда советовал ученику Торы установить постоянные часы для ежедневных занятий. От себя добавим: «завтра, завтра, не сегодня» говорят не только лентяи, но и все, у кого нет никакого завтра. Хочешь, чтобы оно у тебя было, — установи его уже сегодня. Садись и учись!


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше