Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не засматривайся на красивую женщину, даже если она свободна, и на замужнюю, даже если она безобразна»Вавилонский Талмуд, Авода Зара 20а
По материалам газеты «Истоки»

«НЕВЕЖДА НЕ БОИТСЯ ГРЕХА. ПРОСТОЛЮДИН — НЕ ПРАВЕДНИК. ЗАСТЕНЧИВЫЙ НЕ МОЖЕТ УЧИТЬСЯ. ВСПЫЛЬЧИВЫЙ НЕ МОЖЕТ УЧИТЬ. ТОРГОВЛЯ НЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА МУДРЕЕ. ТАМ, ГДЕ НЕТ ЛЮДЕЙ, ПОСТАРАЙСЯ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» (трактат Авот 2:5).

Если прочесть высказывание великого Илеля внимательно, то окажется, что все, к чему мы привыкли, здесь как бы перевернуто. Почему невежда не боится греха? Невежда — это тот, кто не обладает знаниями. Разве отсутствие знаний приводит к греху? Скорее наоборот, подчас человека подводит именно образованность. Со знанием растет его уровень требовательности к миру, он начинает стремиться к вещам, о которых невежда и не помышлял. Его окружают новые соблазны, в результате он может сорваться и совершить проступок. Так почему невежда не боится греха?

Простолюдин — не праведник. Мы приучены считать, что, чем проще человек, тем он ближе к честному и прямодушному поведению. Человек из народа всегда прав, — на этом лозунге нас воспитывала классическая литература… Дальше. застенчивый не может учиться. Чему учиться? Если не может, то и не надо. Ведь застенчивый же, стыдливый! Получается, что учиться может только бесстыдный, так что ли?.. Что касается торговли, то снова непонятно: многие профессии не делают человека мудрее. Например, работа грузчика. Но как раз торговля скорее разовьет навыки мышления, чем все остальное. Поэтому, в чем суть высказывания?.. И лишь с утверждением, что везде надо стараться быть человеком, соглашаемся без возражений. Хотя, извините, зачем говорить прописные истины?

Мы специально поставили все эти вопросы и не привели ни одного ответа, чтобы показать, что полезно сначала задуматься — а что, собственно, заключено в приведенных словах? Способность поставить правильный вопрос является ценным качеством ученика. Вопрос — всегда подозрение, своего рода недоверие к истинности высказывания, критика. Конечно, мы доверяем мудрости и святости всего, что сказали наши мудрецы. Но сами мудрецы хотели, чтобы мы научились задавать вопросы. Не спрашивает тот, кто стесняется. Способность к соглашениям и стеснительность — ценные качества в жизни, но не в учебе… Вот кстати, мы и начали комментировать одно из высказываний, приведенных в мишне. Ответы на поставленные вопросы — в следующий раз.


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?