Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

«НЕВЕЖДА НЕ БОИТСЯ ГРЕХА. ПРОСТОЛЮДИН — НЕ ПРАВЕДНИК. ЗАСТЕНЧИВЫЙ НЕ МОЖЕТ УЧИТЬСЯ. ВСПЫЛЬЧИВЫЙ НЕ МОЖЕТ УЧИТЬ. ТОРГОВЛЯ НЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА МУДРЕЕ. ТАМ, ГДЕ НЕТ ЛЮДЕЙ, ПОСТАРАЙСЯ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» (трактат Авот 2:5).

Если прочесть высказывание великого Илеля внимательно, то окажется, что все, к чему мы привыкли, здесь как бы перевернуто. Почему невежда не боится греха? Невежда — это тот, кто не обладает знаниями. Разве отсутствие знаний приводит к греху? Скорее наоборот, подчас человека подводит именно образованность. Со знанием растет его уровень требовательности к миру, он начинает стремиться к вещам, о которых невежда и не помышлял. Его окружают новые соблазны, в результате он может сорваться и совершить проступок. Так почему невежда не боится греха?

Простолюдин — не праведник. Мы приучены считать, что, чем проще человек, тем он ближе к честному и прямодушному поведению. Человек из народа всегда прав, — на этом лозунге нас воспитывала классическая литература… Дальше. застенчивый не может учиться. Чему учиться? Если не может, то и не надо. Ведь застенчивый же, стыдливый! Получается, что учиться может только бесстыдный, так что ли?.. Что касается торговли, то снова непонятно: многие профессии не делают человека мудрее. Например, работа грузчика. Но как раз торговля скорее разовьет навыки мышления, чем все остальное. Поэтому, в чем суть высказывания?.. И лишь с утверждением, что везде надо стараться быть человеком, соглашаемся без возражений. Хотя, извините, зачем говорить прописные истины?

Мы специально поставили все эти вопросы и не привели ни одного ответа, чтобы показать, что полезно сначала задуматься — а что, собственно, заключено в приведенных словах? Способность поставить правильный вопрос является ценным качеством ученика. Вопрос — всегда подозрение, своего рода недоверие к истинности высказывания, критика. Конечно, мы доверяем мудрости и святости всего, что сказали наши мудрецы. Но сами мудрецы хотели, чтобы мы научились задавать вопросы. Не спрашивает тот, кто стесняется. Способность к соглашениям и стеснительность — ценные качества в жизни, но не в учебе… Вот кстати, мы и начали комментировать одно из высказываний, приведенных в мишне. Ответы на поставленные вопросы — в следующий раз.


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина